Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Сыча М.Ю.
судей Матвиенко Н.О, Мотиной И.И.
при секретаре Минасян Д.В,
рассмотрев 06 марта 2018 года в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Крым гражданское дело по иску Малясова Альберта Ефимовича к МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении компенсации страховой премии по договору обязательного страхования транспортного средства,
по апелляционной жалобе Малясова Альберта Ефимовича на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 декабря 2017 года.
заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Малясов А.Е. обратился в суд с иском к МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении компенсации страховой премии по договору обязательного страхования транспортного средства.
В обоснование требований указал, что является инвалидом второй группы, имеет медицинские показания для обеспечения транспортным средством. При обращении в МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым с заявлением о предоставлении компенсации по договору ОСАГО, истцу было отказано, ввиду того, что в представленной им справке МСЭК N от 25.04.1998 года не указано о бессрочном действии данного документа. Истец считает отказ незаконным в связи с этим обратился в суд.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 декабря 2017 года в удовлетворении требований Малясова А.Е. отказано.
В апелляционной жалобе Малясов А.Е. просит отменить решение суда, ввиду его незаконности и необоснованности, и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.
Проверив и исследовав материалы гражданского дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о том, что апелляционная жалоба Малясова А.Е. подлежит удовлетворению, а решение суда отмене.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Малясов А.Е, является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой серии ЛВА-1 N (л.д.8).
Справкой N из акта осмотра МСЭК, выданной ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается наличие у Малясова А.Е. медицинских показаний для обеспечения транспортным средством с ручным управлением.
Согласно страховому полису обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств N ЕЕЕ N от 03.04.2017 года, Малясов А.Е, как владелец транспортного средства Форд Фокус, застраховал гражданскую ответственность в "данные изъяты" (л.д. 47,49). Сумма страховой премии согласно указанному полису и квитанции на получение страховой премии составляет 3444 руб. (л.д. 49, 50).
ДД.ММ.ГГГГ Малясов А.Е. обратился в МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя с заявлением о предоставлении государственной услуги по назначению компенсации по договору ОСАГО, приложив документы, указанные в Порядке выплаты инвалидам (детям-инвалидам) или их законным представителям компенсации уплаченной страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 17.12.2014 N 524.
Согласно уведомлению N МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации "адрес" Республики ФИО2, а также ответу N N от 14.06.2017 года Министерства труда и социальной защиты населения Республики Крым Малясову А.Е. отказано в назначении компенсации по договору ОСАГО, в связи с тем, что в справке N от ДД.ММ.ГГГГ не указано, что данный документ выдан бессрочно (л.д.4-5).
Как следует из протокола Департамента труда и социальной защиты
населения Администрации города Симферополя от 19.05.2017 года,
Малясову А.Е. отказано в назначении компенсации по договору ОСАГО в
связи с недостаточностью представленных документов (л.д.42).
В уведомлении N, которое было направлено в адрес истца, ответчик предложил предоставить документ подтверждающий наличие установленных медико-социальной экспертизой медицинских показаний на обеспечение транспортным средством либо выписку из индивидуальной программы реабилитации инвалида о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства, при этом в данных документах должны были быть указаны сведения о том, что истцу показан автомобиль с автоматической коробкой передач (л.д.43).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из законности отказа МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации "адрес" Республики ФИО2 в выплате компенсации половины суммы страховой премии, поскольку представленная истцом справка МСЭК N от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о том, что она выдана бессрочно.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии со ст. 17 ч. 1 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования.
Полномочия по выплате инвалидам таких компенсаций, являющихся расходным обязательством Российской Федерации, передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на реализацию этих полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (абзацы третий - пятый); порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (абзац восьмой).
Правительство Российской Федерации постановлением от 19 августа 2005 года N 528 утвердило Правила предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий по выплате инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, согласно пункту 5 которых правила выплаты инвалидам компенсации страховых премий устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Республике Крым таким нормативным правовым актом является утвержденный постановлением Совета министров Республики Крым от 17.12.2014 N 524 Порядок выплаты инвалидам (в том числе детям-инвалидам), постоянно проживающим на территории Республики Крым и имеющим транспортные средства согласно медицинским показаниям, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств(далее Порядок).
В соответствии с принятым Порядком, вступившим в действие с 01.01.2015 года, компенсация предоставляется постоянно проживающим на территории Республики Крым инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства при наличии медицинских показаний (медико-социальной экспертизы) на обеспечение автомобилем размере 50 процентов уплаченной ими страховой премии, определенной договором.
