Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Отдела надзора Восточного региона Межрегионального Управления Росприроднадзора по РК и г. Севастополю ФИО2 на решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 16 февраля 2018 года по делу N 12-10/2018,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 N 04-07-167/2017 от 17 октября 2017 года юридическое лицо Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "Керченский комбинат благоустройства" (далее МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Керченского городского суда Республики Крым от 16 февраля 2018 года по делу N 12-10/2018 жалоба Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "Керченский комбинат благоустройства" удовлетворена, постановление должностного лица от 17 октября 2017 года N04-07-167/2017 отменено, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным решением суда, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды, заместитель начальника Отдела надзора Восточного региона Межрегионального Управления Росприроднадзора по РК и г. Севастополю ФИО2 подала жалобу, в которой просит отменить решение суда от 16 февраля 2018 года, принять новое решение, которым апелляционную жалобу удовлетворить в полном объеме, постановление о назначении административного наказания N 04-07-167/2017 от 17.10.2017 года оставить в силе.
Жалоба мотивирована тем, что при вынесении решения судом допущено нарушение норм процессуального и материального права, вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и оценка доказательств не была основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, не учтены ряд доказательств, свидетельствующих о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ.
Проверив доводы жалобы, заслушав представителя Межрегионального Управления Росприроднадзора по РК и г. Севастополю Ульянкину Ю.В, поддержавшую доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
В соответствии со ст. 3 ФЗ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная или иная деятельность, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, установленных данной статьей, в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среды.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории в соответствии с законодательством.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. При этом хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Этой же нормой определено, что отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.
Пунктом 1 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
Из пункта 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Закона об охране окружающей среды и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" следует, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решение этого вопроса в рамках договорных отношений.
При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя, в том числе, из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и соответственно переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем, чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
В соответствии со статьей 4 Закона об отходах производства и потребления право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В 2016 году МУП МОГОК РК "ККБ" осуществлены следующие мероприятия по производственному контролю в области охраны атмосферного воздуха:
- специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе Севастополе" (аттестат аккредитации RA.RU.21CF86 от 26.06.2015), в соответствии с договором от 28.04.2016 N 02-0463, выполнен отбор и анализ компонентов окружающей среды (воздуха), проведен анализ уровня шума. Превышения ПДК измеряемых веществ (диоксида азота, формальдегида, фенола, оксида углерода) в атмосферном воздухе не установлены.
14 декабря 2015 года МУП МОГОК РК "ККБ" подавало в Росприроднадзор Уведомление об осуществлении деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление которых на территориях Республики Крым и г.Севастополя допускается с 01 июня 2015 г. без получения лицензии (N 91-3231/0040-171215 от 14.12.2015 г.) (далее - Уведомление). Согласно Уведомления, МУП МОГОК РК "ККБ" осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.
Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены ст. 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды. В соответствии с п. 3 ст. 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (календарный год). Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 16 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от указанного неорганизованного площадного стационарного источника выбросов до настоящего времени производится без разрешения, чем нарушены нормы части 1 статьи 14 Федерального Закона "Об охране атмосферного воздуха". Для определения качественного и количественного состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух необходимо привлечение специалистов аккредитованной в этой области лаборатории.
В толще твердых бытовых и промышленных отходов, захороненных на полигонах, под воздействием микрофлоры происходит биотермический анаэробный процесс распада органической составляющей отходов.
Конечным продуктом этого процесса является биогаз, основную объемную массу которого составляют метан и диоксид углерода. Наряду с названными компонентами биогаз содержит пары воды, оксид углерода, оксиды азота, аммиак, углеводороды, сероводород, фенол и в незначительных количествах другие примеси, обладающие вредным для здоровья человека и окружающей среды воздействием.
Так, из материалов дела следует, что Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой при участии представителя отдела экологического надзора г. Керчи управления экологического надзора Керченского региона с 20.04.2017 по 10.05.2017 год была проведена проверка в отношении МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства", что отражено в справке по результатам проверки.
