Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М. и Мотиной И.И.
при секретаре: Евдокимовой А.О.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Сакского района Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 12 декабря 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Якушевой Галины Васильевны к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Сакского района Республики Крым, третье лицо: Администрация Сакского района Республики Крым о признании права на льготы,
УСТАНОВИЛА:
Якушева Г.В. обратилась с иском в суд к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Сакского района Республики Крым о предоставлении льгот предусмотренных ст.6 Закона Республики Крым от 17.12.2014 года N35-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым" указав, что является пенсионером из числа педагогических работников проживающих в поселке городского типа, в связи с чем, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" N2730-Ф3, Законом Республики Крым от 17.12.2014 года N35-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым". Ранее истцу представлялись льготы на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. В 2013 году, в связи с выходом на работу, истец подала заявление о снятии с нее указанной льготы. После увольнения истица обратилась к ответчику о назначении ей мер социальной поддержки, однако ей было отказано, поскольку пгт.Заозерное, в котором находится ГБУ РК "Санаторий для детей с родителями "Бригантина", где истица работала воспитателем, входит в состав городского округа г.Евпатория, и не относится к сельской местности. Полагая отказ Департамента труда и социальной защиты населения администрации Сакского района Республики Крым не законным, истец просит признать за ней право на меры социальной поддержки.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 12 декабря 2017 года иск Якушевой Г.В. удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Сакского района Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
В качестве доводов апеллянт указал, что в подтверждение права на льготы Якушева Г.В. предоставила справку из ГБУ РК "Санаторий для детей и детей с родителями "Бригантина", в которой отсутствовали сведения о праве на предоставление мер социальной поддержки. Кроме того, в ходе рассмотрения обращений Якушевой Г.В. было выявлено, что пгт.Заозерное входит в состав городского округа г. Евпатория с 06.04.1973г, следовательно пгт.Заозерное, как городское поселение не относится к населенным пунктам муниципального района - селам, включая поселки городского типа, расположенных в границах сельских поселений района. Назначение департаментом мер социальной поддержки гражданке Якушевой Г.В. по категории "пенсионеры из числа педагогических работников, проживающих в сельской местности" противоречит действующему законодательству. На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Заслушав докладчика, представителя Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Сакского района Республики Крым Скрябину А.А, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца Якушеву Г.В. и ее представителя Князеву О.Е, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом следует, что до 13.03.2013 года Якушева Г.В. являлась получателем компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по льготной категории как педагогический работник проживающий в поселке городского типа.
В связи с выходом на работу истцом подано заявление о приостановлении выплат, а впоследствии в связи с выходом на пенсию подано заявление о предоставлении ранее назначенных мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" N2730-Ф3. Законом Республики Крым от 17.12.2014 года N35-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым".
Однако истцу отказано в предоставлении мер социальной поддержки в связи с указанием на то, что пгт.Заозерное входит в состав городского округа г. Евпатория с 06.04.1973г, следовательно пгт.Заозерное, как городское поселение не относится к населенным пунктам муниципального района - селам, включая поселки городского типа, расположенных в границах сельских поселений района.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно статье 6 Закона Республики Крым от 17.12.2014 года N35-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым" право на получение мер социальной поддержки, бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг имеют граждане работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа. Данное право сохраняется за специалистами, вышедшими на пенсию, которые на день выхода на пенсию проработали не менее 3 лет в сельской местности и поселках городского типа Республики Крым и продолжают проживать в сельской местности и поселках городского типа Республики Крым.
Соглашаясь с решением суда, судебная коллегия исходила из следующего.
Из материалов дела усматривается, что истица является пенсионером из числа педагогических работников, указанное подтверждается сведениями изложенными в трудовой книжке и не оспаривается сторонами.
Якушева Г.В, до выхода на пенсию работала воспитателем ГБУ РК "Санаторий с детьми и родителями "Бригантина" не менее 3 лет.
Согласно, справке ГБУ РК "Санаторий с детьми и родителями "Бригантина" находится по адресу: г. Евпатория, пгт Заозерное, ул. Аллея Дружбы, 75.
Согласно, паспорту гражданина Российской Федерации, Якушева Г.В. зарегистрирована по адресу: Республика Крым, Сакский район, с. Уютное, ул. Садовая, д. 36.
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, ранее регулировалось Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 г. N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 года N 634, которым установлено, что за перешедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
Распоряжением Совета Министров СССР от 23.05.1984 г. N 1003р указанная мера социальной поддержки распространялась на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей.
Данное право подтверждалось Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 г. N 437, от 24.01.1985 г. N 85", утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 года N 634, и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28.05.1985 г. утверждены Разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".
Согласно п. п. 1, 4 указанных Разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перечисленными работниками при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами и независимо от того, когда и какая им пенсия назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266-1.
