Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Корсаковой Ю.М. и Мотиной И.И.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Письменной Анны Петровны на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 декабря 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Письменной Анны Петровны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) о понуждении выполнить определенные действия и взыскании недоплаченной суммы удовлетворить частично.
установила:
Письменная А.П. обратилась в суд с указанным иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Симферопольском районе Республики Крым. Требования мотивированы тем, что Указом Президиума Верховного Совета СССР она награждена орденом Ленина N 355556. Документы, подтверждающие ее право на получение данной социальной поддержки, всегда находились в отделении пенсионного фонда в Симферопольском районе. Однако, при перерасчете пенсии с 01.01.2015 года материальное обеспечение в связи с награждением орденом Ленина ей учтено не было, несмотря на то, что данная социальная поддержка выплачивалась ей на день присоединения Крыма к Российской Федерации. Указанная доплата ей была установлена только с 16.12.2016 года в размере 16367,51 руб. На основании изложенного истица просит обязать Управление пенсионного фонда РФ в Симферопольском районе Республики Крым произвести перерасчет и выплатить недоплаченное дополнительное материальное обеспечение за Награждение орденом Ленина за период с 01.01.2015 года по 16.12.2016 г. в размере 344542,58 руб.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований Письменной А.П. отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Письменная А.П. подала апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и, принятии нового решения, об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывается, что решение принято незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. В целом доводы апелляционной жалобы схожи с доводами искового заявления. Суд пришел к ошибочному мнению, что до обращения Письменной А.П. 16.12.2016 г. в Управление пенсионного фонда РФ в Симферопольским районе РК в пенсионном деле отсутствовали какие-либо сведения о награждении истца ордером Ленина. В материалах пенсионного дела имеется Извлечение из протокола N57 заседания Комиссии по установлению пенсии за особые заслуги перед Украиной при Кабинете Министров Украины от 18.01.2002 г, согласно которому Письменной А.П. с 01.02.2002 г. установлена надбавка согласно ст.5 ЗУ "О пенсиях за особые заслуги перед Украиной" в размере 87 грн. 75 коп. А ссылка суда первой инстанции об учете Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском р-не Республики Крым указанной надбавки при перерасчете пенсии, ни чем не обоснована и не подтверждается материалами дела.
На заседание судебной коллегии представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, Письменную А.П. и ее представителей Зубкову Н.А и Храмцову Н.К, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решения суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что Письменная А.П. является получателем пенсии в Управлении пенсионного фонда в Симферопольском районе Республики Крым с 1987 года, поскольку при достижении ею 55 лет, по ее обращению от 24.02.1987 года в пенсионный орган ей была назначена пенсия.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст. 11 Федерального Конституционного Закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года.
При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года; законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) устанавливает порядок реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях названных субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2, части 3 статьи 3 поименованного закона с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, размеры пенсий, назначенных в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 01.01.2015 года Письменной А.П. произведен перерасчет пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д.91).
При пересчете размер ее пенсии согласно указанному закону составил 16879,83 руб, из них страховая пенсия 9009,83 руб, фиксированная выплата 3935,00 руб, повышенная фиксированная выплата в связи с достижением 80-летнего возраста 3935 руб.
Поскольку размер получаемой Письменной А.П. по состоянию на 31.12.2014 года пенсии превысил размер пенсии, исчисленный по нормам законодательства Российской Федерации, пенсия с 01.01.2015 года выплачивалась в прежнем более высоком размере 20980,10 руб.
Как указано судом первой инстанции согласно заявлению истца от 16.12.2016 года ей назначено дополнительное материальное обеспечение за награждение орденом Ленина в соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 04.03.2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" с 16.12.2016 года в размере 16367,51 руб.
Обращаясь в суд Письменной А.П, в обоснование требований указывалось, что с 01.01.2015 года ее пенсионное дело передано в пенсионный орган Российской Федерации. Однако при перерасчете пенсии в соответствии с российским законодательством, пенсионным фондом, не в полной мере приняты во внимание документы, имеющиеся в материалах выплатного дела, в связи с чем, ей не выплачивалось с 01.01.2015 года дополнительное материальное обеспечение за награждение орденом Ленина в соответствии со ст.1 Федерального Закона от 04.03.2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения, в связи с тем, что в материалах пенсионного дела отсутствовали сведения о награждении Письменной А.П. орденом Ленина.
