Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Сыча М.Ю.
судей Матвиенко Н.О, Мотиной И.И.
при секретаре Минасян Д.В,
рассмотрев 06 марта 2018 года в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Крым гражданское дело по иску Говорова Виктора Ивановича, Гриньковской Ольги Ивановны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе о признании решения незаконным, о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа,
по апелляционным жалобам Говорова Виктора Ивановича, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе на решение Сакского районного суда Республики Крым от 08 сентября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Говоров В.И, Гриньковская О.И. обратились в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Саки и Сакском районе Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, о взыскании с ответчика стоимости проезда по маршруту Петропавловск-Камчатский-Москва-Симферополь в размере 39 603,0рублей, стоимости проезда по маршруту Симферополь-Саки в размере 93,0 рублей, о взыскании в пользу Говорова В.И. компенсации расходов на провоз багажа в размере 357 200,0 рублей, компенсации расходов на провоз багажа по маршруту Симферополь-Саки в размере 11 982, 90 рублей.
В обоснование требований указали, что являются получателями трудовой пенсии, до 2015 года проживали в г. Петропавловск-Камчатский, весной 2015 года переехали на новое место жительства в г. Саки. Стоимость авиаперелета составила 39 603,0 рублей, стоимость проезда из г. Симферополь в г. Саки автобусом составила 186,0 рублей. Стоимость провоза домашних вещей составила 357200,0 рублей, что подтверждается платежными и перевозочными документами. При обращении к ответчику за выплатой компенсации стоимости проезда и провоза багажа, истцам отказано в удовлетворении заявления, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 08 сентября 2017 года иск Говорова В.И, Гриньковской О.И. удовлетворен частично.
Суд признал незаконным решения ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г.Саки и Сакском районе Республике Крым от 21.12.2016г. N и N об отказе в выплате Говорову В.И, Гриньковской О.И. компенсации расходов, связанных с переездом и провозом багажа из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Суд взыскал с ответчика в пользу Гриньковской О.И. компенсацию расходов, связанных с переездом в сумме 39 696,0 рублей, взыскал в пользу Говорова В.И. компенсацию расходов, связанных с переездом в сумме 39 696,0 рублей и компенсацию расходов на оплату стоимости провоза багажа в размере 114 167, 60 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований, отказано.
Не согласившись с указанным решением суда Говоров В.И, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым подали апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных требований, как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права. В частности указывает на то, что представленные истцом документы в подтверждение стоимости провоза багажа не соответствуют "Правилам компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей", а также указывают на то, что возмещению подлежат расходы не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
В апелляционной жалобе истец Говоров В.И. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении его требований о компенсации расходов на провоз багажа, ссылаясь на то, что при вынесении решения суд не учел тариф ТрансКонтейнер, а также другие затраты, такие как фрахт КМП, грузовые работы порта, прием-передача на ж/д, погрузка/выгрузка контейнера с/на автомобиль, пломба, автоуслуги, услуги грузчиков, страхование.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, выслушав доводы Говорова В.И, судебная коллегия пришла к выводу об изменении решения в части размера компенсации стоимости провоза багажа.
В соответствии со ст. 35 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1351 "О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей" компенсация производится в размере:
а) фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера, не превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех типов, за исключением спальных вагонов с 2-местными купе и вагонов повышенной комфортности (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей), морским транспортом в каютах III категории судов транспортных линий, внутренним водным транспортом на местах III категории судов транспортных линий, воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении;
б) фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
При отсутствии в населенном пункте по прежнему месту жительства пенсионера в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях либо на отдельных участках маршрута следования к новому месту жительства видов транспорта, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, пенсионеру и членам семьи пенсионера возмещаются в размере 100 процентов фактически произведенные расходы на провоз багажа иными транспортными средствами, в том числе воздушным транспортом, до ближайшей к прежнему месту жительства железнодорожной станции или до ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в это время.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 231-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие положений части второй статьи 4 и части шестой статьи 35 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 16 мая 2013 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года N 1351 "О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей", утверждены Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей.
В соответствии с пп. "б" п. 3 Правил компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членов их семей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года N 1351, компенсация производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
Согласно пункта 5 вышеназванных Правил, компенсация производится на основании документов, подтверждающих стоимость и категорию проезда, выданных транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом в пределах, установленных пунктом 3 Правил.
