Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
в составе
председательствующего судьи Авериной Е.Г,
судей Синани А.М, Мотиной И.И.
при секретаре Евдокимовой А.О.
рассмотрела 28 марта 2018 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе материал по иску Шульги Евгения Евгеньевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, о возложении обязанности по назначению пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 17 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Шульга Е.Е. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Керчи, в котором просил признать незаконным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии, о возложении обязанности по включению в стаж работы, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ-173, периодов работы с 12.06.1993 г. по 26.12.1994 г, с 18.04.1995 г. по 21.09.1995 г, с 16.05.1998 г. по 05.06.1998 г, с 22.05.2000 г. по 14.08.2000г, с 05.05.2001 г. по 05.06.2001 г, о назначении пенсии с 24.08.2016 г. При обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии истцу было отказано, данный отказ Шульга Е.Е. считает незаконным, поскольку его общий страховой стаж составляет более 25 лет, а специальный стаж как работника плавсостава флота рыбной промышленности более 12 лет 6 месяцев.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 17 ноября 2017 года исковые требования Шульги Е.Е. удовлетворены частично. Отказ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Керчи в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 28.12.2015 г. признано незаконным в части отказа включения в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы: 12.06.1993 г. по 26.12.1994 г, с 18.04.1995 г. по 21.09.1995 г, с 16.05.1998 г. по 05.06.1998 г, с 22.05.2000 г. по 14.08.2000 г, с 05.05.2001 г. по 05.06.2001 г. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Ответчик не согласился с указанным решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, отказать в удовлетворении требований.
В качестве доводов апеллянт указал, что судом неправильно применены нормы материального права, необоснованно отменено решение ГУ - УПФ РФ в г. Керчи РК, поскольку истцом не предоставлены документы подтверждающие выполнение работы в указанные периоды постоянно в течение полного рабочего дня, а также подтверждающие особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготных пенсий.
В судебном заседании истец Шульга Е.Е. просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставить без изменения.
Представитель истец -Пономаренко Ю.Л. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Керчи Республики Крым в судебном заседании участия не принимал, был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ, в том числе право на социальное обеспечение, в том числе на пенсионное обеспечение, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, что необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно ч.ч. 2 - 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пп. 2, 9 п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516 при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды работ с тяжелыми условиями труда и работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).
Пункт 3 названных Правил предусматривает, что суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления к периодам работы, указанной в пп. 9 - периодов работ, указанных в пп. 2.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, следует, что 06.10.2015 года после достижения возраста 57 лет Шульга Е.Е. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Керчи с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста согласно п.2 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001года N 173 -ФЗ "О трудовых пенсиях" (л.д.45).
Решением ГУ УПФ РФ в г. Керчи N 102 от 28.12.2015 г. истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости. В специальный страховой стаж не были включены периоды работы истца в должности старший механик - сменный помощник капитана с 12.06.1993 г. по 24.10.1994 г, с 18.04.1995 г. по 21.09.1995 г, с 16.05.1998 г. по 05.06.1998 г, с 22.05.2000 г. по 14.08.2000 г, с 05.05.2001 г. по 05.06.2001 г.
Согласно данному решению, стаж истца по Списку N 2 составляет 1 год 2 месяца 29 дней. Стаж работы в плавсоставе составляет 5 лет 4 месяца 11 дней. Всего, по мнению ответчика, специальный стаж составляет 6 лет 7 месяцев 10 дней при необходимых для досрочного назначения пенсии 12 годах 6 месяцах (л.д.5-6).
Разрешая данный спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
В силу абзаца первого части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (часть 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Рассматривая доводы Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчь Республики Крым изложенные апелляционной жалобе, судебная коллегия находит их необоснованными, по следующим основаниям.
Согласно вышеприведенным нормам законодательства, регулирующим настоящие правоотношения, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
Согласно положениям пункта 9 части 2 Порядка подтверждения периодов работы право на назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минсоцздравразвитие РФ от 31.03.2011года N 258 (далее Порядок N 258н) подтверждению подлежит работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).