При этом суд указал, что в связи с отсутствием документов и заявления Письменной А.П. о выплате ей надбавки, реноваций для назначения указанного дополнительного материального обеспечения у ответчика не имелось.
Судебная коллегия данные выводы суда находит противоречащими нормам материального права и не соответствующими обстоятельствам дела.
Сторонами не оспаривалось, что Письменная А.П. состоит на пенсионном учете с 1987 года.
Согласно пенсионному делу, переданному ответчику 01.01.2015 года, кроме надбавок за продолжительность трудового стажа с 01.02.1997 года Письменной А.П. присвоен статус Ветерана ВОВ и с указанного времени выплачивается надбавка к пенсии(л.д.56;60).
Кроме того с 2002 года ей установлена надбавка к пенсии за особые заслуги перед Украиной.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимся в материалах пенсионного дела извлечением из протокола N 57 заседания Комиссии по установлению пенсий за особые заслуги перед Украиной при Кабинете Министров Украины от 18 января 2002 года, согласно которому Письменной А.П. с 01.02.2002 года установлена надбавка согласно ст. 5 Закона Украины "О пенсиях за особые заслуги перед Украиной" в размере 87 грн. 75 коп (л.д.62,71).
Кроме указанного решения, материалы дела содержат сведения о расчете пенсии Письменной А.П. с ходатайством перед пенсионным органом об установлении ей надбавки в связи с награждением ее орденом Ленина, а также листки расчета в которых имеются сведения о доплатах, в том числе: за особые заслуги перед Украиной и как Ветерану Великой Отечественной Войны(л.д.79-90).
После перерасчета пенсии в соответствии с российским законодательством Письменная А.П. неоднократно обращалась в пенсионные органы за разъяснением расчета ее пенсии, что подтверждается имеющейся в материалах дела и в материалах пенсионного дела перепиской с марта 2015 года.
Согласно ответам пенсионного органа ей указывалось, что ее пенсия в соответствии с перерасчетом на 31 декабря 2014 года составляет 16879.83 рубля, что является меньше установленного ей размера, в связи с чем выплата пенсии продолжалась в сохраненном размере 20980.1 рублей.
Согласно расчету, предоставленному пенсионным органом (л.д.92, оборотная сторона) размер пересчитанной пенсии составил 16879,83 руб, из них страховая пенсия 9009,83 руб, фиксированная выплата 3935,00 руб, повышенная фиксированная выплата в связи с достижением 80-летнего возраста 3935 руб.
Таким образом в расчета пенсионного органа отсутствуют какие либо сведения о начислениях Письменной А.П. каких либо надбавок в соответствии с документами выплатного дела, переданными ответчику.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу статьи 11 указанного закона, устанавливающей гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, предоставляется возможность получения пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).
Одновременно с этим данная статья в части 3 закрепляет правила о приведении в течение переходного периода ранее установленных размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и о недопустимости снижения размеров таких выплат по сравнению с производившимися по состоянию на 21 февраля 2014 года, а применительно к льготам, предоставлявшимся до указанной календарной даты в натуральной форме, устанавливает для случаев изменения порядка и условий их реализации запрет уменьшения совокупного объема финансирования и ухудшения условий их предоставления.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26 октября 2017 года N 2333-О указал, что положения частей 1 и 3 статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" направлены на достижение целей интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию в части правового регулирования социальной защиты посредством распространения на названную выше категорию граждан предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий обеспечения пенсиями, пособиями и мерами социальной поддержки с предоставлением возможности реализации социальных прав в объеме не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя на момент их принятия в состав Российской Федерации.
Таким образом материалами дела установлено, что ответчиком не в полной мере соблюдены требования вышеуказанного законодательства в части того, что при изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся некоторым категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода.
Не смотря на то, что материалы пенсионного дела содержат переписку между сторонами с марта 2015 года, ответчиком Письменной А.П. не предлагалось предоставить дополнительные доказательства, подтверждающие ранее выплачиваемые ей надбавки, в том числе и о том, в связи с чем, ей устанавливалась надбавка за особые заслуги перед Украиной.