Согласно пункту 4 указанных правил при отсутствии в населенном пункте по прежнему месту жительства пенсионера в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях либо на отдельных участках маршрута следования к новому месту жительства видов транспорта, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, пенсионеру и членам семьи пенсионера возмещаются в размере 100 процентов фактически произведенные расходы на провоз багажа иными транспортными средствами, в том числе воздушным транспортом, до ближайшей к прежнему месту жительства железнодорожной станции или до ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в это время.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Говоров В.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно пенсионному удостоверению
N от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации "адрес" является получателем пенсии по старости с 22.07.2003 года.
Из трудовой книжки истца следует, что Говоров В.И. прекратил свою трудовую деятельность в 1998 году, до увольнения работал старшим помощником "Бункеровщик-2" в ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт".
Гриньковская О.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно пенсионному удостоверению N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации "адрес" является получателем пенсии по старости с 01.04.2006 года.
До выхода на пенсию Гриньковская О.И. работала генеральным директором "данные изъяты"" в "адрес", прекратила свою трудовую деятельность в 2014 году, что подтверждается копией трудовой книжки.
Согласно справки "данные изъяты"" от 25.05.2016 года Гриньковская О.И. после увольнения не обращалась за компенсацией стоимости переезда на постоянное место жительство из районов Крайнего Севера.
Из свидетельства о заключении брака следует, что брак между Говоровым В.И. и Гриньковской О.И. был заключен ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись N, после заключения брака супруге оставлена фамилия Гриньковская.
До переезда в г. Саки истцы проживали в г. Петропавловск-Камчатский и состояли на учете в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Петропавловск - Камчатский, Камчатского края. В мае 2015 года выехали на постоянное место жительства в г. Саки Республики Крым, с 27.08.2016 года зарегистрированы по месту жительства в г. "адрес" Виноградный "адрес" (л.д.7-8).
Истцы обратились в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Саки и Сакском районе Республики Крым с заявлением о ыплате компенсации, 21.12.2016 года получили уведомление об отказе в выплате компенсации за проезд и провоз имущества из района Крайнего Севера в г. Саки со ссылкой на то, что к заявлению не приложены в полном объеме документы, подтверждающие стоимость и категорию проезда по соответствующему маршруту.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (с последующими изменениями и дополнениями), Камчатский край относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Удовлетворяя требования истцов о взыскании компенсации расходов на проезд воздушным транспортом по маршруту Петропавловск-Камчатский-Москва-Симферополь в размере 39696,0 рублей каждому, суд первой инстанции верно исходил из того, что стоимость проезда воздушным транспортом по указанному маршруту составила менее стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Согласно ответу АО "Федеральная пассажирская компания" N/ФПКЛ от ДД.ММ.ГГГГ прямое железнодорожное сообщение по маршруту Петропавловск-Камчатский - Симферополь отсутствует (т.1 л.д.114).
Из справки Камчатского агентства воздушных и железнодорожных сообщений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по маршруту Петропавловск-Камчатский - Владивосток нет железнодорожного сообщения, стоимость авиаперелета по маршруту Петропавловск-Камчатский - Владивосток на дату перелету ( ДД.ММ.ГГГГ) составила 13704,0 рублей (т.1 л.д.36).
Стоимость проезда в пассажирском поезде по маршруту Владивосток - Анапа с пересадкой по станции Москва с датой отправления 28.05.2015 года составила 28579,60 рублей, что подтверждается сведениями ФГУП "Крымская железная дорога" от 27.10.2016 года N/Л (т.1 л.д.25).
В отсутствии железнодорожного сообщения по маршруту Анапа-Саки, стоимость проезда междугородним автотранспортом по маршруту от автостанции Анапа до автостанции Симферополь составила 1311,65 рублей, по маршруту от автостанции Симферополь до автостанции Саки составила 93,0 рублей, что подтверждается справками Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымавтотранс".
С учетом вышеуказанных тарифов стоимость проезда истцов по маршруту Петропавловск-Камчатский - Саки составляет 66688,25 рублей на каждого.