Согласно справки установлено, что МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" осуществляет в г. Керчи в районе ул. Котовского производственную деятельность, связанную с образованием и размещением (захоронением) отходов производства и потребления на полигоне ТКО г. Керчи, в том числе по размещению (захоронению) отходов производства и потребления 4-5 классов опасности, принятых от других субъектов хозяйственной деятельности. На балансе МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" имеется 1 действующий неорганизованный площадной стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - полигон ТКО площадью 195335 кв.м... Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от указанного неорганизованного площадного стационарного источника до настоящего времени производится без разрешения, чем нарушены нормы ч. 1 ст. 14 Федерального Закона "Об охране атмосферного воздуха". Отчет по форме 2-ТП (воздух) не ведется и в органы статистики не представляется, так как разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствует и отсутствуют данные о годовом объеме выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. Не ведется учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с письмом от 10.03.2017 года N 70, декларация о плате за НВОС в 2016 году была направлена в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Крым и городу Севастополю в электронном виде.
По результатам проверки 10 октября 2017 года в отношении юридического лица МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" в присутствии представителя по доверенности ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении N 04-07-167/2017, которым зафиксированы обстоятельства того, что 11 марта 2017 года по адресу г. Керчь, район кирпичного завода по ул. Котовского совершило административное правонарушение невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ. Факт совершения административного правонарушения выявлен в ходе проведения проверки Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой исполнения требований природоохранного законодательства Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "Керченский комбинат благоустройства", проведенной с 20.04.2017 по 10.05.2017 год.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 N 04-07-167/2017 от 17 октября 2017 года юридическое лицо Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "Керченский комбинат благоустройства" (далее МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств наличия в бездействии юридического лица МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" состава административного правонарушения, выразившееся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Однако такие выводы судьи Керченского городского суда Республики Крым сделаны без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Так, судом первой инстанции в решении указано, что обстоятельства невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 года МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" не оспариваются, между тем с выводами должностного лица о наличии в бездействии предприятия состава вмененного административного правонарушения суд не соглашается, поскольку при рассмотрении дела было установлено, что предприятие МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" является вновь созданным и эксплуатирует полигон ТКО с 2015 года, менее двух лет, следовательно определение количества вредных веществ на время подачи декларации не представляется возможным по объективным причинам.
Вместе с тем материалы дела содержат ряд документов, в частности: решение 27 сессии 6 созыва Керченского городского совета от 14 ноября 2012 года "О передаче в постоянное пользование земельного участка Коммунальному предприятию "Керченский комбинат благоустройства" для обслуживания городского полигона ТБО в районе городского кладбища в г. Керчи"; акт отбора проб атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, воздуха закрытых помещений от 04.09.2015 года; протокол исследования воздуха населенных мест от 09.12.2015 года; договор аренды (земельного участка) от 27.12.2016 года, по которому МУП МОГОК РК "ККБ" предоставлялось в долгосрочную аренду (на 49 лет) земельный участок той же площадью и в том же районе, который был представлен ранее коммунальному предприятию "Керченский комбинат благоустройства" для обслуживания городского полигона ТБО, которым в решении суда не дана надлежащая оценка.
МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" в ходе рассмотрения дела об административных правонарушениях приводились доводы, в частности, о том, что оно не является правопреемником предыдущих предприятий, эксплуатирующих полигон ТКО и не располагает данными о ранее принятых и размещенных отходах.
Изложенным доводам МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" судом первой инстанции оценка не дана, указанные обстоятельства надлежащего исследования не получили.
Поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с невозможностью определения количества вредных веществ.
Выяснение данных обстоятельств имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела применительно к нормам статьи 16 Закона об охране окружающей среды, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения управления к административной ответственности. Требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Указанным обстоятельствам судья Керченского городского суда Республики Крым оценки не дал, не установилвсех фактов, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Поскольку существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение Керченского городского суда Республики Крым от 16 февраля 2018 года по делу N 12-10/2018 подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Отдела надзора Восточного региона Межрегионального Управления Росприроднадзора по РК и г. Севастополю ФИО2 на решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 16 февраля 2018 года по делу N 12-10/2018 - удовлетворить.
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 16 февраля 2018 года по делу N 12-10/2018 в отношении Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "Керченский комбинат благоустройства" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ - отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Тимошенко Е.Г.
Копия верна
Судья "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.