Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Хожаиновой О.В,
судей Терентьевой Н.А, Юсуповой Л.А.-В,
при секретаре Дермоян Т.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бекировой Эльвиры Нуриевны к государственному регистратору Белогорского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кустадинчевой Елене Владимировне, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо администрация Цветочненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, о признании незаконным сообщения, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 20 сентября 2017 г, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Бекирова Э.Н. обратилась в Белогорский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административным ответчикам, в котором просила признать незаконным сообщение об отказе государственного регистратора Белогорского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кустадинчевой Е.В. в государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 0,25 га, расположенный на территории "адрес"; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, площадью 0,25 га, расположенный на территории "адрес"; взыскать судебные расходы.
Заявленные требования мотивированы тем, что 18 января 2002 г. административному истцу выдан государственный акт серии "данные изъяты" N на право постоянного пользования земельным участком, площадью 0,25 га, расположенным на территории "адрес". Обратившись в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для регистрации права собственности на указанный земельный участок, административному истцу было отказано в государственной регистрации сообщением от 17 мая 2017 г. N 90/004/787/2016-3424, со ссылкой на статью 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", по тем основаниям, что документы, предоставленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. По мнению административного истца, предоставленный ею государственный акт на право постоянного пользования земельным участком подтверждает ранее возникшее право на объект недвижимого имущества, в связи с чем, у государственного регистратора отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 20 сентября 2017 г, с учётом дополнительного решения от 19 января 2018 г. административное исковое заявление Бекировой Э.Н. удовлетворено частично: признан незаконным отказ государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кустадинчевой Е.В, выраженный в сообщении от 17 мая 2017 г. N 90/004/787/2016-3424, в государственной регистрации права собственности Бекировой Э.Н. на земельный участок, площадью 0,25 га, расположенный на территории "адрес". На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Бекировой Э.Н. о регистрации права собственности на земельный участок площадью 0,25 га, расположенный на территории "адрес". С ответчиков в пользу Бекировой Э.Н. взысканы расходы по оплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта, как принятого с нарушением норм материального права, и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Бекировой Э.Н. в полном объёме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Бекирова Э.Н, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кустадинчева Е.В, представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, представитель администрации Цветочненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием к удовлетворению требований административного истца может служить нарушение требований законодательства относительно полномочий на принятие решения или совершение действия, соблюдения порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), несоответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу положений части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ), части 1 статьи 9 Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно статьи 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. N 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Согласно указанному выше Положению, основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставление услуг в данной сфере.
Таким образом, вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который является ответчиком по настоящему делу.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что решением исполнительного комитета Цветочненского сельского совета Белогорского района Автономной Республики Крым от 15 декабря 2000 г. N 117 "О предоставлении земельных участков в постоянное пользование и в частную собственность", Бекировой Э.Н. на праве постоянного пользования предоставлен земельный участок, площадью 0,25 га, расположенный в "адрес" для ведения личного подсобного хозяйства.
18 января 2002 г. Бекировой Э.Н. выдан государственный акт на право постоянного пользования землёй серии "данные изъяты" N, а именно земельным участком, площадью 0,25 га, расположенным на территории "адрес" для ведения личного подсобного хозяйства.
6 декабря 2016 г. Бекирова Э.Н. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно, о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес"
К указанному заявлению были приложены: государственный акт о праве постоянного пользования землёй от 18 января 2002 г. серии "данные изъяты" N и кадастровый паспорт земельного участка от 10 марта 2016 г. N 90-02/2016-84415.
19 декабря 2016 г. государственным регистратором Кустадинчевой Е.В. вынесено уведомление N 90/004/787/2016-3424 о приостановлении государственной регистрации, согласно которого, в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а именно по основаниям, предусмотренным абзацем 1 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация приостановлена на срок до 18 января 2017 г.
17 января 2017 г. в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от Бекировой Э.Н. поступило заявление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
18 января 2017 г. государственным регистратором Кустадинчевой Е.В. на основании заявления Бекировой Э.Н. (вх. N 90/004/001/2017-53) вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", на срок шесть месяцев.
17 мая 2017 г. государственный регистратор Кустадинчева Е.В. сообщением N 90/004/787/2016-3424 отказала Бекировой Э.Н. в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - земельный участок, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации и не устранением причин, препятствующих осуществлению права собственности.
