Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Хожаиновой О.В.
судей Терентьевой Н.А, Юсуповой Л.А-В,
при секретаре Дермоян Т.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Атаманова Александра Григорьевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Гавриловой Маргарите Сергеевне, заинтересованное лицо Атаманова Татьяна Григорьевна, о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственной регистрации, обязании совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 октября 2017 г, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В, объяснения представителя административного истца Халецкого О.В, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Атаманов А.Г. обратился в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании незаконным отказа государственного регистратора Гавриловой М.С. от 22 июня 2017 г. в государственной регистрации права собственности Атаманова А.Г. на жилое помещение 1, площадью 42,8 кв.м, расположенное по "адрес"; обязании зарегистрировать за Атамановым А.Г. право собственности на указанное помещение.
Требования мотивированы тем, что 9 марта 2017 г. административный истец, посредством своего представителя, обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилое помещение 1, площадью 42,8 кв. м, в "адрес". 22 июня 2017 г. административный истец получил сообщение административного ответчика об отказе в государственной регистрации права. Оспариваемый отказ административный истец считает незаконным, поскольку приведённые в нём основания для отказа не соответствуют положениям действующего законодательства. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 октября 2017 г. административное исковое заявление Атаманова А.Г. удовлетворено частично, признано незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 22 июня 2017 г. N 90/016/150/2017-4610/9475 об отказе в государственной регистрации права Атаманова А.Г. на жилое помещение 1, площадью 42,8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Атаманова А.Г. от 9 марта 2017 г. N 90/016/150/2017-4610 о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта, как принятого с нарушением норм материального права, и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Атаманова А.Г. в полном объёме.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем административного истца Халецким О.В. представлены возражения о законности обжалуемого судебного решения.
В судебном заседании представитель административного истца Халецкий О.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Гаврилова М.С, заинтересованное лицо Атаманова Т.Г. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием к удовлетворению требований административного истца может служить нарушение требований законодательства относительно полномочий на принятие решения или совершение действия, соблюдения порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), несоответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
21 марта 2014 г. принят Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ).
В силу положений части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, части 1 статьи 9 Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно статьи 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. N 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Согласно указанному выше Положению основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставление услуг в данной сфере.
Таким образом, вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который является ответчиком по настоящему делу.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 9 марта 2017 г. Атаманов А.Г, посредством своего представителя, обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно, о государственной регистрации права собственности на помещение 1, расположенное по адресу: "адрес".
К указанному заявлению были приложены следующие документы: копия доверенности от 15 апреля 2016 г. реестровый N; копия решения Центрального районного суда г. Симферополя АР Крым от 27 января 2014 г.; копия определения Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 июня 2014 г.; копия дополнительного решения Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 марта 2014 г.; копия дополнительного решения Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 июня 2014 г.; кадастровый паспорт помещения (выписка из ГКН) от 20 сентября 2016 г. N 90-02/2016-478924; квитанция об уплате государственной пошлины от 9 марта 2017 г. N 5423729066.
22 июня 2017 г. государственным регистратором Гавриловой М.С. сообщением N 90/016/150/2017-4610/9475 отказано Атаманову А.Г. в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - жилое помещение, кадастровый N, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 42,8 кв. м, на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Указанное сообщение мотивировано тем, что государственным регистратором был направлен запрос в Центральный районный суд г.Симферополя Республики Крым с целью получения сведений в отношении вышеуказанного объекта недвижимости, необходимых для осуществления государственной регистрации права собственности. На момент осуществления государственной регистрации ответ на запрос не поступил. Государственный регистратор указала, что представленные с заявлением о государственной регистрации документы не содержат сведений об уникальных характеристиках регистрируемого объекта недвижимого имущества (в том числе о его площади), позволяющих однозначно идентифицировать указанный объект недвижимости. Не представляется возможным установить, что судом было принято решение о признании права собственности за заявителем на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 42,8 кв.м. Не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. По состоянию на 22 июня 2017 г. причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, заявителем не устранены.
Удовлетворяя заявленные требования административного искового заявления в части признания незаконным оспариваемого решения административного ответчика, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ административного ответчика в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество осуществлён в нарушение требований Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
На момент обращения Атаманова А.Г. в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 9 марта 2017 г. порядок проведения регистрации прав на недвижимое имущество был определён Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), частью 3 статьи 1 которого установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно пункта 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
При этом в силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу пункта 4 части 8 статьи 41 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Так, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 названного закона, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьёй (часть 2 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьёй 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как уже указывалось, административным истцом для государственной регистрации права собственности были предоставлены, в том числе, копии вступивших в законную силу: решения Центрального районного суда г.Симферополя АР Крым от 27 января 2014 г.; дополнительного решения Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 марта 2014 г.; дополнительного решения Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 июня 2014 г.
