Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Хожаиновой О.В,
судей Терентьевой Н.А, Юсуповой Л.А-В,
при секретаре Колесник Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каленюк Александры Сергеевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуциной Ольге Александровне о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Каленюк Александры Сергеевны на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 января 2018г, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Каленюк А.С. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административным ответчикам, в котором просила признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N, в виде сообщения об отказе в государственной регистрации от 28 августа 2017 г. N 90/021/001/2017-2859; обязать административного ответчика в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", повторно рассмотреть заявление Каленюк А.С. о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 0,0925 га, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N.
Требования мотивированы тем, что пунктом 1.27 решения 39-й сессии Массандровского поселкового совета 6-го созыва от 3 сентября 2013 г. N 13 "О рассмотрении ходатайств граждан о даче разрешения на разработку проектов землеустройства относительно отведения бесплатно в собственность и аренду земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), в собственность", Каленюк А.С. дано разрешение на разработку проекта землеустройства относительно отведения бесплатно в собственность земельного участка, ориентировочной площадью 0,1000 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес". Во исполнение указанного решения административным истцом был разработан проект отвода земельного участка, который был утверждён решением 49-й сессии Массандровского поселкового совета 6-го созыва от 14 марта 2014 г. N 2 "Об утверждении проектов землеустройства и передаче в собственность гражданам Украины земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)". Также данным решением от 14 марта 2014 г. указанный выше земельный участок, предоставлен в собственность Каленюк А.С.
19 мая 2017г. Каленюк А.С. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, предоставив решения органов местного самоуправления. Однако проведение государственной регистрации было приостановлено, а в последующем административным ответчиком было вынесено оспариваемое решение об отказе в её проведении. Административный истец указывает, что отказ в государственной регистрации не содержит оснований, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации", а также не соответствует установленной законодательством форме. По мнению Каленюк А.С, её право собственности на земельный участок подтверждено решением органа местного самоуправления, принятым до 18 марта 2014 года, а, соответственно, изложенные в сообщении доводы о том, что она является гражданкой Украины, не являются основанием для отказа в проведении государственной регистрации права собственности, возникшего в период действия законодательства Украины.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 января 2018 г. в удовлетворении требований административного искового заявления Каленюк А.С. отказано.
Не согласившись с постановленным решением, Каленюк А.С. подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Считает, что решение постановлено с нарушением норм материального права, судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции ошибочны и не соответствуют обстоятельствам дела.
Каленюк А.К, представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуцина О.А, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно Положению о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, утверждённому постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. N 164, основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставление услуг в данной сфере.
Таким образом, вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который является ответчиком по настоящему делу.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что решением 39-й сессии Массандровского поселкового совета 6-го созыва от 3 сентября 2013 г. N 13 "О рассмотрении ходатайств граждан о даче разрешения на разработку проектов землеустройства относительно отведения бесплатно в собственность и аренду земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), в собственность", Каленюк А.С. дано разрешение на разработку проекта землеустройства относительно отведения бесплатно в собственность земельного участка, ориентировочной площадью 0,1000 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес", (в собственность) (подпункт 1.27 пункта 1 решения).
Решением 49-й сессии Массандровского поселкового совета 6-го созыва от 14 марта 2014 г. N 2 "Об утверждении проектов землеустройства и передаче в собственность гражданам Украины земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)" утверждён проект землеустройства относительно отведения земельных участков и передан гражданке Каленюк А.С. в собственность земельный участок (кадастровый N), площадью 0,0925 га, из земель коммунальной собственности Массандровского поселкового совета, в границах населённого пункта, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес" (подпункт 1.12 пункта 1 решения).
Пунктом 2 данного решения на Каленюк А.С. возложена обязанность оформить правоустанавливающие документы на земельный участок в установленном законом порядке.
19 мая 2017 г. представитель по доверенности ФИО1 обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N.
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуцкой О.А. от 29 мая 2017 г. N 90/021/001/2017-2859, в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права собственности на земельный участок была приостановлена.
В приведённом уведомлении указано, что Каленюк А.С. является иностранным гражданином, согласно представленному паспорту Украины. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Между тем, документы, свидетельствующие о приобретении земельного участка за плату, не представлены.
Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуциной О.А. от 28 августа 2017 г. N 90/021/001/2017-2859 на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Каленюк А.С. было отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N.