Согласно п.п. "д" п.6 Порядку, для получения компенсации заявитель должен предоставить в орган социальной защиты населения Республики Крым, в том числе, документ, подтверждающий наличие у инвалида (ребенка-инвалида) установленных учреждениями медико-социальной экспертизы (врачебно-трудовыми экспертными комиссиями) медицинских показаний на обеспечение транспортным средством либо выписку из индивидуальной программы реабилитации инвалида о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства, в том числе за счет собственных средств либо за счет других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Из материалов дела следует, что истцом в подтверждение наличия у него установленных учреждением медико-социальной экспертизы медицинских показаний на обеспечение транспортным средством были предоставлены справка МСЭК серии ЛВА-1 N от ДД.ММ.ГГГГ об установлении второй группы инвалидности бессрочно, а также справка МСЭК N от ДД.ММ.ГГГГ из акта освидетельствования о наличии медицинских показаний для обеспечения транспортным средством с ручным управлением.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов- Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя.
С учетом Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ, представленные истцом справка МСЭК серии N N от ДД.ММ.ГГГГ об установлении второй группы инвалидности бессрочно, а также справка МСЭК N от ДД.ММ.ГГГГ из акта освидетельствования о наличии медицинских показаний для обеспечения транспортным средством с ручным управлением, являются документами, выданными в соответствии с нормами, действующими на территории Украины, и которые в настоящее время имеют юридическую силу.
Следовательно, истцом при обращении к ответчику был предоставлен документ, предусмотренный Порядком выплаты инвалидам (детям-инвалидам) или их законным представителям компенсации уплаченной страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным постановлением Совета министров Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N.
Поскольку истцом был представлен полный пакет документов, предусмотренный Порядком, оснований для отказа истцу в предоставлении компенсации страховой премии у ответчика не имелось.
Довод ответчика относительно того, что в справке МСЭК N имеется запись о медицинских показаниях использования автомобиля с ручным управлением, тогда как истец пользуется автомобилем с коробкой передач, судебная коллегия отклоняет в связи со следующим.
Как было указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 года N 17-П, в связи с введением Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" новой системы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, инвалиды утратили право на получение транспортных средств и материальных компенсаций за них из средств федерального бюджета, а средства для передвижения (в том числе транспортные средства с ручным управлением) были исключены из предусмотренного Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" перечня технических средств реабилитации инвалидов (пункты 10 и 28 статьи 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Из статьи 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг за счет средств федерального бюджета в объеме, предусмотренном Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р), в который транспортные средства не включены.
Вместе с тем, поскольку согласно части третьей статьи 11 названного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) может содержать как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с указанным Федеральным перечнем, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимает участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы правомочны включать в индивидуальные программы реабилитации или реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) все необходимые им по медицинским показаниям реабилитационные мероприятия. Что касается транспортных средств, то в соответствующую индивидуальную программу может быть внесено заключение о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом (ребенком-инвалидом) транспортного средства за собственный счет либо за счет других разрешенных источников (письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 марта 2005 года N 1353-ВС и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 сентября 2015 года N 13-5/В-1367).
Учитывая значимость транспортного средства для обеспечения жизнедеятельности инвалидов и с целью смягчения для тех из них, кто нуждается в транспортных средствах по медицинским показаниям, финансового бремени, с которым сопряжено исполнение владельцами транспортных средств обязанности по страхованию риска своей гражданской ответственности, федеральный законодатель, вводя обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотрел предоставление инвалидам, имеющим транспортные средства, компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими по договору страховой премии.
Следовательно, разрешая вопрос о выплате денежной компенсации в размере 50 процентов страховой премии, уплаченной по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, возможность получения такой компенсации не может зависеть от способа управления транспортным средством (ручное управление автомобилем либо автомобиль с автоматической коробкой передач).
Имеющиеся в деле документы позволяют утверждать, что необходимые для выплаты указанной компенсации документы у истца имелись и были представлены. Поэтому отсутствовали основания для отказа в выплате Малясову А.Е. данной компенсации.
Исходя из изложенного, обжалованное судебное решение подлежит отмене, как принятое в нарушение норм материального права, с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска и возложении обязанности на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым по назначению Малясову А.Е. компенсации страховой премии по договору обязательного страхования транспортного средства.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 декабря 2017 года отменить, принять новое.
Исковое заявление Малясова Альберта Ефимовича к МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении компенсации страховой премии по договору обязательного страхования транспортного средства, удовлетворить.
Признать незаконным отказ МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым в назначении компенсации страховой премии по договору обязательного страхования транспортного средства.
Обязать МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым назначить Малясову Альберту Ефимовичу компенсацию страховой премии по договору обязательного страхования транспортного средства.
Председательствующий: М.Ю. Сыч
Судьи: Н.О. Матвиенко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.