Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Воробьёвой С.А, Юсуповой Л.А.-В,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Потребительского кооператива рекреационного назначения "Катран" к Администрации города Алушты Республики Крым о признании действий незаконными, обязании совершить действия, по апелляционной жалобе Администрации города Алушты Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2017 года, которым административный иск удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Потребительский кооператив рекреационного назначения "Катран" обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконными действия Администрации города Алушта Республики Крым по отказу в согласовании месторасположения границ земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" и находящегося в долгосрочной аренде у ПКРН "Катран", изложенному в письме от 13 сентября 2017 года исх.N2418/02-19-3612; обязать Администрацию города Алушта Республики Крым в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу согласовать местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", путем подписания Акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" и внести сведения об уточнении границ земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости, мотивируя тем, что Потребительским кооперативом рекреационного назначения "Катран" на праве долгосрочной аренды на основании договора аренды земли, заключенного Приветненским сельским советом и ПКРН "Катран" 02 сентября 2005 года используется земельный участок площадью 1,21 га, срок договора аренды 49 лет. Истец обратился с заявлением о переоформлении действующего договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и расположенного по адресу: "адрес", для размещения и обслуживания Потребительского кооператива рекреационного назначения "Катран". 24 апреля 2017 года за исх.N995/02-13-1193 Администрацией "адрес" дан ответ, согласно которому переоформление договора аренды невозможно, поскольку пунктом "Особые отметки" Выписки из Единого государственного реестра отмечено, что граница земельного участка не установлена - наличие данного замечания делает невозможным подготовку и подписание проекта договора аренды, а также рекомендовано устранить данные недостатки. 24 августа 2017 года за исх. N104 Потребительским кооперативом рекреационного назначения "Катран" в адрес ответчика подан разработанный в установленном порядке кадастровым инженером межевой план по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". К письму были приложены Акт согласования местоположения границ земельного участка, кадастровый N, межевой план в текстовом и графическом виде, а также на электронном носителе. При этом, 13 сентября 2017 года за исх.N2418/02-19-3612 Администрацией города Алушта Республики Крым в удовлетворении обращения истца отказано, со ссылкой на создание и работу Комиссии по мониторингу застройки в стометровой зоне Черного моря, которой должны быль проведены работы по анализу законности размещения объектов в пределах 100-метровой прибрежной полосы Черного моря в границах муниципального образования городской округ Алушта. С указанными действиями истец не согласен, считает их незаконными и нарушающими их права, поскольку договор аренды является действующим, истец использует земельный участок по назначению с 02 сентября 2005 года. Границы земельного участка известны, установлены, осуществлена их привязка к объектам местности, в договоре указаны координаты границ земельного участка.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2017 года административное исковое заявление Потребительского кооператива рекреационного назначения "Катран" удовлетворено. Признаны незаконными действия Администрации города Алушта Республики Крым по отказу в согласовании месторасположения границ земельного участка с кадастровым номером 90:15:070102:373, расположенного по адресу: "адрес" и находящегося в долгосрочной аренде у ПКРН "Катран", изложенному в письме от 13 сентября 2017 года исх.N2418/02-19-3612. На Администрацию города Алушта Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 90:15:070102:373, расположенного по адресу: "адрес", о чем сообщить в суд и административному истцу, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, Потребительский кооператив рекреационного назначения "Катран" обратился с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда, в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, принять в этой части новое решение, которым обязать Администрацию города Алушта Республики Крым в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу согласовать местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", путем подписания Акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" и внести сведения об уточнении границ земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств имеющих значение для дела, а также на то, что выводы суда, изложенные в оспариваемом решении не соответствуют обстоятельствам административного дел. Указывают, что границы земельного участка известны, установлены, осуществлена их привязка к объектам местности, в договоре указаны координаты границ земельного участка.
Администрация города Алушты Республики Крым в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что Администрация города Алушты в настоящее время не имеет возможности уточнить границы земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N до окончания проведения анализа законности размещения объектов в 100-метровой прибрежной зоне Черного моря.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 03 апреля 2018 года принят отказ Потребительского кооператива рекреационного назначения "Катран" от апелляционной жалобы на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2017 года. Производство по апелляционной жалобе Потребительского кооператива рекреационного назначения "Катран" на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2017 года по административному исковому заявлению Потребительского кооператива рекреационного назначения "Катран" к Администрации города Алушты Республики Крым о признании действий незаконными, обязании совершить действия прекращено.
В судебном заседании представитель Потребительского кооператива рекреационного назначения "Катран" Пустовитенко И.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Администрации города Алушта Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 12 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, определен порядок оформления и направления соответствующего заявления в компетентный орган, оговорены действия последнего по рассмотрению такого заявления.
