Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Д.М. Насретдиновой,
судей А.В. Мелихова, Г.А. Сахиповой,
при секретаре судебного заседания Ю.Н. Ишимбаевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 20 февраля 2018 года, которым удовлетворен иск Р.Т.Ашимовой и постановлено: возложить на Управление Пенсионного фонда РФ по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ обязанность: включить в специальный стаж Р.Т.Ашимовой, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, период работы в Чистопольской ЦРБ с 01 февраля 2000 года по 31 декабря 2009 года в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Признать право Р.Т.Ашимовой на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения и обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ назначить ей указанную пенсию с 03 ноября 2017 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ в пользу Р.Т. Ашимовой в возврат госпошлины 300 руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан - А.П.Батыру, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения Р.Т. Ашимовой, возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.Т. Ашимова обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения и возложении обязанности по ее назначению с момента наступления права.
В обосновании требований указала, что решением ответчика от 17 ноября 2017 года ей отказано в назначении таковой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В специальный стаж ответчиком период ее работы в должности операционной медицинской сестры травматологического пункта Чистопольской ЦРБ с 01 февраля 2000 года по 31 декабря 2009 года включен в календарном порядке, тогда как она фактически исполняла трудовые обязанности операционной медицинской сестры не травматологического пункта Чистопольской ЦРБ, а травматологического отделения Чистопольской ЦРБ.
Не соглашаясь с таким решением, истца просила суд признать его незаконным, возложить на ответчика обязанность включить вышеуказанный период работы в специальный стаж в льготном исчислении - 1 год работы считать за 1 год 6 месяцев.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывается, что истица работала в травматологическом пункте, что не предусмотрено перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж в льготном порядке, и не относится к хирургическому профилю.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона) и могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона).
В соответствии с п. п. "н" ч. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления применяются:
список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 об утверждении Списка и Правил
список должностей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Обутверждении Списка, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, решением которого ей было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
В бесспорном порядке в данный стаж ответчиком зачтено 25 лет 2 месяца 21 день.
В специальный стаж пенсионным органом включен в календарном порядке без применения льготного исчисления как 1 год за 1 год и 6 месяцев период работы в должности операционной медицинской сестры травматологического пункта Чистополькой ЦРБ с 01февраля2000 года по 31декабря2009 года.
Удовлетворяя заявленные ею требования, суд исходил из того, что вышеуказанные периоды работы подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении как год работы за 1 год и 6 месяцев, поскольку выполняемая истицей работа относится к хирургическому профилю.
Между тем, с такими выводами согласиться нельзя.
После 01 ноября 1999 года законодатель предусмотрел возможность льготного исчисления стажа медицинских работников, указав в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066, а также в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, наименование структурных подразделений и должностей, работа в которых в течение года засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
В этих Перечнях среди отделений хирургического профиля стационаров указаны травматологическое и травматолого-ортопедическое отделение, а в числе должностей указаны операционные медицинские сестры, включая старших, и медицинские сестры перевязочных.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность льготного исчисления (год работы за год и шесть месяцев стажа) периодов работы в медицинских учреждениях, применительно к рассматриваемому спору, при условии, что работа должна протекать в подразделениях, указанных в перечне, и на соответствующих должностях, указанных в нем же.
Именно совокупность этих условий, по мнению законодателя, свидетельствует о таком характере работы, специфике выполнения функциональных обязанностей в соответствии с указанными в перечне должностями, которые существенно отличаются по уровню сложности и напряженности с выполнением должностных обязанностей другими работниками среднего медицинского персонала.
Рассматривая требования истца требований о признании права на льготное исчисление периодов работы с 01февраля2000 года по 31декабря2009 года в должности медицинской сестры травматологического пункта Чистопольской ЦРБ из расчета один год работы за один год и шесть месяцев, судебная коллегия исходит из того, что истцом не представлено доказательств ее работы в эти периоды времени в условиях отделения стационара.
Письменные доказательства, в частности трудовая книжка, штатное расписание, с очевидностью подтверждают, что истец в спорный период не работала в стационарных отделениях хирургического профиля больницы, а оказывала медицинские услуги в амбулаторном порядке.
При таких обстоятельствах, оснований для льготного исчисления этого периода работы как 1 год работы за 1 год 6 месяцев специального стажа, а равно как и для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости с 03 ноября 2017 года ввиду отсутствия требуемого стажа работы, у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением нового об отказе Р.Т.Ашимовой в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 20февраля2018 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение, которым Р.Т.Ашимовой в удовлетворении иска к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан о возложении обязанности включить в ее специальный стаж в льготном исчислении периоды работы с 01 февраля 2000 года по 31 декабря 2009 года в должности операционной медицинской сестры травматологического пункта Чистопольской центральной районной больницы и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 03ноября2017года отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.