В силу абз. 3 п. 5 ст. 55 Федерального закона от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 01.09.2013 г, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании" нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из приведенных правовых норм следует, что получение указанных льгот педагогическими работниками не связано с формой собственности образовательного учреждения, поскольку федеральным и региональным законодательством, был изменен лишь порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Положениями ч. 8 ст. 47 действующего в настоящее время Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам (за исключением педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций), устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона Республики Крым от 17.12.2014 года N35-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым" меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций (за исключением педагогических работников федеральных образовательных организаций), финансируемых за счет средств бюджета Республики Крым или местных бюджетов.
Согласно статье 6 Закона Республики Крым от 17.12.2014 года N35-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым" гражданам, указанным в пункте 5 части 1 статьи 2 настоящего Закона, предоставляется бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Льготы на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением предоставляются работникам при условии, если размер льгот в денежном эквиваленте вместе со среднемесячным совокупным доходом льготника за предыдущие шесть месяцев не превышает величины прожиточного минимума, установленного для соответствующей демографической группы населения нормативными правовыми актами Республики Крым.
Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных частью первой настоящей статьи, сохраняется: за специалистами, проживающими в сельской местности и поселках городского типа Республики Крым и вышедшими на пенсию, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года предоставлялось бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением; специалистами, вышедшими на пенсию, которые на день выхода на пенсию проработали не менее 3 лет в сельской местности и поселках городского типа Республики Крым и продолжают проживать в сельской местности и поселках городского типа Республики Крым.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. N 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки истцу послужил тот факт, что ГБУ РК "Санаторий с детьми и родителями "Бригантина", в котором работала истица, находится по адресу: г. Евпатория, пгт Заозерное, ул. Аллея Дружбы. 75. и согласно ответа, предоставленного администрацией г. Евпатория, входит в состав городского округа г. Евпатории и не относится к сельской местности.
Вместе с тем статьей 5 Закон Республики Крым от 6 июня 2014 года N18-ЗРК "Об административно-территориальном устройстве Республики Крым" определено, что населенные пункты в зависимости от численности населения, степени благоустройства и развития социальной, производственной, транспортной и иной инфраструктуры, характера занятости большинства населения, исторических особенностей относятся к категории городских или сельских населенных пунктов.
К городским населенным пунктам относятся следующие виды населенных пунктов: город.
К сельским населенным пунктам относятся следующие виды населенных пунктов: поселок городского типа; поселок; село.
Таким образом, действующим законодательством Республики Крым четко определено, что поселки городского типа относятся к категории сельских населенных пунктов.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив, что поселки городского типа в том числе пгт. Заозерное относятся к категории сельских населенных пунктов, пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки и обоснованно признал незаконным отказ Департамента социальной защиты населения администрации Сакского района в предоставлении истице мер социальной поддержки.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данный населенный пункт расположен в черте городского поселения не может являться безусловным основанием для отказа в назначении ей социальной поддержки, по тем основаниям, что имеющаяся в материалах дела справка N48 от 21.12.2005 года(л.д.50), ранее учтенная для предоставления мер социальной поддержки, представляла истице право, не смотря на обстоятельства того, что указанный поселок городского типа с 1973 года относится к черте города Евпатория.
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов с даты его подписания, т.е. с 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2). С той же даты и до 1 января 2015 года в соответствии со статьей 6 данного Договора и статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в новых субъектах Российской Федерации действовал переходный период, в течение которого подлежали урегулированию вопросы их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Одно из направлений такой интеграции - включение новых субъектов Российской Федерации в систему социальной защиты населения Российской Федерации, в том числе в систему пенсионного обеспечения, конечной целью которого являлся переход к назначению пенсий, пособий, предоставлению мер социальной поддержки населению новых субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. С тем чтобы обеспечить в рамках этого перехода стабильность правового положения граждан в максимальной степени, избежать пробелов, затрудняющих реализацию их прав, необходимы были законодательные гарантии, которые позволяли бы гражданам не только реализовать приобретенные пенсионные права при сохранении размеров ранее назначенных пенсий, но и продолжить формирование пенсионных прав в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Исходя из этого, федеральный законодатель предусмотрел как правила пенсионного обеспечения, подлежащие применению в течение переходного периода, так и особенности осуществления пенсионных прав соответствующих категорий граждан в рамках системы обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения после 1 января 2015 года.
Так, Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с названным Федеральным конституционным законом или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, было предоставлено право на получение пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 11); при этом был введен запрет снижения размера пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых по состоянию на 21 февраля 2014 года, исходя из того, что принятое после указанной календарной даты законодательство Украины не применяется на территории Республики Крым со дня вступления в силу постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым "О провозглашении Республики Крым независимым суверенным государством", а именно с 17 марта 2014 года (часть 3 статьи 11).
Поскольку - в силу конституционного принципа равенства, предполагающего, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, равное обращение с лицами, находящимися в одинаковом положении, и принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства - сам факт выхода на работу и соответственно написание заявления о приостановлении предоставления мер социальной поддержки Якушевой Г.В. не влечет отмену либо умаление ее прав, в том числе и прав на ранее назначенную ей в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года меру социальной поддержи.
Поскольку выводы суда первой инстанции в решении подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы суда, либо требующие дополнительной проверки, нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, судом первой инстанции также не допущено, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 12 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации Сакского района Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.