судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
судей
при секретаре
Кузнецовой Е.А,
Белоусовой В.В,
Сыча М.Ю,
Балаян Л.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дормидор Владимира Сергеевича к Администрации г. Симферополя Республики Крым, третьи лица: Департамент по делам детей Администрации г. Симферополя Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, о понуждении поставить на учет и предоставить благоустроенное жилье,
по апелляционной жалобе Администрации г. Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 ноября 2017 года,
заслушав доклад судьи Сыча М.Ю. об обстоятельствах дела, содержании обжалуемого решения, апелляционной жалобы, судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
16.08.2017 года Дормидор В.С. обратился в суд с иском к Администрации г. Симферополя Республики Крым, в котором просил поставить его на учет как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в обеспечении жилым помещением, предоставить ему жилое помещение специализированного жилого фонда на территории муниципального образования "адрес", общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения.
В обоснование искового заявления Дормидор В.С. указывал на то, что он имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, своего жилья не имеет. Находился сначала в приюте, а позже был перемещен в интернат. Компетентные органы публичной власти никаких мер по постановке истца на учет, в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей не принимали, права на самостоятельное обращение с соответствующим заявлением истцу не разъясняли. О том, что на учете он не состоит, истец узнал лишь в июне 2017 года, после получения ответа из Прокуратуры. В настоящее время истец проживает совместно со своей семьей: женой - ФИО8, несовершеннолетними детьми - ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г. "адрес", что своим бездействием, органы местного самоуправления создают ему препятствия в реализации его права на получение благоустроенного жилья из специализированного жилищного фонда.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал просил их удовлетворить.
Представитель ответчика относительно удовлетворения исковых требований возражала, просила отказать в полном объеме.
Представители третьих лиц Департамента по делам детей Администрации города Симферополя Республики Крым, Управления по жилищной политики Администрации "адрес" Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 ноября 2017 года иск Дормидор В.С. удовлетворен частично.
Возложена обязанность на Администрацию города Симферополя Республики Крым предоставить Дормидор В.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилого фонда на территории муниципального образования город Симферополь, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 кв.м, общей площади жилого помещения.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
Не согласившись с указанным судебным постановлением, Администрация г. Симферополя Республики Крым принесла апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Апеллянт в частности указывает на то, что право получения жилья Дормидор В.С. подлежит реализации в порядке очереди и при наличии бюджетных ассигнований.
Также апеллянт указал на нарушение судом первой инстанции норм материального права, поскольку судом не были учтены положения "Порядка расходования субвенций из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений", утвержденного согласно предоставленных полномочий в соответствии с Законом Республики Крым N46-ЗРК/2014 постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.07.2016г. N359, которым предусмотрено, что предоставление субвенций осуществляется в соответствии с данным Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым.
В судебном заседании коллегии судей представитель Администрации г. Симферополя доводы апелляционной жалобы поддержал, дополнительно пояснив, что Дормидор В.С. состоит на учете с целью предоставления жилья как многодетный.
Дормидор В.С. в судебном заседании коллегии судей возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание коллегии судей не явились, о времени и месте слушанья дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав лиц участвующих по делу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями законодательства, а также ст.ст. 56, 67 ГПК РФ.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Дормидор B.C, ДД.ММ.ГГГГ года рождения решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N был присвоен статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, истец определен в государственное интернатное учреждение.
Согласно ответа Департамента по делам детей от ДД.ММ.ГГГГ за N, в связи с отсутствием собственного жилья у Дормидор B.C. и его матери при сборе документов для определения в государственное интернатное учреждение, управлением образования Симферопольского городского совета ДД.ММ.ГГГГ было подготовлено гарантийное письмо за N об обеспечении его жильем, в соответствии с законодательством Украины.
Письмом за N от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов совета - ФИО11, Дормидор B.C, ДД.ММ.ГГГГ года рождения гарантировано обеспечение жильем с учетом льгот, предусмотренных Постановлением Кабинета министров Украины N от ДД.ММ.ГГГГ "Об улучшении воспитания, образования, социальной защиты и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" после окончания интернатного учреждения.
