Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Хожаиновой О.В,
судей Терентьевой Н.А, Юсуповой Л.А-В,
при секретаре Дермоян Т.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Максимкина Сергея Александровича к Бахчисарайскому районному отделу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, главному специалисту Бахчисарайского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Соловьевой Т.А, заинтересованные лица Чижова Ольга Дмитриевна, Зиядинов Дилявер Умерович, о признании незаконными действий, обязании совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 25 сентября 2017 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Максимкин С.А. обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административным ответчикам, в котором просил признать незаконными действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, выразившиеся в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N, площадью 520706 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", лот N; обязать административного ответчика снять с государственного кадастрового учета указанный выше земельный участок с кадастровым номером N; взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым судебные расходы.
Заявленные требования мотивированы тем, что Максимкин С.А. является собственником 1/1032 земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 16044047 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается государственным актом серии ЯГ N, выданным 18 января 2007 г. на основании распоряжения Бахчисарайской районной государственной администрации от 20 июля 2006 г. N 614-р "О передаче земельных участков гражданам в общую частичную собственность и выдаче государственных актов на право общей частичной собственности на землю на территории Угловского сельского совета". Указанный земельный участок не имеет сплошной границы, так как состоит из 78 лотов (многоконтурный земельный участок). От третьих лиц административному истцу стало известно о том, что на государственный кадастровый учет в качестве самостоятельного земельного участка был поставлен земельный участок, площадью 520706 кв.м, лот N. С указанными действиями Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым административный истец не согласен, считает их незаконными, поскольку административный ответчик своими действиями сформировал самостоятельный земельный участок, вне какой-либо связи с земельным участком, площадью 16044047 кв.м, чем, по мнению административного истца, нарушено его право владения принадлежащим ему земельным участком на праве общей долевой собственности.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 25 сентября 2017 г, с учётом определения об исправлении описки от 22 февраля 2018 года, административное исковое заявление Максимкина С.А. удовлетворено: признаны незаконными действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, выразившиеся в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N, площадью 520706 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", лот N; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 90:01:180301:13, площадью 520706 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", лот N, в качестве самостоятельного земельного участка. Также, судебным актом взысканы с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Максимкина С.А. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 (восемь тысяч) рублей.
В апелляционной жалобе административного ответчика ставится вопрос об отмене судебного акта, как постановленного с нарушением норм материального права, и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что 9 сентября 2015 г. в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о спорном земельном участке, как о ранее учтённом, с присвоением кадастрового номера N, на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от 31 октября 2006 г. серии ЯГ N. Данный государственный акт соответствует требованиям, установленным законодательством, действовавшим на момент его издания, он устанавливает право долевой собственности на совокупность сформированных земельных участков, являющихся объектами права. В связи с чем, основания для отказа во внесении сведений в кадастр недвижимости, предусмотренные пунктом 17 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", отсутствовали. Кроме того, в заявлении о внесении сведений о ранее учтённом земельном участке, представленном в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, вместе с государственным актом на право собственности на земельный участок, сведения о площади земельного участка, которая, по мнению административного истца, подлежала включению в кадастр недвижимости, не указана. Таким образом, в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке (лоте), в отношении которого сведения в государственный кадастр недвижимости еще не вносились.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Максимкин С.А, представитель Бахчисарайского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, главный специалист Бахчисарайского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Соловьева Т.А, заинтересованные лица Чижова О.Д, Зиядинов Д.У. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебное извещение, адресованное Чижовой О.Д, возвращено в Верховный Суд Республики Крым с отметкой почтовой службы в связи со смертью адресата.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц и их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием к удовлетворению требований административного истца может служить нарушение требований законодательства относительно полномочий на принятие решения или совершение действия, соблюдения порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), несоответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно постановлению Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. N 164 "Об утверждении Положения о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым", основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставление услуг в данной сфере.
Таким образом, вопросы проведения государственного кадастрового учёта возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который является ответчиком по настоящему делу.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно государственному акту на право собственности на земельный участок серии ЯГ N от 18 января 2007 г, Максимким С.А. является собственником 1/1032 доли земельного участка, общей площадью 1604,4074 га, расположенного по адресу: "адрес", на основании распоряжения Бахчисарайской районной государственной администрации от 20 июля 2006 г. N 614-р. Целевое назначение (использование) земельного участка - для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
Согласно представленным Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым материалам регистрационного дела, 26 августа 2015 г. Зиядинов Д.У. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, а именно - земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", приложив государственный акт на право собственности на земельный участок от 31 октября 2006 г. серии ЯГ N на имя Чижовой О.Д, согласно которому последняя является собственником 1/1032 доли земельного участка, площадью 1604,4074 га, в границах согласно плану, расположенного на территории Угловского сельского совета Бахчисарайского района.
Из кадастрового паспорта от 9 сентября 2015 г. N 90-02/2015-299369 следует, что земельный участок, площадью 520706 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", лот N, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N.
