Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
Судей: Корсаковой Ю.М. и Мотиной И.И.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 9 января 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Чичилановой Тамары Владимировны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым об обязательстве осуществлять определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
Чичиланова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе указав, что подала ответчику заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Ршением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе от 28.06.2017 года N143832/17/2 ей отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого специального стажа, что и явилось основаниям для обращения с иском в суд.
На основании изложенного истец просила признать решение от 28.06.2017 года N143832/17/2 об отказе в назначении досрочной пенсии по старости истице незаконным и отменить его; обязать ответчика включить периоды работы: с 03.04.1991г. по 31.08.1992г, с 01.09.1992г. по 27.07.1994г. в общий трудовой стаж, а периоды работы с 09.09.1997г. по 31.12.2014г, с 01.01.2015г. по 01.03.2017г. в стаж для установления досрочной пенсии на льготных условиях по списку N2 засчитав 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; обязать ответчика назначить истцу пенсию по старости на льготных условиях с даты обращения - с 02.03.2017г.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 9 января 2018 года исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым от 28.06.2017 года N143832/17/2.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым возложена обязанность назначить Чичилановой Тамаре Владимировне досрочную страховую пенсию по старости с 02 марта 2017 г, включив в общий стаж работы периоды ее работы: с 03.04.1991 по 31.08.1992 - фельдшер школы Актюбинской Городской детской больницы N1; с 01.09.1992 по 27.07.1994 - м/с поликлиники Актюбинской Городской детской больницы N2; включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы: с 20.11.1996г. по 17.12.1996г, с 22.10.2001г. по 22.11.2001г, с 22.01.2007г. по 16.02.2007г, с 13.02.2012г. по 12.03.2012г, с 13.02.2017г. по 01.03.2017г. (курсы повышения квалификации), с 09.09.2002г. по 31.12.2005г, с 01.01.2015г. по 01.03.2017г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчиком государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении искового заявления.
В качестве доводов апеллянт указал, что судом неправильно применены нормы материального права, в расчет льготного стажа работы включены периоды не подлежащие включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Постановлением N781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила). В соответствии с пп. "б" п.5 Правил, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню. По мнению ответчика для возникновения права на исчисление стажа как 1 год и 6 месяцев за 1 год такой работы необходимо наличие двух условий: наименование структурного подразделения (отделения) поименованного в Перечне и наименование должности, поименованной в Перечне которые, у истицы отсутствуют.
Кроме того правила подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости установлены порядком подтверждения периодов работы дающей право на досрочное назначение пенсии. Указанным порядком предусмотрено, что периоды осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа подлежат подтверждению. Для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
На заседание судебной коллегии представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, истца Чичиланову Т.В. и ее представителя Чернного С.Н, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что 2.03.2017 г. Чичиланова Т.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 28.06.2017 года N143832/17/2 отказано истице в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 30 летнего специального стажа. Стаж льготной работы по п.20.ч.1 ст.30 Закона N400-ФЗ составил 28 лет 2 месяца; по п.2 ч.1 ст.30 Закона N400-ФЗ - 13 лет 8 месяцев; общий стаж работы составил 24 года 11 месяцев.
При принятии решения ответчиком не зачтены следующие периоды работы истицы: с 03.04.1991 по 31.08.1992 - фельдшер школы Актюбинской Городской детской больницы N1 (рекомендовано исключить из расчёта специального и общего стажа работы, так как отсутствует подтверждение компетентного органа Казахстана); с 01.09.1992 по 27.07.1994 - м/с поликлиники Актюбинской Городской детской больницы N2 (рекомендовано исключить из расчёта специального и общего стажа работы, так как из записи в трудовой книжке невозможно определить должность (можно интерпретировать как медицинская сестра, а можно как младшая сестра), также отсутствует подтверждение компетентного органа Казахстана).
Кроме того, из решения усматривается, что периоды: с 01.09.1996г. по 10.09.1996г, с 20.11.1996г. по 17.12.1996г, с 25.12.1998г. по 31.12.1998г, с 04.06.2000г. по 19.06.2000г, с 22.10.2001г. по 22.11.2001г, с 22.01.2007г. по 16.02.2007г, с 13.02.2012г. по 12.03.2012г, с 13.02.2017г. по 01.03.2017г. (курсы повышения квалификации, отпуск без сохранения зарплаты - рекомендовано включить в общий стаж работы, поскольку, фактическая занятость истицы в период с 09.09.2002 г. по 31.12.2005 г. по непосредственному обслуживанию больных в течение полного рабочего дня не подтверждена из-за отсутствия должностных инструкций, а период с 01.01.2015г. по 01.03.2017г. не включён в специальный стаж работы по Списку N2, так как отсутствует уплата страховых взносов по дополнительному тарифу.