Фактически стоимость проезда истцов авиатранспортом по маршруту Петропавловск-Камчатский - Москва - Симферополь составила 39603,0 рублей на каждого и проезд междугородним транспортом по маршруту Симферополь - Саки составила 93,0 рублей на каждого, всего по 39696,0 рублей.
В подтверждение указанных расходов в размере 39696,0 рублей истцами представлены справки Камчатского агентства воздушных и железнодорожных сообщений от 03.11.2016 года, маршрут-квитанции электронных билетов, квитанции серии К95 N от ДД.ММ.ГГГГ, серии К95 N от ДД.ММ.ГГГГ об оплате наличными стоимости авиабилетов, квитанции серии К 95 N от ДД.ММ.ГГГГ, серии К 95 N от ДД.ММ.ГГГГ об оплате наличными за оформление авиабилетов, посадочные талоны N и N от ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Петропавловск-Камчатский - Домодедово (Москва), посадочные талоны N, N от ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Домодедово (Москва)-Симферополь (т.1 л.д. 30, 33-34, 37-40).
Учитывая, что фактически произведенные расходы истцов на оплату стоимости авиаперелета и проезда автомобильным транспортом междугороднего сообщения меньше стоимости проезда по кратчайшему маршруту железнодорожным транспортом, а также по маршруту в отсутствии железнодорожного сообщения, следовательно, компенсации подлежат фактические расходы в размере стоимости проезда Гриньковской О.И. и Говорова В.И. по 39696,0 рублей в пользу каждого.
Суд первой инстанции правильно произвел расчет суммы компенсации за проезд с учетом представленных доказательств, обоснованно взыскав с ответчика в пользу каждого из истцов стоимость проезда по маршруту Петропавловск-Камчатский - Саки в размере 39696,0 рублей.
В указанной части решения судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, в тоже время решение суда в части взыскании стоимости провоза багажа подлежит изменениям по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что расчет стоимости провоза домашних вещей суд произвел без учета того, что перевозка домашних вещей была произведена в контейнере. Кроме того, в стоимость перевоза суд первой инстанции не включил дополнительные сборы и платы, возникающие в пути следования, сбор за паромную переправу, сумму оплаты за предоставление собственного подвижного состава и стоимость погрузочно-разгрузочных работ.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции были неполно исследованы все доказательства, подтверждающие полную стоимость провоза домашних вещей.
В обоснование фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза домашних вещей Говоров В.И. представил договор транспортной экспедиции на перевозку домашних вещей от 19.05.2015 года, заключенный с экспедитором ООО "Камчат Транс Сервис". Согласно условиям данного договора экспедитор производит перевозку домашних вещей из порта Петропавловск-Камчатский, производит оформление документов на отправку контейнера в соответствии с действующими правилами, производит доставку контейнера клиенту до места загрузки и возврат в порт Петропавловск-Камчатский автотранспортом экспедитора, производит сдачу контейнера на склад порта Петропавловск-Камчатский, заключает договор страхования домашних вещей клиента, производит оплату стоимости услуг по доставке контейнера до станции назначения Симферополь грузовой ГП "Крымская железная дорога" в контейнере, принадлежащем ПАО "Трансконтейнер", а также всем участникам перевозки, производит отправку домашних вещей клиента первым отходящим судном, выделенным перевозчиком под перевозку контейнера (т.1 л.д.15).
В целях оплаты стоимости работ по вышеуказанному договору ООО "КамчатТрансСервис" выставил Говорову В.И. счет N/КДвН от ДД.ММ.ГГГГ и счет фактуру N-КДвН. В указанном счете был сделан расчет перевозки одной тонны груза домашних вещей из Петропавловск -Камчатский до станции назначения Симферополь, также в нем были перечислены все работы и их стоимость, которые необходимо было выполнить для перевозки груза, в том числе фрахт, грузовые работы порта, погрузка/выгрузка порожнего контейнера, пломбирование контейнера, автоуслуги, тариф ПАО "Трансконтейнер", услуги грузчиков и т.д. Общая сумма стоимости работ по доставке контейнера с учетом стоимости морской перевозки-66000,0 рублей, составила 357200,0 рублей (т.1 л.д.12-13).
Оплата указанного счета произведена Говоровым В.И. в полном объеме, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру N и кассовым чеком ООО "Камчат Транс Сервис" от 28.04.2015 года (т.1 л.д.11).