Данное сообщение мотивировано непредоставлением документов, свидетельствующих о приобретении земельного участка за плату, в связи с тем, что Каленюк А.С. является иностранным гражданином согласно представленному паспорту.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что представленная административным истцом для государственной регистрации права выписка из решения Массандровского поселкового совета от 14 марта 2014 г. не свидетельствует о возникновении у Каленюк А.С. права собственности на земельный участок в соответствии с законодательством Украины, которое подлежало применению до 18 марта 2014 года, так как право собственности на земельный участок, площадью 0,0925 га, расположенный в "адрес", Каленюк А.С. в установленном Законом Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений" порядке, до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано не было. Согласно имеющихся в материалах дела сведений об истце (паспортные данные, указанные в доверенности) Каленюк А.С. является гражданкой Украины. С 18 марта 2014 г. порядок и основания приобретения в собственность земельных участков на территории Республики Крым регулируются в соответствие с законодательством Российской Федерации. Суд первой инстанции пришел к выводу, что у истицы отсутствует ранее возникшее право, подлежащее признанию в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", она не является гражданкой Российской Федерации, в связи с чем, в силу пункта 3 статьи 39.4 Земельного Кодекса Российской Федерации, а также законодательства Республики Крым, в частности части 2 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", имеет право на приобретение земельного участка либо в собственность за плату, либо в аренду.
Указанный вывод судебная коллегия считает преждевременным в силу следующего.
Порядок проведения регистрации прав на недвижимое имущество определён Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), частью 3 статьи 1 которого установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в силу части 2 названной выше статьи, являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона N 218).
При этом, в силу предписаний части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 6 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены в статье 26 Федерального закона N 218-ФЗ.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьёй (часть 2 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьёй 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, при осуществлении государственной регистрации регистрирующий орган обязан провести правовую экспертизу документов и установить наличие или отсутствие оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Как уже указывалось, основанием для приостановления осуществления государственной регистрации, изложенным в уведомлении государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуцкой О.А. от 29 мая 2017 г. N 90/021/001/2017-2859, послужило отсутствие документов, свидетельствующих о приобретении земельного участка за плату, так как Каленюк А.С. является иностранным гражданином, согласно представленному паспорту Украины.
Данные обстоятельства были положены в основу для принятия решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N, оформленного сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуциной О.А. от 28 августа 2017 г. N 90/021/001/2017-2859.
Из указанных документов следует, что вывод о наличии гражданства Украины у Каленюк А.С. сделан государственным регистратором на основании паспорта гражданина Украины.
Между тем, с заявлением о государственной регистрации к административному ответчику обратился представитель заявителя, предоставив документы в подтверждение своих полномочий, а именно: доверенность от имени Каленюк А.С. о наделении полномочиями ФИО2 распоряжаться земельным участком, которая нотариально удостоверена 14 ноября 2014 г, а также доверенность от имени ФИО2, выданную в порядке передоверия, о наделении полномочиями ФИО1 быть представителем Каленюк А.С, которая нотариально удостоверена 27 апреля 2017 г.
В представленной согласно определению суда апелляционной инстанции копии реестрового дела N 90:25:060301:45 отсутствуют документы, достоверно подтверждающие гражданство Каленюк А.С, в том числе паспорт гражданина Украины, на который ссылался государственный регистратор при принятии решений о приостановлении государственной регистрации и последующим отказом в её осуществлении.
С учётом изложенного, государственным регистратором, в нарушение положений пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ, правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в полной мере не проведена.
Указанные обстоятельства, имеющие юридическое значение по настоящему делу, не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора по существу. Вывод о гражданстве Каленюк А.С. сделан судом только по имеющейся доверенности, которая была нотариально удостоверена в 2014 г. Иные документы, подтверждающие гражданство административного истца, как в материалах реестрового дела N 90:25:060301:45, так и в материалах данного административного дела отсутствуют.
С учетом изложенного выше и обстоятельств, установленных по делу, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемый отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации права собственности, оформленный сообщением от 28 августа 2017 г, подлежит признанию незаконным.
В силу части 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Ялтинского городского суда Республики Крым по данному административному делу с принятием нового решения о признании незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N, оформленного в виде сообщения об отказе в государственной регистрации от 28 августа 2017 г. N 90/021/001/2017-2859.
В соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика надлежит возложить обязанность устранить допущенные нарушения, путём повторного рассмотрения заявления административного истца, поскольку разрешение вопросов о проведении регистрации прав на недвижимое имущество на территории Республики Крым отнесено к компетенции Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 января 2018г. по административному делу N 2а-503/2018 отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Каленюк Александры Сергеевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуциной Ольге Александровне о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия - удовлетворить.
Решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N, оформленное в виде сообщения об отказе в государственной регистрации от 28 августа 2017 г. N 90/021/001/2017-2859, признать незаконным.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", повторно рассмотреть заявление Каленюк Александры Сергеевны от 19 мая 2017 г. N 90/021/001/2017-2859.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: О.В. Хожаинова
Судьи: Н.А. Терентьева
Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.