судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.А.
судей Белоусовой В.В.
Сыча М.Ю.
при секретаре Балаян Л.А.
с участием - прокурора Хоменко Н.В.
- представителя ответчика Кошельной Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Крым гражданское дело по иску прокурора г. Армянск в интересах Кубрак В.С. к Муниципальному унитарному предприятию "Армянскводоканал" Муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым о перерасчете платы за коммунальные услуги,
по апелляционной жалобе Муниципального унитарного предприятия "Армянскводоканал" Муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым на решение Армянского городского суда Республики Крым от 26.12.2017г,
заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кузнецовой Е.А, пояснения представителя ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора, возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Армянска в иске в интересах Кубрак В.С. в иске от 07.11.2017г. с учетом последующего уточнения заявленных требований (л.д. 33) просил обязать ответчика произвести перерасчет задолженности за предоставленные коммунальные услуги Кубрак В.С, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального прибора учета в соответствии с пп. а п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. N 354 (далее - Правила N 354).
В обоснование иска прокурор указал на то, что Кубрак В.С. является собственником квартиры "адрес", пользуется предоставляемыми МУП "Армянскводоканал" услугами по водоснабжению и водоотведению. В ходе проведения проверки контролером МУП "Армянскводоканал" 08.06.2017г. составлен акт обследования водопроводных и канализационных систем абонента, согласно которого на индивидуальном приборе учета потребления холодной воды нарушена целостность обвязки водомера. Впоследствии ответчиком произведен расчет задолженности за оказанные услуги на сумму 22 958,17 рублей на основании абз. 4 п. 62 Правил N354, который утратил силу, а также необоснованно применил Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013г. N776 (далее - Правила N 776). Указав на незаконность указанного расчета, просил возложил на ответчика обязанность произвести расчет в соответствии с п. 59 Правил N 354.
Решением Армянского городского суда Республики Крым от 26.12.2017г. иск прокурора г. Армянска удовлетворен. На МУП "Армянскводоканал" Муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым возложена обязанность произвести перерасчет задолженности за предоставленные коммунальные услуги Кубрак В.С. исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев. Разрешен вопрос о распределении судебных расходов.
В апелляционной жалобе МУП "Армянскводоканал" Муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и несоответствующее фактическим обстоятельствам по делу.
В возражениях прокурор г. Армянска просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, указав на несостоятельность изложенных в ней доводов.
Кубрак В.С. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки суд не уведомил.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кубрак В.С. является собственником и проживает в квартире "адрес" (л.д. 5).
Жилой дом оборудован системами централизованного водоснабжения и водоотведения.
МУП "Армянскводоканал" Муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым предоставляет услуги по водоснабжению и водоотведению с 02.03.2015г. (л.д. 10), которым на имя потребителя Кубрак В.С. открыт лицевой счет N.
Прибор учета воды потребителя опломбирован ГПУ ЖКХ в 2004г.
08.06.2017г. при обследовании средств учета воды контролерами ВХ МУП "Армянскводоканал" выявлено нарушение целостности обвязки водомера, находящегося в квартире "адрес", о чем составлен акт обследования водопроводных и канализационных систем абонента. Акт подписан Кубрак В.С. без каких-либо оговорок и замечаний к правильности его составления (л.д. 12).
На основании указанного акта, а также служебной записки начальника отдела на предприятиях социально-бытового обслуживания ФИО9 от 26.06.2017г, с учетом положений абз. 4 п. 62 Правил N 354 ответчиком произведен расчет расхода воды при пропускной способности трубы, диаметром 15мм (л.д. 8).
Возлагая на ответчика обязанность произвести перерасчет задолженности за предоставленные коммунальные услуги Кубрак В.С. по адресу: "адрес", исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, суд первой инстанции, исходил из обоснованности заявленных требований и наличия правовых оснований для их удовлетворения, поскольку ответчиком не представлены доказательства несанкционированного вмешательства Кубрак В.С. в работу прибора учета холодной воды.
Судебная коллегия с такими выводами суда безусловно согласиться не может.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно положениям ч. ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В части, не урегулированной жилищным законодательством, к отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, применяются Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно пп. "г, д" п. 35 Правил N 644 абонент обязан обеспечивать учет получаемой холодной воды, если иное не предусмотрено договором, и установить приборы учета холодной воды, на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с п. 4 Правил N 644, приборы учета воды размещаются абонентом на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми регулируются в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, а также установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно п. 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета.