Так же Говоров В.И. заключил договор N N от ДД.ММ.ГГГГ с перевозчиком "данные изъяты"", который взял на себя обязательства выполнить и организовать транспортно-экспедиционные услуги по перевозке домашних вещей в контейнере железнодорожным, водным или автомобильным транспортом по маршруту Симферополь-Грузовой - Саки (т.1 л.д.22-24).
Согласно заказу N по договору N N от ДД.ММ.ГГГГ контейнер с домашними вещами необходимо было доставить "данные изъяты" из Симферополь-Грузовой до г. Саки. Перечень и стоимость работ, которые необходимо было выполнить для выполнения данного задания, указаны в разделе "Заказанные услуги". В п.3 раздела "Заказанные услуги" указан конечный пункт назначения доставки контейнера - г. Саки, а также перечень работ и услуг, которые необходимо было выполнить для перевозки груза, в том числе погрузочно-разгрузочных работ, услуги по вывозу контейнера с контейнерных терминалов, услуги складских и иных работ, выполняемых в начальных, перевалочных и конечных пунктах (т.1 л.д.17-18). Стоимость работ за оказанные услуги составила 11982,90 рублей. На указанную сумму Говорову В.И. был выставлен счет N по договору N N от ДД.ММ.ГГГГ, который был оплачен истцом в полном размере, что подтверждается квитанций о разовом перечислении денежных средств на счет "данные изъяты" а также платежным поручением N от ДД.ММ.ГГГГ (т.1. л.д.19-21).
Всего фактические затраты Говорова В.И. на оплату провоза домашних вещей весом одна тонна составили 369182,90 рублей (357200,0 +11982,90).
Пунктом 4 Правил установлено, что при отсутствии в населенном пункте по прежнему месту жительства пенсионера в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях либо на отдельных участках маршрута следования к новому месту жительства видов транспорта, указанных в пп. "б" п. 3 Правил, пенсионеру и членам семьи пенсионера возмещаются в размере 100 процентов фактически произведенные расходы на провоз багажа иными транспортными средствами, в том числе воздушным транспортом, до ближайшей к прежнему месту жительства железнодорожной станции или до ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в это время.
Согласно справке АО "Федеральная пассажирская компания" от ДД.ММ.ГГГГ и справке Камчатского агентства воздушных и железнодорожных сообщений от ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Петропавловск-Камчатский - Владивосток нет железнодорожного сообщения.
В накладной N АП указан вид перевозки контейнера весом одна тонна - прямое смешанное, железнодорожное, водное по маршруту Петропавловск -Камчатский - Владивосток- Симферополь Грузовой, стоимость перевозки контейнера морским транспортом указана в размере 66000,0 рублей и железнодорожным транспортом в размере 265000,0 рублей.
Из сообщения филиала "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что для осуществления перевозки личного имущества в среднетоннажных универсальных контейнерах массой брутто 3, 5, и 10 тонн требуется специализированный подвижной состав. В связи с отсутствием необходимого специализированного подвижного состава в арке вагонов собственности ПАО "ТрансКонтейнер", расчет стоимости перевозки в среднетоннажных универсальных контейнерах массой брутто 3, 5 и 10 тонн не представляется возможным. Кроме того, ПАО "ТрансКонтейнер" организует контейнерные перевозки грузов для личных (бытовых) нужд с предоставлением контейнера (типоразмера 20 футов-20 тонн или 24 тонны) и вагона (фитинговая платформа) для крупнотоннажных контейнеров. (т.1л.д.71-72).
Перевозка грузов морским транспортом в районах Крайнего Севера производится в упаковке, которая соответствует требованиям ГОСТа 26653-90 "Подготовка генеральных грузов к транспортированию", ГОСТа 14192-96 "Маркировка грузов", ГОСТа 15846-2002 "Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение". 20-футовый контейнер
полностью соответствует требованиям ГОСТов. Максимальная загрузка 20-футового контейнера составляет 20 тонн. Стоимость перевозки 20-футового контейнера не зависит от его загруженности (веса), так как на его перевозку установлена единая ставка, как при морской, так и при автомобильной перевозке.
Таким образом, из материалов дела следует, что используемый истцом для провоза багажа контейнер полностью соответствовал установленным для перевозки грузов морским транспортом требованиям ГОСТ, при этом стоимость перевозки контейнера с багажом не зависела от его загруженности (веса).
