Дата вступления в законную силу - 23 апреля 2018 г.
Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" Бычковой Е.В. на постановление судьи Джанкойского районного суда Республики Крым Ермаковой М.Г. от 13.02.2018 г. по делу N5-59/2018, которым Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Джанкойского районного суда Республики Крым от 13.02.2018 г. по делу N5-59/2018 Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" (далее ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" Бычкова Е.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, производство по делу прекратить.
Жалоба обоснована тем, что ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" не является производственным предприятием, необходимую дорожную деятельность осуществляют подрядные организации, на основании заключаемых с ними государственных контрактов на обеспечение государственных нужд в строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог. 30.12.2016 г. был заключен государственный контракт N7/16 на содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Крым с Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымавтодор", согласно которому административную ответственность за нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при выполнении работ по контракту несет подрядчик и его должностные лица, таким образом ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" были приняты зависящие от него меры для выполнения возложенных на него задач по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Крым, обеспечению безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта. Кроме того, обжалуемое постановление вынесено за пределами срока давности привлечения, поскольку, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, тогда как вменяемое ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" было совершено 21.11.2017 г, следовательно, срок давности привлечения истек 21.01.2018 г.
В судебное заседание, которое состоялось 23.04.2018 г, ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" явку своего представителя либо защитника не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.11.1995 г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 12 Закона N196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
При этом отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N257-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона N257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 12 ст. 3 Закона N257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 17 Закона N257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения, а также правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств устанавливают ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" и ГОСТ 33220-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию".
Все требования государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений установлена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 23.11.2017 г. было проведено обследование автодороги 35 ОП РЗ 35Н-002 "граница с Украиной-Симферополь-Алушта-Ялта", в том числе в месте дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 21.11.2017 г, при котором были выявлены и зафиксированы недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, а именно:
на 533 км + 700 м на участке дороги с двухсторонним движением с двумя полосами для движения в данном направлении отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, продублированные над проезжей частью, что является нарушением п. 5.1.6 ГОСТа Р 52289-2004; дорожные знаки 6.10.1 "Указатель направлений" и 5.19.1 (5.19.2) "Пешеходный переход", расположенные вне населенного пункта, установлены на расстоянии менее 50 метров друг от друга, что является нарушением п. 5.1.14 ГОСТа Р 52289-2004;
на 540 км + 70 м при движении со стороны границы с Украиной в направлении г. Симферополя отсутствуют дорожные знаки 5.19.2 "Пешеходный переход" с левой и правой стороны проезжей части (на ближней и дальней границах перехода), что является нарушением п. 5.6.24 ГОСТа Р 52289-2004;
на 546 км + 250 м при движении со стороны границы с Украиной в направлении г. Симферополя отсутствует дорожный знак 5.19.2 "Пешеходный переход" с левой и правой стороны проезжей части, что является нарушением п. 5.6.24 ГОСТа Р 52289-2004, а на участке дороги с двухсторонним движением с двумя полосами для движения в данном направлении отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, продублированные над проезжей частью, что является нарушением п. 5.1.6 ГОСТа Р 52289-2004;
на 546 км + 300 м при движении со стороны г. Симферополя в направлении границы с Украиной в начале посадочной площадки отсутствует дорожный знак 5.16 "Место остановки автобуса", что является нарушением п. 5.6.23 ГОСТа Р 52289-2004;
на 563 км + 700 м на участке дороги с двухсторонним движением с двумя полосами для движения в данном направлении отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, продублированные над проезжей частью, что является нарушением п. 5.1.6 ГОСТа Р 52289-2004;
на 564 км + 700 (750) м на двух регулируемых пешеходных переходах в районе перекрестка с ул. Ленина в г. Джанкой на участке дороги с двухсторонним движением с двумя полосами для движения в данном направлении отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, продублированные над проезжей частью, что является нарушением п. 5.1.6 ГОСТа Р 52289-2004;
на 565 км + 800 м при движении со стороны границы с Украиной в направлении г. Симферополя в начале полосы торможения отсутствует дорожный знак 5.15.3 "Начало полосы", что является нарушением п. 5.6.17 ГОСТа Р 52289-2004; расстояние между установленными на разных опорах в населенном пункте дорожными знаками 5.15.1 "Направление движения по полосам" и 2.3.1 "Пересечение со второстепенной дорогой" менее 25 метров, что является нарушением п. 5.1.14 ГОСТа Р 52289-2004; установленный вместо дорожного знака 5.15.3 "Начало полосы" дорожный знак 5.15.1 "Направление движения по полосам" не отвечает требованиям п. 3.2 приложения "А" и приложения "Б" ГОСТа Р 52290-2004;
на 566 км + 0 м на участке дороги с двухстороннем движением с двумя полосами для движения в данном направлении отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, продублированные над проезжей частью, что является нарушением п. 5.1.6 ГОСТа Р 52289-2004;
на 571 км + 100 м при движении со стороны границы с Украиной в направлении г. Симферополя отсутствуют с левой стороны от проезжей части дорожные знаки 5.19.2 и 5.19.1 "Пешеходный переход", что является нарушением п.5.6.24 ГОСТа Р 52289-2004, о чем был составлен Акт N349 от 23.11.2017 г. выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) (л.д. 5-6) и вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 2).
