Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Кураповой З.И, Павловского Е.Г,
при секретаре Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе представителя Долгополовой Елены Александровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Долгополова Андрея Владимировича - Головачёва Владимира Даниловича на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 25 декабря 2017 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
по административному исковому заявлению Долгополовой Елены Александровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Долгополова Андрея Владимировича об оспаривании действий и решения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Власюк Л.А. от 25 октября 2017 г. N о приостановлении государственной регистрации
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, пояснения Головачёва В.Д, судебная коллегия
установила:
Долгополова Е.А, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Долгополова А.В. обратилась в Красногвардейский районный суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя нарушением прав и законных интересов оспариваемыми действиями и решением.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 25 декабря 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления Долгополовой Е.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Долгополова А.В. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной представителем Долгополовой Е.А, действующей в своих интересах и в интересах в интересах несовершеннолетнего сына Долгополова А.В. - Головачёвым В.Д. ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что спорные объекты (летняя кухня, сараи, погреб со входом) не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую часть жилого дома и земельного участка, на котором они расположены. Присвоение объектам вспомогательного использования учётных кадастровых номеров не свидетельствует об их индивидуализации в качестве самостоятельных вещных объектов прав, в связи с чем, по мнению подателя апелляционной жалобы, требования административного ответчика о подаче заявления о регистрации (перехода) права на объекты недвижимости, которые находятся на указанном земельном участке, являются незаконными.
Долгополова Е.А, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Долгополова А.В, Петровский В.А. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Их представитель по доверенности от 22 ноября 2017 г. и нотариально удостоверенной доверенности от 19 января 2018 г. Головачёв В.Д. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Власюк Л.А, представители Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым БТИ" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя административного истца и заинтересованного лица Головачёва В.Д, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Суд первой инстанции, отказывая в признании незаконными действий и решения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Власюк Л.А. от 25 октября 2017 г. N о приостановлении государственной регистрации, исходил из того, что поскольку сведения о сведения о сараях, летней кухне и погребе со входом, приобретённых административным истцом в качестве вспомогательных строений жилого дома, содержаться в кадастре недвижимости, то в реестре прав должны быть сведения об их правообладателе.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Пунктом 4 статьи 35 земельного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Статьёй 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
В силу ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частями 2, 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Норма части 1 статьи 5 того же закона указывает на то, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
Исходя из положений статьи 8 вышеуказанного Закона, в кадастр недвижимости вносятся, основные сведения об объекте недвижимости, к которым относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно части 1 и 2 статьи 14 того же Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Одними из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены статьёй 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п. 3 Требований к заполнению форм заявления о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости (приложение 3 к приказу Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N920) одно заявление заполняется в отношении одного объекта недвижимости и (или) одного действия, осуществляемого органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), составляется и подписывается одним лицом.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14 октября 2017 г. на основании договора купли-продажи Долгополова Е.А, Петровский В.А, Долгополов А.В. приобрели в долевую собственность каждому по 1/3 в праве на жилой дом, кадастровый N, общей площадью 45,2 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", с обслуживающими хозяйственными постройками, в т.ч.: летняя кухня, кадастровый N, общей площадью 19,5 кв.м.; сарай, кадастровый N, общей площадью 5,4 кв.м.; сарай, кадастровый N, общей площадью 10 кв.м.; сарай, кадастровый N, общей площадью 7,2 кв.м.; погреб со входом, кадастровый N, общей площадью 4,4 кв.м. и земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N.
14 октября 2017 г. Долгополова Е.А, Петровский В.А. (в лице представителя Долгополовой Е.А.), Долгополов А.В. (в лице представителя Долгополовой Е.А.) обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о государственной регистрации прав общей долевой собственности на недвижимое имущество и сделок с ним в едином государственном реестре недвижимости, на объект недвижимости: жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Власюк Л.А. от 25 октября 2017 г. N Долгополову А.В. сообщено о приостановлении осуществления действий по регистрации права общей долевой собственности в отношении вышеуказанного объекта недвижимости, на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Согласно сведений Единого государственного кадастра недвижимости, на кадастровый учёт поставлены здания - сарай лит. Д - N; сарай лит. Г - N; сарай лит Е - N; летняя кухня лит. В - N; погреб со входом лит. Б - N. Однако на государственную регистрацию перехода права собственности представлен договор купли-продажи только одного жилого дома и земельного участка. Для возобновления государственной регистрации необходимо устранить причины приостановления: подать заявление о регистрации (перехода) права на объекты недвижимости, которые находятся на земельном участке по вышеуказанному адресу.
Поскольку вышеуказанные сараи, летняя кухня и погреб со входом имеют неизменяемые, не повторяющиеся во времени и на территории Российской Федерации кадастровые номера, то из смыла положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", сведения о об указанных объектах должны быть внесены в реестр прав на недвижимость.
Исходя из вышеуказанных правовых норм и обстоятельств административного дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что государственный регистратор, при вынесении оспариваемого решения от 25 октября 2017 г. N о приостановлении государственной регистрации, в связи с непредставлением заявлений о регистрации права собственности на все находящиеся на вышеуказанном земельном участке объекты недвижимости, имеющие каждый свой кадастровый номер, действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Доводы представителя административного истца Головачёва В.Д, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Вопреки положениям п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми решением и действиями.
Мотивы принятого решения подробно изложены в обжалуемом судебном акте, выводы соответствуют нормам, регулирующим возникшие отношения, а также материалам административного дела.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, при рассмотрении административного дела не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,
определила:
Решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 25 декабря 2017 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя представителя Долгополовой Елены Александровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Долгополова Андрея Владимировича - Головачёва Владимира Даниловича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.