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о взыскании в пользу Говорова В.И. компенсации стоимости провоза багажа морским видом транспорта в размере 66000,0 рублей.
Отказывая истцу во взыскании компенсации стоимости провоза багажа весом одна тонна по маршруту Симферополь - Саки, суд первой инстанции сослался на отсутствие конечного пункта назначения, однако данный вывод не соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Действительно, в заказе N от ДД.ММ.ГГГГ по договору N N от ДД.ММ.ГГГГ в строке станция назначения ошибочно указан г. Симферополь-Грузовой, в тоже время в п.3 раздела "Заказанные услуги" указан адрес назначения - Республика Крым, г. Саки. Кроме того, конечный пункт назначения также указан в акте приема-передачи контейнера с грузом от ДД.ММ.ГГГГ, где представитель ПАО "ТрансКонтейнер" передал ФИО3 контейнер с грузом "домашние вещи".
В связи с тем, что ФИО3 представил все необходимые документы, подтверждающие доставку контейнера по маршруту Симферополь - Саки в размере установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом и произведенную оплату в размере 11982,90 рублей, данная сумма подлежит взысканию в пользу ФИО3
Проверяя стоимость провоза багажа по маршруту Петропавловск-Камчатский - Симферополь судебной коллегией установлено следующее.
Как следует из пп. "б" п. 3 Правил компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1351, компенсация производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
В силу п. 5 Правил, компенсация производится на основании документов, подтверждающих стоимость и категорию проезда, выданных транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом (далее - транспортная организация), в пределах, установленных пунктом 3 настоящих Правил.
Так же п. "ж" ст. 10 этих же Правил предусмотрено, что к заявлению о компенсации должны быть приложены документы, подтверждающие, что пенсионер и члены семьи пенсионера осуществили провоз багажа к новому месту жительства и пенсионером фактически произведены расходы на оплату услуг по провозу багажа, включая услуги по погрузке и выгрузке багажа (багажная, грузобагажная квитанция, грузовая накладная, заявка на перевозку грузов с отметкой об их принятии, коносамент, кассовый чек, подтверждающий оплату провоза багажа, контейнеров, почтовых посылок, и другие документы, содержащие сведения о весе (массе) и стоимости провоза багажа, выданные организациями, осуществившими его перевозку).
Как было указано ранее, в связи с исключением из оборота среднетоннажных контейнеров (3, 5,1 0 тонн) для отправки грузов для личных бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, в районы Крайнего Севера выезжающим северянам предоставлялись 20-тонные контейнеры.
Таким образом, перевозка личных вещей истца осуществлялась 20-тонным контейнером, что не запрещено Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Правилами компенсации расходов, утвержденными постановлением Правительства РФ N 1351 от ДД.ММ.ГГГГ.
Иное повлекло бы необоснованное нарушение прав истца на своевременность выплаты компенсации понесенных им расходов. Более того, поскольку в соответствии с законом истец обладает правом на компенсацию фактически произведенных им расходов по оплате проезда к месту постоянного жительства, то реализация его права не может быть поставлена в зависимость от способа перевозки личных вещей, в ином случае нарушается конституционное равенство прав и свобод человека и гражданина.
При расчете стоимости провоза багажа суд первой инстанции обоснованно руководствовался нормами провоза багажа пассажирским транспортом указанными в Приказе ФСТ России от ДД.ММ.ГГГГ N 156-т/1, которым установлен тариф для перевозки багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
Определяя сумму компенсации провоза багажа, суд первой инстанции ссылался на ответ АО "ФПК" N/ФПКЛ от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.114), однако судом первой инстанции не было учтено, что сумма, указанная в данной справке, не содержала стоимости погрузочно-разгрузочных работ, стоимости паромной переправы, а также сумму за предоставление собственного подвижного состава.
В связи с тем, что данный вопрос был неполно исследован судом первой инстанции, судебной коллегией по ходатайству истца был направлен запрос в филиал ОАО "РЖД" - АО "Федеральная пассажирская компания" (АО "ФПК") о предоставлении стоимости провоза контейнера с домашними вещами.