По результатам проведения административного расследования, 22.01.2018 г. был составлен протокол об административном правонарушении серии 40АС N001998 в отношении ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ с приложением (л.д. 81-86) и постановлением Джанкойского районного суда Республики Крым от 13.02.2018 г. по делу N5-59/2018 ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В своей жалобе защитник ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" Бычкова Е.В. указывает, что ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" не является производственным предприятием, необходимую дорожную деятельность осуществляют подрядные организации, на основании заключаемых с ними государственных контрактов на обеспечение государственных нужд в строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог. 30.12.2016 г. был заключен государственный контракт N7/16 на содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Крым с Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымавтодор", согласно которому административную ответственность за нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при выполнении работ по контракту несет подрядчик и его должностные лица, таким образом ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" были приняты зависящие от него меры для выполнения возложенных на него задач по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Крым, обеспечению безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта.
Указанные доводы жалобы были предметом проверки в суде первой инстанции и были обоснованно отклонены как несостоятельные.
Так, Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 г. N1462-р создано Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" путем преобразования Государственного учреждения "Служба автомобильных дорог Республики Крым".
Согласно Уставу ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым", утвержденному Министерством транспорта Республики Крым на основании приказа N 57, целями деятельности Учреждения являются, среди прочего:
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них;
- размещение заказов для обеспечения государственных нужд Республики Крым в сфере дорожной деятельности;
- обеспечение сохранности закрепленной сети автомобильных дорог;
- организация совершенствования и развития сети автомобильных дорог, повышение их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния;
- обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам;
- обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственным сооружениям на них, повышение их пропускной способности, благоустройства, экологической безопасности, безопасности дорожного движения.
Предметом деятельности ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг и (или) выполнение работ в целях обеспечения реализации полномочий Республики Крым в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Крым и искусственных сооружений на них, в рамках реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Крым (п. 2.2 Устава).
Тот факт, что во исполнение возложенных на ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" функций по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения, 30.12.2016 г. с ГУП РК "Крымавтодор" заключен Государственный контракт N7/16 на содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Крым, не может служить основанием для освобождения ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" от административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, поскольку именно ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" является лицом, ответственным за соблюдение правил содержания указанных дорог, а невыполнение или ненадлежащее выполнение ГУП РК "Крымавтодор" своих договорных обязательств влечет гражданско-правовую ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" не представило суду достаточных доказательств, однозначно подтверждающих, что оно в силу объективных причин не имело реальной возможности для своевременного выполнения возложенных на него обязанностей, предприняло все зависящие от него меры по выполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, не установлено.
Вывод суда о наличии события административного правонарушения и виновности ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" в его совершении является законным и обоснованным, действия ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Административное наказание ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что обжалуемое постановление вынесено за пределами срока давности привлечения, поскольку, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, тогда как вменяемое ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" было совершено 21.11.2017 г, следовательно, срок давности привлечения истек 21.01.2018 г, основано на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ прямо предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Двухмесячный срок давности привлечения лица к административной ответственности предусмотрен для случаев вынесения постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного постановления не усматривается.
Руководствуясь ч. 1 ст. 29.10, ст.ст. 30.6, 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление Джанкойского районного суда Республики Крым от 13.02.2018 г. по делу N5-59/2018 о привлечении Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу защитника Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" Бычковой Е.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья (подпись) З.И. Курапова
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.