Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лозового С.В.
судей Чистяковой Т.И, Мотиной И.И,
при секретаре Минасян Д.В,
рассмотрела 13 марта 2018 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Петуховой Елены Владимировны к ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 13 декабря 2017 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец Петухова Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении досрочной пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N400-ФЗ, о возложении обязанности на ответчика по включению в стаж работы, который дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 08.08.1990 г. по 03.04.2001 г. в детском саду "Светлячок" (совхоз "Воинский) в должности воспитателя -10 лет 3 месяца (без учета отпуска без содержания 4 месяца 27 дней);
с 04.04.2001 г. по 18.11.2002 г. воспитателем детского дошкольного учреждения "Колосок" (1 год 7 месяцев 15 дней);
с 29.04.2003 г. по 31.10.2003 г. воспитателем детского дошкольного учреждения "Колосок" (6 месяцев 2 дня);
с 19.04.2004 г. по 30.12.2014 г. воспитателем детского дошкольного учреждения "Колосок" (10 лет 8 месяцев 12 дней)
с 31.12.2014 г. по 23.03.2017 г. воспитателем в Муниципальном бюджетном дошкольном учреждении "Светлячок" муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым (2 года 2 месяца 24 дня).
При обращении к ответчику истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии, данный отказ Петухова Е.В. считает незаконным, так как оно не соответствует действующему законодательству.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 13 декабря 2017 года иск Петуховой Е.В. удовлетворен. На ответчика возложена обязанность по включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы с 08.08.1990 г. по 03.04.2001 г. без учета отпуска без содержания 4 месяца 27 дней (10 лет 3 месяца), с 04.04.2001 г. по 18.11.2002 г. (1 год 7 месяцев 15 дней), с 29.04.2003 г. по 31.10.2003 г. (6 месяцев 2 дня), с 19.04.2004 г. по 30.12.2014 г, без учета отпуска без содержания 13 дней (10 лет 8 месяцев) и с 31.12.2014 г. по 23.03.2017 г. (2 года 2 месяца 24 дня), также суд обязал ответчика назначить Петуховой Е.В. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения с заявлением - 23.03.2017 г.
Не согласившись с указанным решением суда ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно позиции ответчика истец занимала должности и работала в учреждениях, не предусмотренных Списком N 781, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года, курсы повышения квалификации также не подлежат включению в специальный трудовой стаж согласно Постановлению Правительства РФ от 11.07.2002года N 516, период с 04.04.2001года по 06.05.2001года не подлежат включению в специальный стаж такт как истцом не выполнялась норма рабочего времени педагогической учебной нагрузки за 0,5 ставки заработной платы.
В судебном заседании истец Петухова Е.В. просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставит без изменения.
Представитель ответчика УПФР в Красноперекопском районе в судебном заседании участия не принимал, был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав судью-докладчика, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения истца и его представителя, судебная коллегия пришла к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) N192562 от 30.06.2017 г. Петуховой Е.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием 25 лет специального педагогического стажа, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона N400- ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно данному решению пенсионного органа, страховой стаж Петуховой Е.В. по представленным документам составил 26 лет 3 месяца 6 дней, льготный стаж отсутствует, с справках от 22.05.2017 года N 01-05/61, N 01-05/62, выданных на имя Петуховой Е.В, дата рождения не соответствует данным паспорта, периоды работы с 08.08.1990 по 28.02.2001 г, с 15.12.2014 г. по настоящее время не включены в льготный стаж, так как учреждение не поименовано списками должностей и учреждений, периоды работы с 04.04.2001 г. по 18.11.2002 г, 29.04.2003 г. по 31.10.2003 г, с 20.04.2004 г. по 30.12.2014 г. не засчитаны в льготный стаж, так как согласно льготной справки от 22.05.2017 г. N01-05/61 Петуховой Е.В. не выполнялась норма, дающая право на досрочный выход на пенсию. Так же, по мнению ответчика, периоды работы с 25.05.2004г. по 06.06.2004г, с 05.10.2015 г. по 09.10.2015 г, с 30.11.2015 г. по 02.12.2015г. - курсы повышения квалификации с отрывом от производства, отпуск без сохранения заработной платы, не подлежат включению в специальный стаж.
