Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Хожаиновой О.В, Юсуповой Л.А-В,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Тереховой Любови Александровны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кульченкову С.А, заинтересованное лицо - Администрация Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Кондратюк Валентин Андреевич о признании отказа незаконным и обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 ноября 2017 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Терехова Л.А. обратилась в Центральный районный суд г.Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10 мая 2017 года N90/016/100/2017-4341/1119 на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 90:12:010401:1670, расположенный по адресу: "адрес"; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать право собственности за административным истцом на объект недвижимого имущества земельный участок с кадастровым номером 90:12:010401:1670, расположенный по адресу: "адрес" за Тереховой Любовью Александровной на основании Постановления Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым N8 от 12 января 2017 "О предоставлении гр. Тереховой Л.А. земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"" и Постановления Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым N 62 от 17 января 2017 года "О внесении изменений в Постановление Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым N8 от 12 января 2017", мотивируя тем, что на основании постановления Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым N8 от 12 января 2017 с учетом изменений, внесенных в него постановлением Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым N 62 от 17 января 2017 года, административному истцу был предоставлен бесплатно в частную собственность земельный участок площадью 402+/-2 кв.м, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес". Представителем административного истца 27 января 2017 года был подан пакет документов на государственную регистрацию права на вышеуказанный земельный участок, однако уведомлением от 08 февраля 2017 года государственная регистрация прав приостановлена в связи с непредставлением документа, подтверждающего передачу земельного участка бесплатно в собственность. Уведомлением от 10 мая 2017 года в государственной регистрации прав отказано. С указанным отказом истец не согласен, считает его незаконным, поскольку в принятых государственным регистратором решениях неверно указан объект недвижимого имущества, адрес его расположения, кадастровый номер, а также реквизиты заявления, поданного на государственную регистрацию. Кроме того, в обоснование заявленных требований административным истцом указано, что постановление администрации, на основании которого земельный участок передан в собственность, было принято муниципальным образованием в соответствии с законом, никем не оспорено, не отменено и вынесено муниципальным образованием в рамках своих полномочий.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 ноября 2017 года административное исковое заявление Тереховой Любови Александровны удовлетворено. Признано незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 10 мая 2017 года N90/016/100/2017-4341/1119 об отказе Тереховой Любови Александровне в государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес". На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" за Тереховой Любовью Александровной на основании Постановления Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым N8 от 12 января 2017 "О предоставлении гр. Тереховой Л.А. земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"" и Постановления Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым N 62 от 17 января 2017 года "О внесении изменений в Постановление Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым N8 от 12 января 2017".
Не согласившись с указанным решением, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что документ, подтверждающий передачу земельного участка на основании которого объект недвижимости передан в бесплатную собственность в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру не был представлен, провести государственную регистрацию не представляется возможным, поскольку не представлены документы подтверждающие законность принятого постановления Администрации Гвардейского сельского поседения.
В судебном заседании представитель государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каган Р.М. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Тереховой Л.А. - Турыгина А.С. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Терехова Л.А, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кульченков С.А, представитель Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Кондратюк В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, приём заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (пункт 1); проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 2); проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (пункт 3).
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Как усматривается из материалов дела, на основании постановления Администрации Гвардейского сельского поселения N8 от 12 января 2017 года гражданке Российской Федерации Тереховой Л.А. бесплатно в частную собственность предоставлен земельный участок площадью 402+/-2 кв.м, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", в районе "адрес", за счет земель не предоставленных в собственность или постоянное пользование в границах населенных пунктов: категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Администрации Гвардейского сельского поселения N62 от 17 января 2017 года в вышеуказанное постановление внесены изменения, пункт 2 Постановления изложен в следующей редакции: гражданке Тереховой Л.А. обеспечить государственную регистрацию права собственности на вышеуказанный участок в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
С целью регистрации прав на вышеуказанный земельный участок, Терехова Л.А, действуя через своего представителя, 27 января 2017 года обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с соответствующим заявлением.
08 февраля 2017 года государственным регистратором в адрес административного истца направлено уведомление N90/016/100/2017-4341 о приостановлении государственной регистрации до 08 мая 2017 года, в связи с тем, что не предоставлен документ, на основании которого объект недвижимости передан бесплатно в собственность, а также не получением ответа на запрос от Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
На указанное решение в порядке подчиненности была подана жалоба, которая оставлена без удовлетворения.
По истечении установленного срока уведомлением от 10 мая 2017 года N90/016/100/2017-4341 административному истцу в осуществлении государственной регистрации прав отказано в связи с не устранением причин, которые послужили основанием для приостановления государственной регистрации.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что отказ государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации права собственности истца на земельный участок не соответствует требованиям Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и нарушает права, свободы и законные интересы истца. Администрации Гвардейского сельского поселения N8 от 12 января 2017 года, с учетом внесенных в него изменений, является надлежащим основанием для регистрации за административными истцом права собственности на земельный участок.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 1 части 2 названной статьи предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
При этом, исходя из положений части 5 статьи 18 указанного Федерального закона, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что уведомлением N90/016/100/2017-4341 от 08 февраля 2017 года приостановлена государственная регистрация, в связи с тем, что не предоставлен документ, на основании которого объект недвижимости передан бесплатно в собственность, а также не получением ответа на запрос от Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
При этом, истцом в качестве правоустанавливающих документов для регистрации прав были представлены Постановление Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым N8 от 12 января 2017 "О предоставлении гр. Тереховой Л.А. земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"" и Постановления Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым N 62 от 17 января 2017 года "О внесении изменений в Постановление Администрации Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым N8 от 12 января 2017".
Согласно ответу Администрации Гвардейского сельского поселения на запрос, представленный государственному регистратору, указанные постановления не отменялись.
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции действующее законодательство, не содержит норм, вменяющих в обязанность регистратора при проведении правовой экспертизы правоустанавливающих документов выяснять обоснованность предоставления земельного участка в частную собственность.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что государственным регистратором решение об отказе в государственной регистрации права на земельный участок принято без достаточных на то оснований, без установления всех имеющих правовое значение для государственной регистрации обстоятельств.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку административным ответчиком нарушены требования законодательства о государственной регистрации прав, что повлекло нарушение прав и законных интересов истца, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о наличии оснований для удовлетворения требований Тереховой Любови Александровны.
Таким образом, решение суда первой инстанции основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана надлежащим образом. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, они не опровергают его выводов.
В силу изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции решение постановлено при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, верном применении норм материального права, вследствие чего отсутствуют основания для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 ноября 2017 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.