Помимо прочего, Дормидор B.C. состоял на учете в секторе по охране прав детства управления образования, в последующем, до совершеннолетия в службе по делам детей Симферопольского горсовета, в категории - ребенок, лишенный родительского попечения. Снят с учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением совершеннолетия.
Согласно постановления Администрации г. Симферополя N от ДД.ММ.ГГГГ Дормидор B.C. принят на учет как многодетная семья составом 5 человек, о чем выдано удостоверение N от ДД.ММ.ГГГГ.
На сегодняшний день Дормидор B.C. со своей семьей проживает в жилом помещении состоящей из одной жилой комнаты площадью 19,3 кв.м, по адресу: "адрес" ком. N А, "адрес" на основании договора найма жилья N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым".
В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 9 данного Закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: - по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; - по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; - по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 11 Закона Республики Крым от 18.12.2014г. N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных ч.ч. 1 - 4 ст. 8 данного Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в ч. ч. 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.07.2016г. N 359 утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается Законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 5 Порядка).
Дормидор B.C. до настоящего времени так и не воспользовался государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, по не зависящим от него обстоятельствам.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие у Дормидор В.С. права на получение жилья по указанному ним статусу вследствие того, что по достижению ним возраста 23 лет он не встал (не поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращался в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, как относящегося к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, является несостоятельной.
Правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее социального статуса и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона формально не распространяется, в том числе тех, кто к моменту действия данного Федерального закона на территории Республики Крым достиг возраста 23 лет.
В соответствии со ст.ст. 32, 33 Закона Украины "Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки" местные государственные администрации и органы местного самоуправления (по месту их происхождения или проживания до установления опеки, попечительства, устройства в приемные семьи, детские дома семейного типа или соответствующие учреждения) несут ответственность за сохранение жилья детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и возвращение его после завершения их пребывания в соответствующем учреждении для таких детей. В случае отсутствия такого жилья, Киевская и Севастопольская городские, районные государственные администрации и органы местного самоуправления, во внеочередном порядке в течение месяца обеспечивают детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также лиц из их числа упорядоченным социальным жильем.
Учитывая вышеизложенное, поскольку право Дормидор В.С. на внеочередное обеспечение жилым помещением не реализовано, а контроль за выполнением законодательно установленного права на жилье детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и лиц из их числа, в том числе за формированием жилищного фонда социального назначения и защитой детей-сирот, возлагалось на органы местного самоуправления и службы по делам детей, согласно ст.ст. 64, 65 Постановления Кабинета Министров Украины "Вопросы деятельности органов опеки и попечительства, связанной с защитой прав ребенка" от ДД.ММ.ГГГГ N, судебная коллегия подчеркивает, что право истца на жилье является закрепленным, но оно не сохранено после достижения совершеннолетия ребенка, в первую очередь по вине органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Сам по себе факт нахождения семьи истца как многодетной в очереди на получение жилого помещения, не может свидетельствовать об отсутствии у Дормидор В.С. права на жилье в качестве сироты и не является основанием для отказа в предоставлении ему жилого помещения вне очереди в указанном статусе.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья не реализовано, установлено нарушение прав Дормидор B.C, суд первой инстанции пришел к правильным выводам относительно частичного удовлетворения заявленных требований об обязании Администрации города Симферополя Республики Крым по восстановлению нарушенных прав Дормидор B.C, по получению жилого помещения.
В апелляционной жалобе не приведены основания для отмены решения суда, а все доводы жалобы о его незаконности сводятся к описанию порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц, выделения денежных средств для этих целей и взаимоотношениям органов местного самоуправления, изложению обстоятельств дела, их переоценке, однако указанное не влечет отмены решения суда в апелляционном порядке. Такими основаниями являются нарушения в применении норм материального или процессуального права, чего допущено судом не было. В силу этого судебная коллегия не находит оснований для оценки таких доводов, поскольку не усматривает оснований для переоценки выводов суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствует финансирование на цели предоставления жилого помещения за счет местного бюджета, и соглашение между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым о предоставлении субвенций, не могут служить основанием к отмене принятого по делу решения, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и к выражению несогласия с толкованием и применением судом норм материального права.
Таким образом, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установилих полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую оценку и постановилрешение согласно подлежащим применению нормам материального права при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем, постановленное решение является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Симферополя Республики Крым без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.