Для назначения досрочной пенсии необходимо документальное подтверждение, чтобы работник был зачислен в плавсостав (независимо от наименования профессии и должности, а также факта совмещения профессий (должностей), а судно, на котором он работал, не относилось к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения (суда должны выполнять работы согласно их предназначению за пределами акватории порта) При этом не имеет значения характер работы, выполняемый членам плавсостава на указанных судах.
Подтверждение постоянной занятости застрахованного лица в качестве работника плавсостава соответствующего судна в каждом конкретном случае подтверждается справкой, выдаваемой судовладельцем.
Списком N 2 от 26.01.1991 г. N 10 в разделе XXVIII "Транспорт", подраздел 3 "Морской и речной флот", пункт 1 "Плавающий состав" указано, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуется машинная команда судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих в акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения), в частности механики и их помощники, главные и старшие механики (шифр профессии 23003010-23484).
Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списком, в течение полного рабочего дня. Таким образом, для назначения досрочной пенсии по старости по указанному основания необходимо подтверждение полной занятости в профессиях(должностях) и на тех видах судов, которые предусмотрены в указанном разделе Списка N2.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Керчи N 102 от 28.12.2015 г. истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости. В специальный страховой стаж не были включены периоды работы истца в должности старший механик - сменный помощник капитана с 12.06.1993 г. по 24.10.1994 г, с 18.04.1995 г. по 21.09.1995 г, с 16.05.1998 г. по 05.06.1998 г, с 22.05.2000 г. по 14.08.2000г, с 05.05.2001 г. по 05.06.2001 г.
Согласно данному решению по справкам, уточняющим особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения льготных пенсий от 05.10.2015 года N110 и N112, выданным филиалом ГУП РК "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт", в стаж работы с тяжелыми условиями труда включены периоды работы в течение полного рабочего дня механиком машинной команды судов портового флота, постоянно работающих в акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения), в связи с этим стаж истца по Списку N 2 по расчету ответчика составил 01 год 02 месяца 29 дней.
Кроме того, в стаж работы на должностях плавсостава судов морского флота ответчик включил работу в Войсковой части N90742 в должности старшего механика, моториста, механика, а также периоды работы на ТХ "Таманский", "Эльтиген" в должности третьего механика, второго механика, старшего механика, в связи с этим стаж работы в плавсоставе по расчетам ответчика составил 05 лет 04 месяца 11 дней.
По представленным документам специальный стаж Шульги Е.Е. после суммирования стажа работы с тяжелыми условиями и стажа работы в плавсоставе ответчик установил, что специальный стаж составляет 06 лет 07 месяцев 10 дней.
Помимо этого, в трудовой книжке Шульги Е.Е. имеются записи, согласно которым он с 12.06.1993 г. по 26.12.1994 г, с 18.04.1995 г. по 21.09.1995 г, с 16.05.1998 г. по 05.06.1998 г, с 22.05.2000 г. по 14.08.2000 г, с 05.05.2001 г. по 05.06.2001 г. работал в должности старший механик - сменный помощник капитана на судах БК "Краб", БК "Скиф" (л.д.11-13).
Согласно справке уточняющей особый характер работы N110, N112 от 05.10.2015 года в указанные периоды Шульга Е.Е. работал в Керченском морском рыбном порту полный рабочий день, в плавсоставе машинной команды судов портового флота, постоянно работающих в акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения), указанные должности относятся к списку работ, профессий должностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости.