Так, на основании решения Центрального районного суда г. Симферополя АР Крым от 27 января 2014 г. по делу N 2/124/417/2013 (122/10538/2012), с учетом дополнительного решения Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 19 марта 2014 г. и дополнительного решения Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 июня 2014 г, а также апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от 2 апреля 2015 г, прекращено право общей долевой собственности Атамановой Т.Г. и Атаманова А.Г. на домовладение N по "адрес". Атаманову А.Г. выделено в натуре на принадлежащие ему 5/6 доли домовладения по адресу: "адрес", в соответствии с вариантом 1 строительно-технической экспертизы N 384/385 от 17 апреля 2013 г. (приложение 1), а именно: в жилом доме литер "А" помещение 1-3 (жилое) площадью 8,1 кв.м, N 2-4 (жилое) площадью 6,8 кв.м, N2-5 (жилое) площадью 8,1 кв.м, и часть помещения 1-1 (жилое) площадью 7,45 кв.м, общей площадью 30,45 кв.м, стоимостью 40651 грн, в пристройке литер "А1" помещение 1-6 (коридор) площадью 3,0 кв.м, N 1-7 (ванна) площадью 1,9 кв.м, N 1-8 (санузел) площадью 1,2 кв.м, N 1-9 (прихожая) площадью 6,5 кв.м, общей площадью 12,6 кв.м, стоимостью 11066 грн; подвал литер "п/А1" стоимостью 5130 грн, крыльцо стоимостью 521 грн, сарай литер "Б" стоимостью 8505,00 грн, выгреб бетонный в части литер "Б" стоимостью 719 грн, навес литер "В" стоимостью 595 грн. На Атаманову Т.Г. возложена обязанность по переоборудованию, выполнению ряда строительных работ в доме, в том числе, в помещении N 1-1 (жилое) установить глухую перегородку, которая разделит указанное помещение на два разных по площади: жилую комнату площадью 11,3 кв.м. и жилую комнату площадью 7,2 кв.м.
Поскольку вступившие в законную силу судебные акты подлежат безусловному исполнению и являются самостоятельным основанием для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Атаманова А.Г, то у регистрирующего органа основания для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности на вышеназванное жилое помещение, отсутствовали.
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
На основании части 2 статьи 7 Закона единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).
В соответствии с частью 1 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Перечень указанных основных сведений об объекте недвижимости приведён в части 4 статьи 8 поименованного закона.
Как следует из кадастрового паспорта от 20 сентября 2016 г. N 90-02/2016-478924, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об объекте недвижимого имущества, расположенного по адресу: "адрес": кадастровый номер - N, площадь помещения - 42,8 кв.м, этаж - 1, кадастровый номер здания - N, назначение - жилое.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО1 от 10 апреля 2017 г, помещение (90:22:010308:2664), образованное из здания с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", образовалось без изменений несущий конструкций здания, изменения геометрических форм фундамента. Площадь соответствует фактическим замерам, а также приложению N 1 к решению суда N 384/385 от 17 апреля 2013 г. и составляет 42,8 кв.м.
С учетом вышеизложенного и обстоятельств, установленных по делу, у государственного регистратора отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права собственности на помещение, в связи с чем, оспариваемое решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации права собственности от 22 июня 2017 г. N 90/016/150/2017-4610/9475 на объект недвижимости - жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности на административного ответчика в целях устранения допущенных нарушений зарегистрировать за Атамановым А.Г. право собственности на указанное жилое помещение, поскольку удовлетворение таких требований повлечет вмешательство в исключительную компетенцию административного ответчика.
Признав незаконным решение административного ответчика, суд в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложил на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, правильно указав на способ восстановления нарушенного права путём повторного рассмотрения заявления административного истца, поскольку разрешение вопросов о проведении регистрации прав на недвижимое имущество на территории Республики Крым отнесено к компетенции Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Иные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку, исходя из содержания оспариваемого решения от 22 июня 2017 г, не являлись основанием для отказа в государственно й регистрации права собственности.
По сути, доводы апелляционной жалобы о нарушении норм материального права направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 октября 2017 г. по административному делу N 2а-2389/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Н.А. Терентьева
Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.