Согласно полученному ответу от ДД.ММ.ГГГГ N/ФПКБА, АО "ФПК" не является собственником или владельцем контейнеров, услуги по перевозке грузов в контейнерах не предоставляет. Полномочной организацией по данному вопросу является филиал ОАО РЖД "Центр фирменного обслуживания".
Из ответа филиала ОАО "РЖД" Центр фирменного транспортного обслуживания от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что в связи с отсутствием железнодорожного сообщения с регионом нахождения станции отправления Петропавловск-Камчатский не представляется возможным. Для оплаты морского фрахта на линии Кавказ- ФИО4 (паром), Петропавловск-Камчатский - Владивосток необходимо заключение прямого договора с перевозчиком, осуществляющим работу на соответствующей линии. Справочная провозная плата не включает стоимость погрузочно-разгрузочных работ, сбор за паромную переправу, а также сумму за предоставление собственного подвижного состава, данной информацией обладает филиал ОАО "РДЖ" Трансконтейнер.
Из ответов ОАО "РДЖ" Трансконтейнер, имеющихся в материалах дела от ДД.ММ.ГГГГ б/N, от ДД.ММ.ГГГГ N (т.1 л.д.71, 138) следует, что стоимость комплексной транспортно-экспедиционной услуги по организации перевозки грузов в 20 футовом контейнере на фитинговой платформе, железнодорожным транспортом от станции 752016 Петропавловск-Камчатский до станции 856802 Симферополь-Грузовой (Крымская ж.д.) груз-домашние вещи ЕТСНГ 691005 весом 1 тонна, на ДД.ММ.ГГГГ составляет 271167,78 рублей. В данную стоимость включено, в том числе железнодорожный тариф по вышеуказанному маршруту, тариф за предоставление 20-футового контейнера и вагона ПАО "ТраснКонтейнер", стоимость паромной переправы Кавказ-Керчь.
Поскольку фактически произведенные истцом расходы на провоз багажа маршруту Петропавловск-Камчатский-Саки (Республика ФИО4) соответствуют п. "б" п. 3 Правил компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворения исковых требований в указанной части.
В связи с этим, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части размера компенсации стоимости провоза багажа.
Сумма компенсации стоимости провоза багажа включает в себя стоимость провоза багажа морским транспортом по маршруту Петропавловск-Камчатский - Владивосток в размере 66000,0 рублей, стоимость провоза багажа железнодорожным транспортом по маршруту Владивосток - Симферополь в размере 271 167,78 рублей (включая стоимость железнодорожного тарифа по вышеуказанному маршруту, тариф за предоставление 20-футового контейнера и вагона ПАО "ТраснКонтейнер", стоимость паромной переправы Кавказ-Керчь в связи с отсутствием железнодорожного сообщения), а также стоимость провоза багажа по маршруту Симферополь - Саки в размере 11982,90 рублей, всего на сумму 349150,68 рублей.
Учитывая, что сведения о стоимости провоза багажа были указаны транспортной организацией, осуществляющей перевозку в пределах, установленных п. "б" п. 3 Правил компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных с ним местностей, с учетом тарифов по маршруту, где отсутствовало железнодорожное сообщение, и данные сведения истец предоставлял в Пенсионный орган, следовательно, ответчик необоснованно отказал в выплате компенсации за провоз багажа.
Доводы истца Говорова В.И. о том, что компенсация расходов на провоз багажа должна быть компенсирована в полном объеме, судебная коллегия отклоняет, так как возмещение расходов по провозу багажа ограничено установленными тарифами на его перевозку железнодорожным транспортом.
В целом доводы жалобы Говорова В.И. сводятся к несогласию с решением суда по существу, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика проверены судом апелляционной инстанции, в связи с чем решение суда было изменено в части взыскания компенсации стоимости провоза багажа. Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 08 сентября 2017 года изменить в части размера компенсации стоимости провоза багажа.
Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе в пользу Говорова Виктора Ивановича компенсацию стоимости провоза багажа в сумме 349 150 рублей 68 копеек.
В остальной части решение Сакского районного суда Республики Крым от 08 сентября 2017 года, оставить без изменения, апелляционные жалобы Говорова Виктора Ивановича, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе, без удовлетворения.
Председательствующий: М.Ю. Сыч
Судьи: Н.О. Матвиенко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.