Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Хожаиновой О.В.
судей Терентьевой Н.А, Юсуповой Л.А-В,
при секретаре Колесник Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Раздольненского района Республики Крым, в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к администрации Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым о признании незаконным бездействия, обязании совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе администрации Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 7 декабря 2017 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Хожаиновой О.В, объяснения прокурора отдела Прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю, представителя администрации Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым Вышинской Т.П, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
прокурор Раздольненского района Республики Крым обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым в части непринятия мер по формированию земельных участков под места захоронений с.Кукушкино, с. Огни по невнесению сведений в Реестр муниципальной собственности Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым об указанных земельных участках, не проведение кадастровых работ, регистрации права собственности на данные объекты, неприятию мер по содержанию кладбищ, расположенных на территории муниципального образования Кукушкинское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым с. Кукушкино, с. Огни; возложить обязанность на администрацию Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить в отношении кладбищ на территории с. Кукушкино, с. Огни муниципального образования Кукушкинского сельское поселение Раздольненского района Республики Крым нарушения частей 4, 5 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", п.п. 2.1, 3.1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, п.п. 2.7, 6.3, 6.6, 6.7 СанПин 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 84, п. 8.1.5 СанПин 3.1.3.2352-08, утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача от 8 марта 2008 г. N 19, а именно: определить границы и размер земельного участка под местом захоронения, расположенного на территории с. Кукушкино, с. Огни муниципального образования Кукушкинское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым, установить санитарно-защитную зону, разработать и утвердить проект устройства вышеуказанных мест захоронений, провести кадастровые работы, регистрацию права собственности на указанные объекты, внести земельные участки в Реестр муниципальной собственности Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, в местах захоронений - кладбищ, расположенных на территории с. Кукушкино, с. Огни муниципального образования Кукушкинское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым разместить площадки для мусоросборников, хозяйственно-питьевое водоснабжение для питьевых и хозяйственных нужд.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Раздольненского района Республики Крым проведена проверка в рамках исполнения задания прокуратуры Республики Крым по предмету соблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе проведения которой было установлено, что на территории с. Кукушкино, с. Огни, муниципального образования Кукушкинское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым расположены места захоронений - кладбища. В нарушение положений СанПин 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (далее - СанПин 2.1.2882-11), исполнительным органом местного самоуправления Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым мер по надлежащему устройству, содержанию указанных мест захоронений - кладбищ не принято, а именно: кладбище с. Кукушкино, с. Огни расположены за границами населённых пунктов. В нарушение п. 2.7 р. 2, п.п. 6.3, 6.6 р. 6 СанПин 2.12882-11 - не организовано хозяйственно-питьевое водоснабжение для питьевых и хозяйственных нужд, отсутствуют площадки для мусоросборников. Вместе с тем, с учетом информации, предоставленной администрацией Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, установлено, что земельные участки, на которых размещаются указанные места захоронения - кладбища, не сформированы, на кадастровый учет не поставлены, в связи с чем, не определена санитарно-защитная зона кладбищ; право собственности на них не зарегистрировано, в реестр муниципальной собственности таковые не включены.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 7 декабря 2017 г, административное исковое заявление прокуратуры Раздольненского района Республики Крым удовлетворено; признано незаконным бездействие администрации Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым в части неприятия мер по формированию земельных участков под места захоронений с. Кукушкино, с. Огни по невнесению сведений в Реестр муниципальной собственности Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым сведений об указанных земельных участках, не проведение кадастровых работ, регистрации права собственности на данные объекты, неприятию мер по содержанию кладбищ, расположенных на территории муниципального образования Кукушкинское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым с. Кукушкино, с. Огни; на администрацию Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить в отношении кладбищ на территории муниципального образования Кукушкинское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым с.Кукушкино, с. Огни нарушения, а именно: определить границы и размер земельного участка под местом захоронения, расположенного на территории с.Кукушкино, с. Огни муниципального образования Кукушкинское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым, установить санитарно-защитную зону, разработать и утвердить проект устройства данных мест захоронений, провести кадастровые работы, регистрацию права собственности на указанные объекты, внести земельные участки в Реестр муниципальной собственности Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, в местах захоронений-кладбищ, расположенных на территории муниципального образования Кукушкинское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым с.Кукушкино, с. Огни разместить площадки для мусоросборников, хозяйственно-питьевое водоснабжение для питьевых и хозяйственных нужд.