Доводы ответчика об отсутствии заявления от Письменной А.П. об установлении ей надбавки, судебной коллегией не принимаются во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.
С учетом изложенных норм правового регулирования отношений в сфере пенсионного обеспечения, у Письменной А.П. отсутствовали обязательства о написании какого либо заявления на предоставление ей дополнительных выплат. Переход на пенсионное обеспечение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации производился с 01.01.2015 года, согласно данным переданных выплатных дел.
Более того, вопреки суждениям суда первой инстанции и доводам возражений ответчика на апелляционную жалобу, в материалах пенсионного дела имелось достаточно доказательств, для установления Письменной А.П. надбавки с 01.01.2015 года, в связи с награждением орденом Ленина.
Порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентированы Федеральным законом от 04 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" граждане Российской Федерации, получающие пенсию, имеют также право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
Указанным выше Законом определяются условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерацией за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации, получающие пенсию и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
Дополнительное материальное обеспечение назначается в том числе гражданам, награжденным орденом Ленина.
Дополнительное материальное обеспечение назначается и выплачивается органом, осуществляющим назначение и выплату соответствующей пенсии.
Дополнительное материальное обеспечение назначается со дня обращения за ним, но не ранее дня, с которого назначается соответствующая пенсия.
Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии.
Дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы.
Изменение порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся некоторым категориям граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, как уже указывалось ранее, размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода.
Таким образом, судебной коллегией установлено, что пенсионным органом не осуществлены возложенные на него полномочия, переданные Российской Федерацией о приведение компенсационных выплат и надбавок в соответствие с российским законодательством.
Письменной А.П. не предлагалось предоставить дополнительные доказательства, в том числе и о том, в связи с чем ей устанавливалась надбавка за особые заслуги перед Украиной.
Вместе с тем, материалы пенсионного дела Письменной А.П, содержат: заявление о предоставлении ей надбавки; копию трудовой книжки, которая содержит сведения о награждении последней орденом им. Ленина, заявления Письменной о временном отказе от получения надбавки установленной ей с февраля 2002 года, в связи выполнением оплачиваемой работы, которые также косвенно подтверждают наличие достаточных оснований для пенсионного органа, служивших установлением Письменной А.П. указанной надбавки с 01.01.2015 года.
Исходя из того, что пенсионное дело, переданное после 31 декабря 2014 года ответчику, в полной мере содержало сведения о начислениях и надбавках установленных Письменной А.П. по состоянию на 18 марта 2014 года, учитывая, что законодательством предусмотрено, что при перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается, а перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о ее перерасчете пенсий, то на указанную дату у Письменной А.П. имелось данное право, в связи с чем, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа последней в удовлетворении исковых требований.
В связи с указанным, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении требований Письменной А.П.
Соглашаясь с требованиями Письменной А.П. о перерасчете и выплате ей надбавки, судебная коллегия приходит к выводу о невозможности удовлетворении требований о взыскании суммы в размере 344542,58 рублей.
Такое решение связано с тем, что в материалах дела отсутствуют сведения пенсионного органа, о подтверждении того, что именно указанная сумма должна быть выплачена истцу с 01.01.2015 года по декабрь 2016 года, при своевременном установлении пенсионным органом надбавки за награждение Письменной А.П. орденом Ленина.
С целью недопущения арифметической ошибки в расчетах судебная коллегия считает необходимым исковые требования Письменной А.П. удовлетворить лишь в части возложения на Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) обязанности установить надбавку к пенсии за награждение орденом Ленина с 01.01.2015 года и выплатить недоплаченное дополнительное материальное обеспечение.
Руководствуясь статьями 327, 327-1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 декабря 2017 года отменить. Вынести по делу новое решение.
Исковые требования Письменной Анны Петровны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) о понуждении выполнить определенные действия и взыскании недоплаченной суммы удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) установить Письменной Анне Петровне надбавку дополнительного материального обеспечения к пенсии за награждение орденом Ленина с 01.01.2015 года и выплатить недоплаченное дополнительное материальное обеспечение.
В остальной части в удовлетворении исковых требований - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.