С учетом представленных доказательств суд первой инстанции обоснованно включил в льготный стаж по Списку N 2 периоды работы истца с 12.06.1993 г. по 24.10.1994 г. (1 год 4 месяца 13 дней), с 18.04.1995г. по 21.09.1995 г. (5 месяцев 4 дня), с 16.05.1998 г. по 05.06.1998 г. (21 день), с 22.05.2000 г. по 14.08.2000 г. (2 месяца 24 дня), с 05.05.2001 г. по05.06.2001г. (1 месяц 2 дня), всего 2 года 2 месяца 4 дня.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции в данной части правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, в связи с этим, решение суда в данной части является законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
Судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Судебная коллегия считает необходимым в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме по требованиям истца о назначении пенсии с момента первоначального обращения в пенсионный орган, учитывая характер спорных правоотношений, связанных с социальными гарантиями государства в сфере пенсионного обеспечения.
Как следует из Решения ГУ УПФ РФ в г. Керчи N 102 от 28.12.2015 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в специальный страховой стаж не были включены периоды работы истца в должности старший механик - сменный помощник капитана с 12.06.1993 г. по 24.10.1994 г, с 18.04.1995 г. по 21.09.1995 г, с 16.05.1998 г. по 05.06.1998 г, с 22.05.2000 г. по 14.08.2000г, с 05.05.2001 г. по 05.06.2001 г.
Вместе с тем из справки представленной пенсионным органом следует, что истцу также не включены в подсчет специального стажа периоды его работы с 01.08.1980 г. по 12.08.1982 г. (01 год 11 мес.29дн.); период работы с 21.05.1992 г. по 24.10.1994г. (02 года 05 мес. 04 дн.), а также период работы с 24.05.1997 г. по 05.06.1998 г.(1 год 00мес. 12 дн.).
Поскольку судебной коллегией рассматривается обоснованность принятого судом решения суда первой инстанции, который в полной мере должен был проверить решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости изменения решения суда первой инстанции в части.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 установлено, что при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение". При этом для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. применяется Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".
Списком N2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N1173, действовавшим до 01.01.1992, предусмотрены профессии плавсостава рыболовных, краболовных, китобойных, зверобойных, поисковых судов и судов флотилий, рефрижераторов - производственных, плавающих в океанах и морях: механики, мотористы и машинисты и их помощники; электромеханики промысловых судов и их помощники.
Периоды работы, имевшие место до 01.01.1992 года не требуют специального подтверждения и подтверждаются сведениями изложенными в трудовой книжке.
Кроме того, периодов работы истца после 01.01.1992 года протекали в Украине и регламентировались законодательством Украины.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" - Республика Крым принимается в Российскую Федерацию.
В соответствии со статьей 6 Закона N 6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действовал переходный период для урегулирования вопросов интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти.
Согласно части 7 статьи 11 Закона N 6-ФКЗ в течение переходного периода на территории Республики Крым создаются территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона N 6-ФКЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании применяется на территории Республики Крым с 1 января 2015 года. Таким образом, до 1 января 2015 года к правоотношениям относительно обязательного пенсионного страхования на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя применяется соответствующее законодательство Украины.
В период с 17 марта по 31 декабря 2014 года в силу пункта 2 постановления Государственного Совета Республики Крым "О независимости Крыма" от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 при назначении (перерасчете) и выплате пенсии применялось законодательство Украины, принятое до 21 февраля 2014 года.
Для реализации прав граждан по вопросам пенсионного обеспечения в переходный период 17 марта 2014 года на основании Постановления Верховной Рады Крыма N 1749-/14 создан Пенсионный фонд Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года N 59 образованы как юридические лица публичного права территориальные управления Пенсионного фонда Республики Крым.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 26 декабря 2014 года N 1562-р в соответствии с постановлением государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1756-6/14 "Об утверждении Временного положения о регистрации новообразованных юридических лиц со специальным статусом в Республике Крым" отменена регистрация территориальных Управлений Пенсионного фонда Республики Крым без правопреемников.
Между сторонами возникли правоотношения по поводу назначения и выплаты пенсии по возрасту на льготных условиях, урегулированные Законами Украины "Об общеобязательном государственном страховании N 1058-IVot 09 июля 2003 года и "О пенсионном обеспечении" N 1788-XII от 05 ноября 1991 года.