Указанное сообщение мотивировано тем, что в соответствии со статьёй 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Согласно данным государственного кадастра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ вышеуказанного земельного участка в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Удовлетворяя заявленные требования административного искового заявления в части признания незаконным оспариваемого решения административного ответчика, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ административного ответчика в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество осуществлён в нарушение требований Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьи 8.2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым". Также суд пришел к выводу, что положения статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК, приведённые в сообщении как одно из оснований отказа в государственной регистрации, о том, что предоставленное гражданам, юридическим лицам право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в данном случае не подлежат применению и не могут являться основанием для отказа в государственной регистрации права. Кроме того, положения абзаца 2 пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 199 г. г. на момент вынесения сообщения утратили силу.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, исходя из следующего.
На момент обращения Бекировой Э.Н. в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 6 декабря 2016 г. порядок проведения регистрации прав на недвижимое имущество был определён Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ - в редакции до 1 января 2017 г.), статьёй 13 которого установлено, что порядок государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или её приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 13 Закона N 122-ФЗ).
В силу статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для её проведения.
Таким образом, при осуществлении государственной регистрации регистрирующий орган обязан провести правовую экспертизу документов и установить наличие или отсутствие оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Основания для приостановления государственной регистрации прав и основания для отказа в государственной регистрации прав приведены в статьях 19 и 20 Закон N 122-ФЗ, соответственно.
В силу пунктов 1, 5 статьи 25.2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй. Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.
На момент принятия административным ответчиком оспариваемого отказа в государственной регистрации, оформленного соответствующим сообщением от 17 мая 2017 г, действовал Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 1 вышеуказанного закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в силу части 2 названной выше статьи, являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
При этом, в силу предписаний части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 6 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьёй 27 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 (в редакции до 1 января 2017 г. - на дату обращения Бекировой Э.Н.) предусмотрено, что решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтённом земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов: свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, свидетельства на право собственности на землю, документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определённом праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания; выписки из похозяйственной книги, форма которой устанавливается в соответствии с Законом о регистрации; договора аренды земельного участка, срок которого не истёк на момент обращения в орган кадастрового учета; иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым N 38-ЗРК от 30 июля 2014 г. "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Статья 1 Закона N 38-ЗРК предусматривает, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии с Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьёй 41 Закона Республики Крым "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статьёй 8 Закона N 38-ЗРК, Совет министров Республики Крым постановлением от 11 августа 2014 г. N 264 утвердил перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации (далее - Перечень N 264).
Согласно пункту 1 Перечня N 264 документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, в том числе, государственный акт на право постоянного пользования землёй (земельным участком) (п.п.3).
В соответствии с частью 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанный в настоящем пункте земельный участок осуществляется в соответствии со статьёй 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Статья 49 Федерального закона N 218-ФЗ предусматривает порядок регистрации права собственности на земельный участок, выданный в постоянное пользование для личного подсобного хозяйства до введения Земельного кодекса Российской Федерации в действие.
Согласно части 1 статьи 8.2 Закона N 38-ЗРК государственная регистрация права собственности гражданина Российской Федерации на земельный участок, предоставленный до принятия Федерального конституционного закона для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина Российской Федерации на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Положениями части 2 статьи 8.2 предусмотрен порядок регистрации права собственности на земельный участок, выданный в постоянное пользование, для личного подсобного хозяйства.
Таким образом, с учётом установленных обстоятельств и приведённых выше положений законодательства в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости, в том числе положений статьи 8.2 Закона N 38-ЗРК, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Бекировой Э.Н. были представлены надлежащие документы, подтверждающие наличие ранее возникшего права на заявленный объект недвижимого имущества - земельный участок, и достаточные для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
С учетом вышеизложенного и обстоятельств, установленных по делу, у государственного регистратора отсутствовали правовые основания, указанные в сообщении от 17 мая 2017 г, для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, в связи с чем, оспариваемое решение правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Кроме того, принимая во внимание уведомление от 18 января 2017 г. N 90/004/787/2016-3424 о приостановлении государственной регистрации сроком на шесть месяцев на основании заявления Бекировой Э.Н, оспариваемое сообщение об отказе в государственной регистрации принято государственным регистратором до истечения установленного срока приостановления.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности в целях устранения допущенных нарушений произвести государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок за Бекировой Э.Н, поскольку удовлетворение таких требований повлечет вмешательство в деятельность административного ответчика, к компетенции которого отнесено осуществление действий по регистрации прав на территории Республики Крым.
Признав незаконным решение административного ответчика, суд в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложил на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, правильно указав на способ восстановления нарушенного права путём повторного рассмотрения заявления административного истца, поскольку разрешение вопросов о проведении регистрации прав на недвижимое имущество на территории Республики Крым отнесено к компетенции Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
По сути, доводы апелляционной жалобы о нарушении норм материального права направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Белогорского районного суда Республики Крым от 20 сентября 2017 г. по административному делу N 2а-951/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Н.А. Терентьева
Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.