Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Сокол В.С,
судей Онищенко Т.С, Пономаренко А.В,
при секретаре Чирко А.Л,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым к Журавлевой Наталье Анатольевне о признании строения самовольным, его сносе, третьи лица Медведева Майя Николаевна, администрация города Ялты Республики Крым
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 июля 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
в декабре 2016 года Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент) обратился в суд с иском к Журавлевой Н.А. о признании четырехэтажного строения по адресу: Республика Крым, "адрес" самовольным и его сносе.
Исковые требования мотивированы тем, что в ноябре 2016 года специалистами Департамента выявлен факт самовольного возведения строения ответчиком четырехэтажного капитального строения по адресу: "адрес", при отсутствии проектной и разрешительной документации на строительство, в связи с чем, данное строение является самовольным и подлежит сносу за счет ответчика.
Решением Ялтинского городского суда Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Департамент, не согласившись с принятым решением, просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Указывает, что судом не принято во внимание нарушение ответчиком условий договора аренды земельного участка, градостроительных норм и правил, правил застройки и целевого использования земельного участка при возведении спорного самовольного строения,
Также судом не дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в частности, заключению судебной строительно-технической экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ, которая подтвердила незаконность строительства спорного объекта недвижимости.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Определением от 20 февраля 2018 года судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, привлекла к участию в деле в качестве третьего лица Медведеву М.Н.как правопреемника умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО8
Стороны и третье лицо Медведева М.Н. в судебное заседание Верховного Суда Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, с учетом ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи, пояснения представителя администрации города Ялты Республик Крым, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения против апелляционной жалобы представителей Журавлевой Н.А, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 ст.195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции изложенным требованиям закона не отвечает.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10/22, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности с иском о сносе самовольной постройки.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил п. 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установилв п. 2 этой же статьи последствия, т.е. санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
Согласно буквальному смыслу оспариваемой нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина гражданина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ.
Снос самовольной постройки по своей правовой природе представляет собой способ защиты гражданских прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права (ст. 12 ГК РФ); расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права на земельный участок, относятся к убыткам (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Возмещение расходов, понесенных в связи со сносом самовольной постройки, относится к такому способу защиты нарушенного права, как возмещение убытков в рамках деликтного обязательства, возникшего в результате самовольного занятия земельного участка.
Необходимо учитывать также положения абз. 2 п. 2 ст. 222 ГК РФ о том, что самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
В силу ст. 48 Градостроительного кодекса РФ строительство объектов может осуществляться исключительно на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 169-ФЗ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешений на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, которому предоставляются указанные в части 7 данной статьи документы, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок.
В соответствии с п. 2 ст. 140 ЗК РФ, ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка вправе возводить на принадлежащем ему земельном участке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 Градостроительного Кодекса РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Частью 3 ст. 25 Федерального закона РФ N 169-ФЗ на лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, возлагается обязанность за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное положение.
Как следует из материалов дела решением 39 сессии 4 созыва Ялтинского городского совета АР Крым от 13.02. 2006 года N ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 передан в аренду земельный участок общей площадью "данные изъяты" га, кадастровый N, в том числе участок N площадью "данные изъяты" в общую совместную собственность, участок N площадью "данные изъяты" га в аренду сроком на 49 лет из земель Ялтинского городского совета для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), по адресу "адрес", N
Этим же решением ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11 обязывались установить границы земельных участков в натуре, использовать земельные участки только по целевому назначению и выполнять требования ст. 91 Земельного кодекса Украины.
16.10.2006 года Ялтинским городским советом АР Крым и ФИО8, ФИО9, ФИО2, ФИО11 заключен договор аренды земельного участка общей площадью "данные изъяты" га N, по адресу "адрес" для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), целевое назначение участка - индивидуальное жилищное, гаражное и дачное строительство, сроком на 49 лет. Договор зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в КРФ ГП "ЦГЗК" при Госкомземе Украины, реестровый N.
Решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета АР Крым от 12.04.2007 года N ФИО8, Журавлевой Н.А. разрешено производство проектно-изыскательских работ для строительства индивидуальных гаражей по адресу: "адрес".
На основании указанного решения исполкома по заказу ФИО8 и Журавлевой Н.А. ООО " "данные изъяты"" в 2007 году разработан Рабочий проект "Индивидуальные гаражи по "адрес"В "адрес"".
Инспекцией ГАСК в АР Крым 01.03.2010 года ФИО8 выдано разрешение N на выполнение строительных работ по строительству индивидуального гаража по адресу: "адрес"В, "адрес", в соответствии с проектной документацией, которая разработана ООО " "данные изъяты"", N. Срок действия разрешения- 1 квартал 2011 года.
11.03. 2010 года Главным архитектором г. Ялта застройщикам ФИО8, ФИО9, Журавлевой Н.А, ФИО11 предоставлены градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка N по адресу "адрес" с указанием вида градостроительства - индивидуальный жилой дом, предельная высота здания/сооружения - 3 этажа + мезонин.
09.08.2010 года Инспекцией ГАСК в АР Крым зарегистрировано уведомление Журавлевой Н.А.о начале выполнения строительных работ по строительству индивидуальных гаражей общей площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес",на арендованном земельном участке в соответствии с проектной документацией ООО " "данные изъяты"".
Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка по состоянию на 08.06.2015 года земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, кадастровый N, расположен по адресу: Республика Крым, "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В соответствии с техническим паспортом на строение лит. "адрес" по "адрес" по состоянию на 02.10.2009 года, строение состоит из трех этажей и площадки общей площадью "данные изъяты" кв.м. По данным технического паспорта БТИ, изготовленному по состоянию на 01.03.2017 года на жилой дом лит В, расположенный по адресу: г. Ялта, ул. Бирюкова, "данные изъяты"В, данное трехэтажное строение общей площадью "данные изъяты" кв.м, жилой площадью "данные изъяты" кв.м,
Из кадастрового паспорта от 22.11.2016 года следует, что спорное строение имеет назначение жилого дома и кадастровый N.