Удовлетворяя заявленные требования административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что в представленном административному ответчику правоустанавливающем документе (государственном акте) сведения о площадях участка и о том, что последний является конкретно указанным лотом, отсутствуют. Также суд первой инстанции указал, что исходный многоконтурный земельный участок, составной частью которого является лот 22, на кадастровом учете не состоит, доказательств обратного суду не предоставлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, на период возникновения спорных правоотношений, регулировались Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, далее Федеральный закон N 221-ФЗ).
Описание местоположения границ земельного участка, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ является уникальной характеристикой земельного участка, вносимой в Государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 указанного закона местоположение границ объекта землеустройства (земельного участка) устанавливается посредством определения координат характерных точек границ объекта.
Согласно абзацу 2 части 7 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, в соответствии с приведёнными положениями законодательства объектом земельных и гражданских правоотношений земельный участок может быть только при условии, что в установленном порядке определены (описаны и удостоверены) его границы. Без определения границ земельный участок, как объект права, существовать не может (глава 1.1 "Земельные участки" Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ "кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 2 названной статьи постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться, в том числе собственники объекта недвижимости или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности.
Согласно части 18 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлён, вносятся в государственный кадастр недвижимости по правилам, предусмотренным статьёй 45 Закона о кадастре для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости.
Положениями частей 1, 7 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществлённые в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определённых статьёй 43 настоящего Федерального закона особенностей, признаётся юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтёнными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтённые объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлён, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтёнными объектами недвижимости.
В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьёй 14 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный статьёй 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтённом объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтённом объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета;
3) документов, подтверждающих ранее осуществлённый государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтённом объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтённом объекте недвижимости.
Согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 18 февраля 2010 года N 2321-ИМ/Д23, сведения о ранее учтённом земельном участке могут быть включены в кадастр на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок.
Пунктом 4 статьи 8 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Документы, являющиеся основаниями для внесения сведений о ранее учтённых объектах недвижимости, установлены постановлением Совета Министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации" (далее Перечень) и соответствующими пунктами 20 и 21 приказа Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости".
В силу пункта 1 части 1 Перечня документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, является изданный (выданный) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года государственный акт на право собственности на землю (земельный участок).
При этом в соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенными в письме от 16 января 2009 г. N266-ИМ/Д23 "О многоконтурных земельных участках", в целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями.
Сведения о многоконтурных земельных участках и ранее учтённых единых землепользованиях предоставляются органом кадастрового учета в форме кадастрового паспорта и кадастровой выписки, оформленных в отношении объекта недвижимости. Предоставление кадастрового паспорта или кадастровой выписки, оформленных в отношении земельного участка, входящего в состав единого землепользования, недопустимо.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы (лота) ранее учтённого многоконтурного земельного участка не является земельным участком (самостоятельным объектом недвижимости), в связи с чем, не может быть поставлена на государственный кадастровый учет, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не вправе был осуществлять кадастровый учет земельного участка, площадью 520706 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", лот N.
Довод апелляционной жалобы о том, что указанный земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, а был внесён как ранее учтённый, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный, поскольку к заявлению о внесении сведений об указанном выше ранее учтённом земельном участке приложен государственный акт на право собственности на земельный участок от 31 октября 2006 г, согласно которому Чижова О.Д. является собственником 1/1032 доли земельного участка, площадью 1604,4074 га, в границах согласно плану, расположенного на территории Угловского сельского совета, тогда как Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым был поставлен на кадастровый учет земельный участок иной площадью, а именно: 520706 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", с отдельным указанием лот N.
При этом каких-либо документов, предусмотренных частью 7 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ, либо указанных в Перечне документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, подтверждающих, что у Чижовой О.Д. ранее возникло право на поставленный на кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с указанием лот "адрес" и с площадью 520706 кв.м, и что указанный земельный участок является ранее учтённым, материалы дела не содержат, и административным ответчиком представлено не было.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности действий Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, выразившихся в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 90:01:180301:13, площадью 520706 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", лот N, в связи с чем, также обоснованно возложил обязанность на административного ответчика снять с государственного кадастрового учета указанный земельный участок в качестве самостоятельного земельного участка.
Суд первой инстанции, исходя из обстоятельств дела и положений статей 103, 106, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришёл к правомерному выводу, что понесённые в связи с рассмотрением настоящего дела административным истцом расходы (уплата госпошлины и составление административного искового заявления) подлежат возмещению за счет административного ответчика - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Так, оплата государственной пошлины в размере 300,00 руб. подтверждается соответствующей квитанцией (л.д. 6), а оплата услуг по составлению административного искового заявления и дополнительных документов к нему в размере 8000,00 руб. - договором возмездного оказания услуг от 7 июня 2017 г. с распиской (л.д. 13).
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 25 сентября 2017 г, с учётом определения от 22 февраля 2018 г. по административному делу N 2а-1258/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: О.В. Хожаинова
Судьи: Н.А. Терентьева
Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.