На основании Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05 ноября 1991 года необходимыми условиями для назначения пенсии по возрасту на льготных условиях являются занятость на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда, содержание данного вида работ в списке производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на получение соответствующей пенсии, занятость полный рабочий день, наличие предусмотренного Законом трудового стажа на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда.
На основании статьи 62 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Порядок подтверждения трудового стажа при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Согласно пункту 20 Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для начисления пенсий, при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины N 637 от 12 августа 1993 года, в тех случаях когда в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющих право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников. В справке должны быть указаны периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, профессия или должность, характер выполняемой работы, раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы, первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка.
Из указанного следует, что в отдельных случаях для подтверждения специального трудового стажа недостаточно предоставления только лишь трудовой книжки, в частности, если законом предусмотрены особые требования к продолжительности стажа работы.
Вместе с тем, имеющиеся в материалах дела сведения, справки, указывают на то, что с ноября 1991 года по март 2014 года на Шульгу Е.Е. распространялись нормы пенсионного законодательства Украины. Периоды его работы, указанные в трудовой книжке, начиняя с 1979 года по 2008 год относятся в соответствии с вышеуказанным законодательством к тяжелым работами а также к работам позволяющим уйти на пенсию работникам плавсостава.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что с 01.09.1975 г. по 28.12.1978 г. Шулька Е.Е. проходил обучение в мореходном училище, что подтверждается дипломом и решением суда об установлении тождественности.
Решением Верховного Суда РФ от 09.06.2016 N АКПИ16-452 "О признании недействующим абзаца второго пункта 11 Указания Минсоцзащиты РСФСР от 20.04.1992 N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" признано недействующим положение о исключении из специального стажа для назначения льготной пенсии по старости периодов обучения и службы в армии.
По смыслу ч.3, ч.4 ст.30, ч.8 ст. 13 Закона N 400-ФЗ законодателем закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" п. 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (далее - Положение).
В период действия Закона СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях" пунктом 109 Положения было предусмотрено, что в общий стаж работы засчитывались, кроме прочего, обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (пп. "з"); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, КГБ при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (пп. "к").
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Следовательно, законодательство в период действия Закона СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях" предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с указанным Положением период обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования и в других училищах может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Как следует из трудовой книжки, а также решения пенсионного органа о зачете в специальный стаж истца периода работы с 01.02.1979 года, до указанного Шульга Е.Е. обучался в мореходном училище.
Поскольку ранее действовавшим Положением, предусматривалось включение спорных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, при соблюдении указанных Положении условий (абз. "а" п. 109 Положения), которые в данном Шульгой Е.Е. не нарушены, то в подсчет его специального стажа подлежал также период его учебы с 01.09.1975 года по 28.12.1978 года.
В соответствии со статьей 22 Закона "О страховых пенсиях в РФ" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что при включении оспариваемых периодов, специальный стаж истца составляет более 12 лет 6 месяцев, судебная коллегия приходит к выводу, что на момент исполнения 55 лет у Шульги Е.Е. имелся необходимый стаж для назначения ему досрочной пенсии.
Поскольку в исковом заявлении истцом ставится вопрос о назначении ему пенсии с 24.08.2016 года, судебная коллегия считает необходимым обязать ответчика назначить указанную пенсию с указанной даты.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене в полном объеме решения суда, не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 17 ноября 2017 года изменить в части.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым включить Шульге Евгению Евгеньевичу в специальный стаж, необходимый для назначении досрочной трудовой пенсии, периоды работы с 01.08.1980 года по 12.08.1982 года (01 год 11 мес. 29дн.), период работы с 21.05.1992 года по 24.10.1994 года (02 года 05 мес. 04 дн.), период работы с 24.05.1997 года по 05.06.1998 года (01 год 00 мес.12 дн.), а также период обучения в мореходном училище с 01.09.1975 года по 28.12.1978 года, и назначить досрочную трудовую пенсию с 24 августа 2016 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи А.М. Синани
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.