Согласно акта осмотра объекта оконченного строительством по адресу: "адрес", от 03.11.2016 года Управлением земельного и градостроительного муниципального контроля администрации города Ялты Республики Крым установлено, что на земельном участке, переданном в аренду ФИО8, ФИО9, Журавлевой Н.А, ФИО11 для индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства по адресу: "адрес", возведено капитальное четырехэтажное строение, владельцем которого является Журавлева Н.А. На первом этаже расположен магазин, на втором и третьих этажах размещается "Фитнес- студия" и клуб семейного развития "Подсолнухи". По информации Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка не выдавались, декларация о начале выполнения строительных работ не регистрировалась. Данное строение в соответствии со ст. 222 ГК РФ характеризуется как самовольное.
В действиях застройщика усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ- использование земельных участков не по целевому назначению, в соответствии с его предназначением к той или иной категории земель, ст.9.5 КоАП РФ - нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N Управление земельного и градостроительного муниципального контроля администрации города Ялты Республики Крым уведомила ФИО8, ФИО9, ФИО12 и ФИО11 о предоставлении до 03.11.2016 года необходимых документов на строительство капитального 4-этажного строения (проект, декларацию о начале выполнения строительных работ, копии правоустанавливающих документов).
Из письма Департамента архитектуры и строительства администрации города Ялты Республики Крым от 11.11.2016 года N следует, что в данном органе градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка по адресу "адрес" не регистрировались.
Согласно заключения эксперта N от 06.06.2017 года ООО " "данные изъяты"" назначенной судом для определения обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, по ходатайству представителя ответчика судебной строительно-технической экспертизы строение по адресу: Республика Крым, "адрес" частично не соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам: строение было сооружено без получения каких-либо разрешительных документов, в т.ч. разрешения органа охраны культурного наследия, и с отступом от утвержденного проекта; не соблюден нормативный отступ от границы земельного участка до исследуемого строения. Строение не является гаражом, не создает угрозу жизни и здоровью.
При визуальном осмотре и на основе предоставленных документальных материалов, экспертами установлено, что строение литер В по адресу "адрес" имеет 3 надземных этажа и технический этаж (выход на эксплуатируемую кровлю), требования об охране культурного наследия Журавлевой Н.А. соблюдены не были, строение сооружено без получения каких-либо разрешительных документов и с отступом от утвержденного проекта, что является нарушением строительных норм и правил. Расположение здания высотой три этажа на земельном участке, предназначенном для ИЖС, соответствует требованиям градостроительного законодательства. Строительство жилого дома в соответствии с проектом строительства индивидуальных гаражей привело к нарушению нормы в отношении необходимости отступа от границы земельного участка.
Из изложенного следует, что возведенное Журавлевой Н.А. строение с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, правил землепользования, не является гаражом, а имеет признаки трехэтажного жилого дома с мезонином.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку судам следует устанавливать, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. При этом необходимо учитывать, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения ответчика в уполномоченный орган с заявлением о разрешении строительства такого объекта и ввода его в эксплуатацию, что подтверждает отсутствие попыток к легализации самовольного строения.
При этом использование спорного строения для размещения в нем магазина, фитнес-студии и клуба семейного развития, не соответствует целевому назначению земельного участка.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что имеются достаточные основания для признания спорного объекта недвижимости самовольным строением, подлежащим сносу.
Допущенное Журавлевой Н.А. при возведении самовольного строения нарушение градостроительных и строительных норм и правил носит существенный характер, как посягающее на установленный законом порядок в области градостроительного и земельного законодательства.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 11, 28, 30, 32 ЗК РФ, к компетенции органа местного самоуправления отнесены вопросы регулирования планировки и застройки территории муниципального образования; владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; выдачи разрешений на строительство; предоставления земельных участков для строительства и реконструкции.
В силу п. 26 ч.1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешение на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно утвержденного решением 12 сессии Ялтинского городского совета 1 созыва от 17.09.2015 года N 11 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым Департамент является правопреемником Департамента градостроительства, архитектуры и регионального развития Ялтинского городского совета - относительно полномочий в сфере земельных отношений; основными задачами Департамента являются обеспечение защиты имущественных прав и законных интересов муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в области имущественных и земельных отношений в пределах своей компетенции; осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городского округа Ялта; проведение проверок их использования; при выявлении нарушений принятие мер по их устранению в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, действия Журавлевой Н.А. по возведению спорной постройки с нарушением правил землепользования нарушают права истца, как уполномоченного органа администрации города Ялты Республики Крым в сфере земельных отношений, а заявленный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Однако суд первой инстанции при рассмотрении дела не учел вышеизложенное и пришел к неверному выводу об отсутствии со стороны ответчика нарушений прав и законных интересов Департамента как уполномоченного органа собственника земельного участка.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение нельзя признать законным и обоснованным, обжалуемое решение подлежит отмене в соответствии с п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленного иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327- 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 июля 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым удовлетворить.
Признать трехэтажное строение с техническим этажом (мезонином), литер В, расположенное по адресу: Республика Крым, "адрес", самовольной постройкой.
Обязать Журавлеву Наталью Анатольевну снести или снести за ее счет трехэтажное с техническим этажом (мезонином) самовольное строение, литер В, расположенное по адресу: Республика Крым, "адрес".
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.