Разрешая спор, руководствуясь нормами ст.30 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации и списоком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", суд первой инстанции пришел к выводу, о незаконности решения ответчика в части отказа во включении периодов работы Чичилановой Т.В. в подсчет специального стажа для досрочного назначения пенсии и наличии у последней правовых оснований на их включение и на назначение пенсии.
Судебная коллегия находит выводы суда в части незаконности принятого пенсионным органом решения об отказе в назначении пенсии, исключении периодов из специального стажа, а также в части отказа в применении льготного исчисления к подсчету специального стажа истца периодов работы с 03.04.1991 по 31.08.1992 - фельдшером школы Актюбинской Городской детской больницы N1 и с 01.09.1992 по 27.07.1994 - м/с поликлиники Актюбинской Городской детской больницы N2, правомерными и построенными в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Так, постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшего в период работы Чичилановой Т.В. с 03.04.1991 г. по 31.08.1992 г. - в должности фельдшера школы Актюбинской Городской детской больницы N1; с 01.09.1992 г. по 27.07.1994 г. - м\с поликлиники Актюбинской Городской детской больницы N2 предусматривал, в частности, право на пенсию за выслугу лет врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В подтверждение доводов выполнения работы среднего медицинского персонала к материалам дела приложена справка государственного архива Актюбинской области от 14.07.2017 г. N 2ч26 из которой усматривается, что подтвердить трудовой стаж и выдать справку о зарплате Чичилановой (Жильцовой) Тамаре Владимировне не представляется возможным, так как документы Актюбинской городской детской больнице N1 за 1991-1992г.г. на хранение в облгосархив не поступали. Также дана справка Жильцовой Тамаре Владимировне о заработной плате для начисления пенсии, где указано, что она действительно работала в качестве м/с Актюбинской Городской детской больницы N2 и указана её зарплата с октября 1992г. по декабрь 1992г, дополнительно сообщено, что в карточках-справках по начислению зарплаты за 1993-1994г.г. Чичилановой (Жильцовой) Т.В. не значится. Дополнительно сообщено, что по документам Актюбинской детской больницы N2 за 1995-1994г.г, книги приказов по личному составу за 1992г. на хранение в облгосархив не поступали.
Согласно трудовой книжке, Чичиланова Т.В. с 03.04.1991 по 31.08.1992 работала фельдшером школы Актюбинской Городской детской больницы N1 (Казахстана), а с 01.09.1992 по 27.07.1994 - м/с поликлиники Актюбинской Городской детской больницы N2 (Казахстана) (л.д.9-оборот)
Предоставленные документы подтверждают работу истца в данный период в качестве среднего медицинского персонала, кроме того данный стаж подлежит зачету в трудовой стаж в календарном исчислении.
Судом первой инстанции установлено и также подтверждается материалами дела, что Чичиланова Т.В. находилась на курсах повышения квалификации - с 20.11.1996г. по 17.12.1996г, с 22.10.2001г. по 22.11.2001г, с 22.01.2007г. по 16.02.2007г, с 13.02.2012г. по 12.03.2012г, с 13.02.2017г. по 01.03.2017г, с 09.09.2002г. по 31.12.2005г, с 01.01.2015г. по 01.03.2017г..
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Положениями статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 августа 2001 года N 314 "О порядке получения квалифицированных категорий" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным и подлежат включению в стаж, поскольку за работником в указанный период сохраняется место работы, и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе страховые взносы.
С учетом положений пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьи 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принимая во внимание, что повышение квалификации являлось обязательным, на курсы истец направлен работодателем, а также то, что истец занимала должности соответствующие работе по охране здоровья населения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный трудовой стаж календарном исчислении.
В связи с указанным, судебная коллегия приходит к выводу о включении курсов повышения квалификации в подсчет специального стажа, в календарном исчислении.
Доводы жалобы ответчика о несогласии с зачетом в специальный стаж периода нахождения истца на курсах повышения квалификации отклоняются как основанные на неверном толковании закона.
Давая оценку выводам суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Чичилановой Т.В. в части обязания ответчика назначить пенсию с 02.03.2017 года, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считая их основанными на нормах права.
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту
Неотъемлемой частью судебной защиты прав и свобод человека является возможность восстановления нарушенных прав и свобод человека, правомерность требований которых установлена в надлежащей судебной процедуре и формализована в судебном решении. Это предполагает также и наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать данное право в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, что согласуется со статьей 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Учитывая включенные пенсионным органом периоды, специальный стаж работы Чичилановой Т.В. составляет: 28 лет 2 месяца, с учетом включенных судом периодов работы, специальный стаж работы истца составляет более 30 лет.
Более того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в период работы Чичилановой Т.В.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.