В апелляционной жалобе административного ответчика ставится вопрос об отмене судебного акта в части возложения обязанности на администрацию Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым устранить нарушения, а именно: установить санитарно-защитную зону мест захоронения с. Кукушкино и с. Огни; разработать и утвердить проект устройства мест захоронения; устранить нарушения в течение шести месяцев.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Частью 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи)". По мнению административного ответчика, в данной статье отсутствует пункт 22 (организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения), то есть Закон N 131-ФЗ не наделил сельские поселения полномочиями по организации и ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, и в этой части регулирование вопроса передал субъектам Российской Федерации. При отсутствии дополнительного софинансирования из бюджета Республики Крым исполнение требований прокурора Раздольненского района будет невозможным, так как бюджетом Кукушкинского сельского поселения не запланированы средства на организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Кроме того, администрация Кукушкинского сельского поселения не согласна с решением суда первой инстанции в части установления сроков исполнения решения суда, поскольку на данный момент не запланированы расходы и нет финансирования на реализацию признаваемых требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения о законности обжалуемого судебного решения (л.д. 44-47).
Председатель Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, глава администрации Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым Вышинская Т.П. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объёме, и просила её удовлетворить.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац 3 пункт 1 статьи 2).
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения.
В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1).
Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утверждённым в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зелёных насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Пунктом 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 установлено, что территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.
Пунктом 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 установлено, что для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды.
При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (пункт 6.4).
В соответствии с пунктом 6.6 СанПиН 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зелёных насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твёрдое покрытие (асфальтирование, бетонирование) (пункт 6.7 СанПиН 2.1.2882-11).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В пункте 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что указанные санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Согласно пункту 23 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу части 1 статьи 14 Закона Республики Крым от 30 декабря 2015 г. N 200-ЗРК/2015 "О погребении и похоронном деле в Республике Крым" уполномоченными органами в сфере погребения и похоронного дела являются органы местного самоуправления, определённые муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 53 Устава муниципального образования Кукушкинское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым к полномочиям администрации поселения в области жилищно-коммунального, бытового, торгового и иного обслуживания населения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что на территории Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым за границами населённых пунктов с. Кукушкино, с.Огни расположено два общественных кладбища.
Как следует из решения о проведении проверки от 10 октября 2017 г. N 115 за подписью прокурора Раздольненского района Республики Крым Шмелева Д.Н. решено провести проверку администраций Раздольненского района, целью которой является исполнение требований федерального законодательства. Проверка проводится в соответствии с заданием прокуратуры Республики Крым. Предметом проверки является исполнение администрациями Раздольненского района требований Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также иных нормативных правовых актов.
17 октября 2017 г. прокурором Раздольненского района Шмелевым Д.Н. в адрес глав администраций сельских муниципальных образований Раздольненского района направлены запросы с просьбой в срок до 20 октября 2017 г. предоставить в прокуратуру района информацию об общем количестве кладбищ с указанием населённых пунктов (адресов) их расположения в границах (вне границ) населённых пунктов, сведения о постановке земельных участков на кадастровый учет, оформлении права собственности на таковые, внесении их в реестр муниципальной собственности. Провести обследование территории данных земельных участков на предмет соответствия, фактического расположения кладбищ, на территории муниципального образования, по результатам которого предоставить в прокуратуру района соответствующие акты.
19 октября 2017 г. специалистом по территориальному планированию, землеустройству, муниципальному имуществу администрации Кукушкинского сельского поселения ФИО1 на основании проводимой проверки прокуратуры Раздольненского района исполнения законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших (запрос от 17 октября 2017 г. N 15-1453в-2017) проведено обследование земельного участка в с. Кукушкино под кладбищем на предмет соответствия, фактического расположения кладбищ на территории Кукушкинского сельского поселения. В результате обследования установлено: площадь земельного участка - 1 га; использование земельного участка - для размещения кладбища; цель использования земельного участка - территория, отведённая и специально оборудованная для захоронения (погребения) останков умерших; место расположения земельного участка - севернее села Кукушкино, за границами населённого пункта, соответствует фактическому расположению кладбища на территории Кукушкинского сельского поселения, территория огорожена (л.д. 9).