Подпунктом "г" п. 34 Правил N 354 установлено, что потребитель обязан, в целях учета потребленных коммунальных услуг, использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
С учетом изложенного, на потребителе лежит обязанность установить прибор учета согласно техническим требованиям на границе балансовой принадлежности водопроводных сетей или в другом месте по согласованию со снабжающей организацией, соблюдать его сохранность, не допуская несанкционированное вмешательство в его работу, в том числе путем нарушения целостности контрольных пломб прибора учета.
Судебная коллегия соглашается с доводами прокурора в части необоснованного произведения ответчиком расчета расхода воды, исходя из пропускной способности трубы диаметром 15 мм, согласно абз. 4 п. 62 Правил N 354, поскольку на момент обнаружения нарушения целостности обвязки водомера (08.06.2017г.) указанный пункт Правил Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016г. N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", в той редакции, на которую ссылается ответчик, утратил силу.
Ошибочность указанного расчета признана и представителем ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что произведенный ответчиком в отношении потребителя Кубрак В.С. расчет платы за коммунальные услуги, исходя из пропускной способности трубы, требованиям действующего законодательства не соответствует и является необоснованным.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами прокурора, полагавшего необходимым возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет задолженности на основании п. 59 Правил N 354, поскольку указанный пункт Правил регламентирует расчет платы за коммунальные услуги, в том числе при выходе из строя или утрате ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета либо истечения срока его эксплуатации.
В соответствии с указанным пунктом Правил N354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в том числе: в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3-х расчетных периодов подряд для жилого помещения.
Согласно п. 81.12 Правил N 354 установлено, что прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе в случае нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки (пп. б п. 81.12).
В соответствии с п. 81.13 Правил N 354 в случае выхода прибора учета из строя (неисправности), потребитель, обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).
Материалами дела установлено, что нарушение целостности обвязки водомера в квартире Кубрак В.С. выявлено в ходе проведения проверки 08.06.2017г. Данные, свидетельствующие о том, что Кубрак В.С, обращался к ответчику с заявлением об отсутствии контрольных пломб или нарушении целостности обвязки водомера отсутствуют.
Таким образом, коллегия судей соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что повреждение пломбы прибора учета в данном случае свидетельствует о несанкционированном вмешательстве в его работу.
В соответствии с п. 81.11 Правил N 354, прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат, в том числе: - наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; - отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Утверждение прокурора о том, что факт несанкционированного вмешательства в работу индивидуального прибора учета не доказан, поскольку нарушение целостности обвязки водомера само по себе не может свидетельствовать о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета, являются несостоятельными, противоречат вышеизложенным положениям Правил, принимая во внимание, что прибор учета установлен непосредственно в квартире Кубрак В.С, на которого возложена ответственность за сохранность средств измерений, и которым не предпринято мер о незамедлительном извещении исполнителя о выходе из строя прибора учета помимо его воли.
Таким образом, требования прокурора в интересах Кубрак В.С. о возложении на ответчика обязанности произвести расчет платы за коммунальные услуги на основании п. 59 Правил N 354, ввиду выхода из строя прибора учета абонента, являются несостоятельными, не согласуются с положениями вышеприведенных правовых норм и установленными по делу обстоятельствами.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, перерасчет платы за коммунальную услугу должен быть произведен за указанный ответчиком период, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении иска.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Армянского городского суда Республики Крым от 26.12.2017г. отменить.
Принять новое решение, которым иск прокурора г. Армянск в интересах Кубрак В.С. удовлетворить частично.
Признать расчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя Кубрак В.С, произведенный Муниципальным унитарным предприятием "Армянскводоканал" Муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым на основании акта обследования водопроводных сетей от 08.06.2017г, исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанного с учетом мощности имеющегося ресурсопотребляемого оборудования (пропускной способности трубы), незаконным.
Возложить на Муниципальное унитарное предприятие "Армянскводоканал" Муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым обязанность произвести потребителю Кубрак В.С. перерасчет платы за коммунальные услуги в соответствии с п. 81.11 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. N 354, за период 30 дней, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев непосредственно в суд кассационной инстанции.
Председательствующий судья: Е.А. Кузнецова
Судьи: В.В. Белоусова
М.Ю. Сыч
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.