Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Хожаиновой О.В, Юсуповой Л.А-В.
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Лободы Маргариты Петровны, Макеева Александра Борисовича, Буланова Алексея Владимировича, Буланова Ивана Алексеевича к Администрации города Судака Республики Крым о признании незаконным отказа Администрации города Судака в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязании ее утвердить, по апелляционной жалобе Администрации города Судака Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 13 декабря 2017 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Лобода М.П, Макеев А.Б, Буланов А.В, Буланов И.А. обратились в Судакский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным отказ Администрации города Судака Республики Крым в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1316 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, "адрес"; обязать Администрацию города Судака Республики Крым утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1316 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, "адрес", мотивируя тем, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес". Для оформления земельного участка, находящегося в фактическом пользовании и необходимого для обслуживания, принадлежащего домовладения истцы заказали изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и 28 июля 2017 года подали ее на утверждение в Администрацию города Судака Республики Крым. При этом, Администрация города Судака Республики Крым отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в письме от 17 августа 2017 года NКО-130/09, указав в качестве основания для отказа то, что в нарушение пункта 2 статьи 19 Закона Республики Крым "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" от 15.01.2015 N66-ЗРК об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых гражданам, площадь испрашиваемого земельного участка составляет 1316 кв.м. С указанным отказом истцы не согласны, считают его незаконным, поскольку земельный участок образован до принятия Республики Крым в Российскую Федерацию и Закона N66-ЗРК, в связи с чем площадь земельного участка не может являться препятствием для утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 13 декабря 2017 года административное исковое заявление Лободы Маргариты Петровны, Макеева Александра Борисовича, Буланова Алексея Владимировича, Буланова Ивана Алексеевича удовлетворено. Признан незаконным отказ Администрации города Судака Республики Крым в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1316 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". На Администрацию города Судака Республики Крым возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1316 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, "адрес".
Не согласившись с указанным решением, Администрация города Судака Республики Крым обратилась в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не исследованы обстоятельства, которые бы свидетельствовали о том, что образуемый земельный участок в соответствии с представленной схемой его расположения противоречит градостроительной документации, не препятствует размещению объектов государственного и местного значения, не нарушает требований к границам улично-дорожной сети, а также не учтено, что площадь спорного земельного участка местоположение которого "адрес" составляет 1316 кв.м, что превышает максимальный размер на 516 кв.м - что составляет площадь достаточную для образования другого земельного участка. Указывают, что Администрация города Судака Республики Крым при отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории действовала в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации и Законом Республики Крым N66ЗРК/2015.
В судебном заседании Макеев А.Б, представитель административных истцов Макеева А.Б, Лободы М.П, Буланова А.В. - Шугалей П.П. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Лобода М.П, Буланов А.В, Буланов И.А, представитель Администрации города Судака Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В целях урегулирования вопросов интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" был предусмотрен переходный период со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года. По отдельным вопросам с учетом их социальной, экономической, политической и правовой составляющей, а также предполагаемой динамики интеграции данный Федеральный конституционный закон устанавливает иные сроки.
В частности, особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года (часть 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
Из материалов дела следует, что Буланову И.А, Лободе М.П, МакеевуА.Б, Буланову А.В. на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 81 кв.м.
31 июля 2017 года Буланов И.А, Лобода М.П, Макеев А.Б, БулановА.В. обратились с заявлением в Администрацию города Судака Республики Крым, в котором просили утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: "адрес".
Письмом от 17 августа 2017 года NКО-130/09 Администрацией города Судака Республики Крым отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пункта 2 статьи 19 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N66-ЗРК "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", а также пункта 3.1.1 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, утвержденного решением 11 сессии Судакского городского совета Республики Крым 1 созыва от 23 июля 2015 года N310, в связи с превышением предельного размера испрашиваемого земельного участка.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что площадь земельного участка не соответствует предельному минимальному размеру земельных участков, установленному пунктом 2 статьи 19 Закона Республики Крым "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" от 15 января 2015 года N66 - ЗРК, не может служить достаточным основанием для отказа, поскольку носит формальный характер, так как по существу земельный участок не является вновь образуемым, поскольку право соистцов на домовладение возникло с 2007 года, то есть земельный участок испрашиваемый административными истцами для передачи им в собственность был образован до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации и Закона Республики Крым "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" от 15 января 2015 года N66 - ЗРК, и как следствие его площадь в размере 1316 кв.м. не может являться препятствием для утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может исходя из следующего.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 стати 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Особенности подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории в Республике Крым установлены Порядком подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2015 года N44.
Пунктом 3 Порядка N 44 предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка и проекта межевания территории может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом в случаях, установленных законом.
Постановлением Администрации города Судака Республики Крым N1452 от 23 сентября 2016 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка".
Согласно пункту 26 административного регламента, муниципальная услуга предоставляется путем выполнения административных процедур (действий), которые включают в себя, в том числе, процедуру издания письма об отказе.
В соответствии с пунктом 30.2 административного регламента конечным результатом данной административной процедуры является, в том числе выдача заявителю письма об отказе.
Постановлением Администрации г. Судака Республики Крым N993 от 21 июня 2016 года также утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Пунктом 2.3 регламента определено, что результатом предоставления муниципальной услуги является, в том числе, мотивированный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1 пункта 8).
Статьей 15 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" определено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, до 1 января 2019 года. Основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении земельного участка, кроме случаев, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, также являются:1) несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации;2) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом.
В силу части 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 38 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты. Решение данных вопросов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (статьями 8, 30, 33 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу статьи 19 Закона N66-ЗРК/2015 до определения градостроительными регламентами предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, аренду, безвозмездное пользование, устанавливаются настоящей статьей.
Так, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых гражданам, устанавливаются: для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа - от 0,05 га до 0,08 га; для индивидуального жилищного строительства в поселках и селах - от 0,06 га до 0,25 га (пункт 2 статьи 19 Закона N66-ЗРК/2015).
В соответствии с пунктом 3.1.1 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, утвержденного решением 11 сессии Судакского городского совета Республики Крым 1 созыва от 23 июля 2015 года N310 на территории городского округа Судак устанавливаются следующие предельные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа - от 500 кв.м. до 800 кв.м.
Из материалов дела следует и не оспаривается истцами, что БулановымИ.А, Лободой М.П, Макеевым А.Б, БулановымА.В. подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь которого составляет 1316 кв.м.
Кроме того, в судебном заседании пояснениями истца и его представителя установлено, что испрашиваемый земельный участок не предоставлялся, площадь земельного участка определена из фактического использования.
Учитывая вышеприведенные нормы права, и исходя из того обстоятельства, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает предельно максимальный размер земельного участка, предоставляемого в собственность граждан установленного органом местного самоуправления, Администрация города Судака Республики Крым отказывая в утверждении схемы расположения земельного действовала в пределах полномочий, решение принято с соблюдением требований нормативных правовых актов о его форме и виде, а также при соблюдении процедуры его принятия.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным отказа Администрации города Судака Республики Крым в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1316 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В связи с указанным, доводы апелляционной жалобы следует признать обоснованными, являющимися достаточным основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 13 декабря 2017 года, - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Лободы Маргариты Петровны, Макеева Александра Борисовича, Буланова Алексея Владимировича, Буланова Ивана Алексеевича о признании незаконным отказа Администрации города Судака в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязании ее утвердить отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.