19 октября 2017 г. специалистом по территориальному планированию, землеустройству, муниципальному имуществу администрации Кукушкинского сельского поселения ФИО1 на основании проводимой проверки прокуратуры Раздольненского района исполнения законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших (запрос от 17 октября 2017 г. N 15-1453в-2017) проведено обследование земельного участка в с. Огни под кладбищем на предмет соответствия, фактического расположения кладбищ на территории Кукушкинского сельского поселения. В результате обследования установлено: площадь земельного участка - 1,2 га; использование земельного участка - для размещения кладбища; цель использования земельного участка - территория, отведённая и специально оборудованная для захоронения (погребения) останков умерших; место расположения земельного участка - восточнее села Огни, за границами населённого пункта, соответствует фактическому расположению кладбища на территории Кукушкинского сельского поселения, территория огорожена (л.д. 8).
Как следует из объяснений председателя Кукушкинского сельского совета - главы администрации Кукушкинского сельского поселения ФИО2 на территории Кукушкинского сельского поселения имеется два общественных кладбища, расположенных за границами населённых пунктов с. Кукушкино и с. Огни. К кладбищам имеется подъезд - с. Кукушкино (дорога асфальтированная) и с. Огни (дорога насыпная). На кладбища осуществляется подвоз питьевой и технической воды два раза в год. Имеется приспособленная урна для мусора за кладбищем с. Кукушкино и с. Огни. Территории кладбищ в населённых пунктах огорожены, имеются зелёные зоны. Работы по постановке земельных участков на кадастровый учет не проводились, право собственности не оформлено в связи с отсутствием денежных средств в бюджете администрации Кукушкинского сельского поселения (л.д. 10).
Согласно сообщения председателя Кукушкинского сельского совета - главы администрации Кукушкинского сельского поселения ФИО2 от 20 октября 2017 г. N 02-28/788 на территории сельского поселения имеется два общественных кладбища расположенных за границами населенных пунктов с. Кукушкино, с. Огни. Работы по постановке земельных участков на кадастровый учет не проводились в связи с отсутствием денежных средств для проведения данных работ в бюджете администрации сельского поселения. Территория кладбища огорожена (л.д. 7).
В соответствии с рапортом помощника прокурора Раздольненского района ФИО3 от 31 октября 2017 г. общественные кладбища сельских поселений района в реестр муниципальной собственности не включены, межевание земельных участков, занятых под кладбищами, не произведено, на кадастровый учёт данные участки не поставлены, правоустанавливающие документы в отношении них отсутствуют, а также выявлен ряд грубых нарушений санитарно-эпидемиологических норм и гигиенических правил к размещению, устройству и содержанию кладбищ.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что два общественных кладбища на территории с. Кукушкино, с. Огни муниципального образования Кукушкинское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым не отвечают требованиям СанПин 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
В данном случае два общественных кладбища расположены в границах муниципального образования Кукушкинское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым, и содержание указанных кладбищ, в том числе обеспечение соблюдений санитарных правил, норм и гигиенических нормативов к содержанию кладбища, относится к вопросам местного значения и полномочиям администрации сельского поселения. При этом, в силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и пункта 6 части 1 статьи 53 Устава муниципального образования Кукушкинское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым, общественное кладбище находится в ведении администрации сельского поселения.
При этом, постановлением главы Администрации Кукушкинского сельского поселения от 7 сентября 2015 г. N 112 утверждено Положение об организации похоронного дела и содержании мест погребения на территории Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым.
В материалах дела отсутствуют и административным ответчиком не представлены доказательства устранения выявленных прокуратурой Раздольненского района Республики Крым нарушений при проведении проверки.
Судебная коллегия полагает, что несоблюдение администрацией Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологических требований к устройству и содержанию кладбища нарушает социальные, эстетические и религиозные права граждан при его посещении, права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
С учётом указанных обстоятельств и, учитывая вышеназванные положения закона и подзаконных нормативных правовых актов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрацией Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым ненадлежащим образом осуществляются полномочия по содержанию мест захоронения на территории кладбищ в с. Кукушкино, с. Огни, не приняты меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека.
Доводы административного ответчика о невозможности исполнения требований административного иска по причине отсутствия в бюджете муниципального образования соответствующей статьи расходов, с учетом специфики возникших правоотношений, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Отсутствие или недостаточность финансирования не может служить основанием и препятствием к реализации имеющихся у граждан прав на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения в установленные судом сроки, не подтверждаются какими-либо допустимыми доказательствами, носят предположительный характер.
Кроме того, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, администрация Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым не лишена возможности обратиться в суд, принявший решение, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы направленные на переоценку фактических обстоятельств дела, собранных доказательств, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 7 декабря 2017 г. по административному делу N 2а-927/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Н.А. Терентьева
Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.