Частями 13, 14, 15 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" ( в редакции действовавшей на момент возникновения правоотношений) предусмотрен порядок перезаключения договора аренды и последствия его не перезаключения, а именно в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды в отношении соответствующего земельного участка; арендатор такого договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, обязан до 1 января 2018 года подать заявление о заключении договора аренды в целях приведения арендных отношений в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Государственным Советом Республики Крым 24.12.2014 г. принят Закон N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений", который в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31.07.2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В статье 2 Закона N 66-ЗРК/2015 установлено, что заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривают уполномоченный орган местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего публичного образования.
Порядок управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики определен Решением Алуштинского горсовета Республики Крым от 16.07.2015 N11/38 "О вопросах управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым" (вместе с "Порядком управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым").
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, могут быть предоставлены без проведения торгов в случаях, установленных действующим законодательством, на правах собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного пользования.
В силу пункта 3.2 Порядка предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
Обеспечение гражданином или юридическим лицом подготовки схемы расположения земельного участка в целях его образования (пункт 3.2.1).
Подача в Администрацию гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Рассмотрение заявлений осуществляется в порядке их поступления (пункт 3.2.2).
Принятие решения Администрации о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Срок действия решения составляет два года.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка. В случае если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка является схема расположения земельного участка (пункт 3.2.3).
В соответствии с пунктом 1.4.1 Порядка Администрация города Алушты Республики Крым в сфере управления и распоряжения земельными участками распоряжается земельными участками путем принятия соответствующих муниципальных правовых актов, заключения гражданско-правовых договоров и выполнения иных действий, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами, в процессе управления и распоряжения земельными участками, в том числе:
- обеспечивает образование земельных участков муниципальной собственности для различных нужд в установленном порядке;
- принимает решения о предоставлении земельных участков муниципальной собственности в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
- заключает договоры купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату, договоры аренды в случае предоставления земельного участка в аренду, договоры безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование, дополнительные соглашения о внесении изменений в указанные договоры;
- принимает решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
- определяет порядок и осуществляет согласование границ земельных участков, смежных с землями муниципальной собственности;
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Потребительский кооператив рекреационного назначения "Картан" является добровольным объединением граждан на основе членства с целью совместного ведения деятельности, осуществляемой путем объединения его членами имущественных паевых взносов, направленной для удовлетворения потребностей в отдыхе граждан на базе зданий рекреационного назначения, принадлежащих членам кооператива на правах собственности и зарегистрирован 18 января 2015 года.
Потребительскому кооперативу рекреационного назначения "Катран" на праве долгосрочной аренды на основании договора аренды земли, заключенного между Приветненским сельским советом и ПКРН "Катран" 02 сентября 2005 года, принадлежит земельный участок площадью 1,2100 га, по адресу: "адрес". Срок договора аренды -49 лет.
Указанному земельному участку был присвоен кадастровый N.
Потребительский кооператив рекреационного назначения "Катран" обратился с заявлением в Администрацию о переоформлении договора аренды земельного участка.
Письмом от 24 апреля 2017г. N995/02-13-1193 Администрацией города Алушты указано, что подписание проекта договора и подготовка проекта договора аренды не представляется возможным, поскольку, в том числе, пунктом "Особые отметки" Выписки из Единого государственного реестра отмечено, что граница земельного участка не установлена - наличие этого замечания делает невозможным подготовку или подписание проекта договора аренды. ПКРН "Катран" рекомендовано устранить указанные недостатки.
24 августа 2017 года Потребительский кооператив рекреационного назначения "Катран" в Администрацию города Алушты подан разработанный межевой план по уточнению месторасположения границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
13 сентября 2017 года N2418/02-19-3612 Администрацией города Алушты отказано в согласовании, указав на создание и работу комиссии по мониторингу застройки в стометровой зоне Черного моря, которой должны быть проведены работы по анализу законности размещения объектов в пределах 100-метровой прибрежной полосы Черного моря в границах муниципального образования городской округ Алушта.
Судом первой инстанции установлено, что в ответе отсутствуют сведения о правовых основаниях для таких действий. Административным ответчиком не приведено, и доказательств не представлено о наличии полномочий рабочей группы по проведению инвентаризации объектов недвижимого имущества, расположенного в стометровой прибрежной зоне муниципального образования городской округ Алушта по приостановлению процедуры переоформления прав, предусмотренной Законом Республики Крым N38-ЗРК от 31.07.2014.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности действий Администрации города Алушта Республики Крым по отказу в согласовании месторасположения границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" и находящегося в долгосрочной аренде у ПКРН "Катран", изложенному в письме от 13 сентября 2017 года исх.N2418/02-19-3612.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права при полном и объективном исследовании представленных доказательств, фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка, имеющие значение для дела обстоятельства выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2017 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: С.А. Воробьёва
Судья: Л.А.-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.