Согласно представленному диплому об образовании сери ЛД N004255 Петухова Е.В. в 1996 году закончила Бердянский педагогический институт имени П.Д. Осипенко по специальности педагогик аи психология (дошкольная). Трудовую деятельность начала с 08.08.1990 года АТП совхоза "Воинский" в должности воспитателя детского сада "Светлячок".
Исследовав имеющие в деле доказательства, судебная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым N 192562 от 30.06.2017 г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости Петуховой Е.В. в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона N400- ФЗ "О страховых пенсиях", включив в специальный стаж периоды работы с 04.04.2001 г. по 18.11.2002 г, 29.04.2003 г. по 31.10.2003 г, с 20.04.2004 г. по 30.12.2014 г.
В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ N1015 от 02.10.2014 г "Об утверждении правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
Спорный период работы указан в трудовой книжке серии БТ-1 N 8500330 от 08.08.1990 г, выданной на имя Петуховой (Корольчук) Елены Владимировны, 24.11.1970 г.р, согласно которой с 08.08.1990 г. истец принята на должность воспитателя в детский сад "Светлячок", 03.04.2001 г. уволена в порядке перевода в ДДУ "Колосок", 04.04.2001 г. принята на должность воспитателя в ДДУ "Колосок", 18.11.2002 г. уволена по сокращению штата, с 19.12.2002 г. по 28.04.2003 г. назначена выплата пособия по безработице, с 29.04.2003 г. по 31.10.2003 г. принята воспитателем в ДДУ "Колосок", с 24.11.2003 г. по 19.04.2004 г. назначена выплата пособия по безработице, с 19.04.2004 г. принята воспитателем в ДУ "Колосок", 30.12.2014 г. уволена по согласованию сторон, 31.12.2014 г. принята воспитателем в МБДУ "Светлячок" (л.д.38-42).так же период работ по осуществлению педагогической деятельности в ясли/сад N22 подтверждается архивными справками N 3010 от 09.06.2015 года, N 3011 от 09.06.2015 года, выданными МКУ "Архив Александровского района", справкой N 1967-01-23 от 23.05.2017 года.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного постановления определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждений Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г.;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г.;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Спорные периоды работы частично имели место, когда на территории Республики Крым действовало законодательство Украины.
В соответствии с п.е ст.55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 г. N1788-ХП работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с Перечнем заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением КМУ от 04.11.1993г. N909. В разделе первом этого Перечня определены дошкольные учебные заведения всех типов, а также должности, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, в том числе должность воспитателя.
Законодательство Украины не предусматривало в качестве условия включения в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, соблюдение нормы часов педагогической нагрузки.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно включены периоды работы Петуховой Е.В. с 04.04.2001 г. по 18.11.2002 г, с 29.04.2003 г. по 31.10.2003 г, с 19.04.2004 г. по 30.12.2014 г. в специальный педагогический стаж.
Также, согласно ст. 181 КЗоТ Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (ч. 3 и ч. 6 ст. 179 КЗоТ Украины) предоставлялись по заявлению женщины или лиц, указанных в ч. 7 ст. 179 КЗоТ Украины, полностью или частично в пределах установленного периода и оформлялись приказом (распоряжением) владельца или уполномоченного им органа. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы засчитываются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
Таким образом, в специальный и льготный стаж, который дает право на пенсию по выслуге лет и на льготных условиях, засчитывается время ухода работающего лица за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (в случае оформления соответствующего отпуска), в связи с этим, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 01.10.1992 по 26.07.1995 г. (2 года 9 месяцев 26 дней) и с 23.07.1997 г. по 15.05.2000 г. (2 года 9 месяцев 23 дня) подлежат включению в льготный стаж.
Согласно ст. 122 КЗоТ Украины при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и проводятся выплаты, предусмотренные законодательством.
В соответствии с п. д ст.56 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 г. N1788-ХП обучение на курсах повышения квалификации и переквалификации засчитывается в стаж работы, который дает право на пенсию за выслугу лет.
Также, статья 187 Трудовой кодекс РФ, устанавливающая гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации, указывает, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, орган пенсионного обеспечения обязан включить в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Согласно п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 г, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждении для детей, независимо от их возраста, в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, а также Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, а также Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ о трудовых пенсиях в РФ, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее правила).
В стаж работы засчитывается в порядке, предусмотренном настоящими правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1-1.14 раздела "Наименования учреждений" списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименования учреждений" списка.
В п.1.8 Списка раздел "Наименование учреждения", в числе дошкольных образовательных учреждений указаны: детские сады всех наименований (ясли-сад, детские ясли), детские ясли, в п.1 Списка, раздел "Наименование должностей", указан воспитатель.
Согласно трудовой книжки и справкам, подтверждающим факт льготной работы, от 22.08.2017 г. N01-05/100, N01-05/101, Петухова Е.В. в период с 08.08.1990 г. по 03.04.2001 г. работала в должности воспитателя детского сада "Светлячок" совхоза "Воинский", в период с 19.04.2004 г. по 30.12.2004 г, истец работала в должности воспитателя в дошкольном учреждении "Колосок", которое находилось в собственности Воинского сельского совета по декабрь 2014 года. В декабре 2104 года дошкольное учебное заведение (ясли-сад) "Колосок" было переименовано в Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение "Светлячок" муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым на основании распоряжения управления образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым от 15.12.2014 г. N1 "О приведении учредительных документов образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и включении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц" (л.д.21,22).
Согласно устава Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение "Светлячок" является правопреемником дошкольного учебного заведения (ясли-сад) "Колосок", чем подтверждается соответствие наименования МБДУ "Светлячок" наименованию учреждения отнесенного к Списку, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781 (л.д. 25-29).
Из Устава МБДУ "Светлячок" муниципального образования Красноперекопского района Республики Крым (л.д.25-29) судом установлено, что в своей деятельности Учреждение реализует программы дошкольного образования по основным образовательным программам (п.2.3).
Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. ст. 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Исключая из специального стажа работы с 31.12.2014 г. по 23.03.2017 г. в должности воспитателя в МБОУ "Светлячок" муниципального образования Красноперекопского района Республики Крым, по тем основаниям, что данное Учреждение не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, ответчик тем самым указывает на то, что МБОУ "Светлячок" не является образовательным учреждением.
В тоже время из Устава МБДУ "Светлячок" следует, что данное юридическое лицо является некоммерческим муниципальным дошкольным бюджетным учреждением, тип образовательной организации - дошкольная образовательная организация, учреждение является правопреемником дошкольного учебного заседания (ясли-сад) "Колосок" Воинского сельского Совета Красноперекопского района Автономной Республики Крым. Целями данного учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам различных видов, уровней и направлений. Основными видами деятельности учреждения являются организация предоставления дошкольного образования по основным общеобразовательным программам.
В соответствии с пп.5 п.5 ст.47 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, законодатель не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений.
Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
Указанная выше организация МБОУ "Светлячок" муниципального образование Красноперекопского района Республики Крым, как следует из материалов дела, являет дошкольным образовательным учреждением и соответственно, выполняет те же функции, что и детский сад.
Таким образом, несмотря на изменения названия детского сада, организационно-правовой формы учреждения, истец работала воспитателем в детском саду и выполняла одни и те же функции, то есть осуществляла педагогическую деятельность.
Согласно архивным справкам (л.д.20,21) истица находилась в отпуске без содержания за весь период трудовой деятельности 5 месяцев 10 дней.
При таких обстоятельствах решение ответчика об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по возрасту суд правильно признал незаконным.
Учитывая, что при включении оспариваемых периодов работы специальный страховой стаж истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составлял более 25 лет, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию с 23.03.2017 года.
При вынесении решения судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене в полном объеме решения суда, не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 13 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное), без удовлетворения.
Председательствующий судья: С.В. Лозового
Судьи: Т.И. Чистякова
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.