Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Юсуповой Л.А-В,
судей Агина В.В, Терентьевой Н.А,
при секретаре Сидоровой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тонина Сергея Артёмовича к МВД по Республике Крым, ОМВД России по Раздольненскому району Республики Крым, начальнику ОГИБДД ОМВД России по Раздольненскому району Реут Анатолию Николаевичу, заинтересованное лицо - инспектор ДПС ОГИБДД ОМВД России по Раздольненскому району Амелин Антон Сергеевич о признании действий (бездействия) должностного лица незаконными, понуждении совершить определённые действия
по апелляционной жалобе Тонина Сергея Артёмовича на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 25 января 2018 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, пояснения представителя МВД по Республике Крым Коломоец И.И, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Тонин С.А. обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании действий (бездействия) начальника ОГИБДД ОМВД России по Раздольненскому району Реут А.Н. незаконными и обязании исполнить его обращение от 28 сентября 2017 года, мотивируя требования тем, что 28 сентября 2017 года истец обратился в ОМВД России по Раздольненском району с просьбой сообщить информацию о номере и содержании маршрутного листа (карточки) патрулирования сотрудника Амелина А.С. от 20 сентября 2017 года, также просил сообщить сведения путевого листа на патрульный автомобиль, а именно: номер, дату выезда на линию, сведения о прохождении предрейсового технического и медицинского осмотра водителя, информацию о лицах, осуществляющих данные осмотры, количество заправленного бензина, место заправки, километраж выезда на линию и километраж на момент окончания работы. Исполнителем его обращения был назначен начальник ОГИБДД ОМВД России по Раздольненскому району Реут А.Н. 27 октября 2017 года за N за подписью начальника ОМВД России по Раздольненскому району ФИО1 непосредственный исполнитель предоставил ответ на его обращение. По мнению административного истца ответ предоставлен не в полном объеме, он имеет право на получение информации о деятельности органов власти, доступ к которой не ограничен.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 25 января 2018 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Тонин С.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда. Ссылается на то, что решение суда является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель МВД по Республике Крым Коломоец И.И. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
На основании статьи 226 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лица участвующего в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено судом и следует из материалов проверки по обращению Тонина С.А. от 02 октября 2017 года N, Тонин С.А. обратился в ОМВД России по Раздольненскому району с заявлением, в котором просит, с целью контроля за использованием бюджетного имущества и финансовых средств, предоставить информацию об использовании служебного автомобиля инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Раздольненскому району Амелиным А.С. 20 сентября 2017 года, а именно, просит предоставить номер и содержание маршрутного листа, определяющего место патрулирования данным сотрудником; содержание путевого листа на автомобиль, на котором Амелин А.С. патрулировал, предоставив номер, дату выезда на линию, время окончания работы, информацию о месте и времени прохождения предрейсового технического осмотра и предрейсового медицинского осмотра, кем совершались указанные действия, количество бензина, где осуществлялась заправка, на каком основании именно там заправлялся, километраж на момент выезда на линию и километраж на момент окончания работы.
Данное заявление зарегистрировано 28 сентября 2017 года в КУСП за N. На основании рапорта сотрудника ДПС, согласно резолюции начальника ОМВД России по Раздольненскому району от 02 октября 2017 года указанное заявление перерегистрировано как обращение граждан под N, рассмотрение которого поручено Реут А.Н.
В ходе проведенной проверки согласно рапорту начальника ОГИБДД ОМВД России по Раздольненскому району Реут А.Н. установлено, что согласно книге постовой ведомости N 20 сентября 2017 года инспектор ДПС ОГИБДД ОМВД России по Раздольненскому району Амелин А.С. заступил на дежурство в составе наряда совместно с инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Раздольненскому району младшим лейтенантом полиции ФИО2 В соответствии с требованиями приказа МВД России от 31 декабря 2013 года N1045 "Об утверждении Порядка организации транспортной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации", уполномоченным должностным лицом был осуществлен контроль за выходом служебного транспортного средства их гаража, и возвращением с линии. Путевая документация: путевой лист, свидетельство о регистрации транспортного средства, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС имелись в наличии, нареканий со стороны ответственного за выпуск служебного автотранспорта не имелось. Кроме того, сообщено, что за должностными лицами, управляющими служебным автотранспортом, осуществляется ведомственный контроль в установленном порядке, а также силами и средствами вышестоящих должностных лиц. Контроль за использованием финансовых средств в ОМВД России по Раздольненскому району осуществляет непосредственно контрольно-ревизионный отдел МВД по Республике Крым и Министерство финансов РФ. На основании указанного, считает предоставление информации административному истцу об использовании служебного автомобиля 20 сентября 2017 года инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Раздольненскому району Амелиным А.С. нецелесообразным и противоречащим всем перечисленным нормативным правовым актам.
27 октября 2017 года в адрес административного истца направлено сообщение о результатах проведенной проверки по его заявлению от 28 сентября 2017 года с изложением ответа на все поставленные им вопросы.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 248, Министерство внутренних дел России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в данной сфере.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N3-ФЗ "О полиции" деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N3-ФЗ "О полиции" граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
Часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке обращения граждан Российской Федерации" предусматривает, что установленный этим законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке обращения граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 августа 2014 года N 736 утверждена Инструкция о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее - Инструкция N 736).
В силу пункта 67 Инструкции N 736 принятые в дежурной части непосредственно от заявителя или лица, представляющего его интересы, письменные обращения, не содержащие заявления о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, с поручением руководителя (начальника) территориального органа МВД России передаются в подразделение делопроизводства для регистрации, учёта и рассмотрения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими работу с обращениями граждан. В графе 9 КУСП делается отметка о дате и номере регистрации обращения в подразделении делопроизводства.
Приказом МВД Российской Федерации от 31 декабря 2013 года N 1045 утвержден Порядок организации транспортной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок), устанавливающий организацию использования, хранения, технического обслуживания и ремонта транспортных средств подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, а также обеспечения безопасности дорожного движения и контроля за транспортной деятельностью.
В соответствии с пунктом 152 указанного Порядка основными задачами контроля за организацией транспортной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации являются: проверка порядка использования транспортных средств, выявление нарушений, устранение причин и условий, их повлекших.
Согласно пункту 153 Порядка проверка организации транспортной деятельности осуществляется по решению начальника (руководителя) подразделения (организации) МВД России (проверка подразделений центрального аппарата МВД России осуществляется по решению заместителя Министра, который несёт ответственность за деятельность Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, проверка ФКУ "ГЦАХиТО МВД России" - по решению начальника ДТ МВД России).
Пунктом 154 Порядка предусмотрено, что проверку осуществляют лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту проверки, в том числе сотрудники подразделений МВД России, на которых возложены функции по контролю за использованием транспортных средств, и имеющие предписание установленного образца, а также государственные гражданские служащие и работники системы МВД России, уполномоченные на это начальником (руководителем) подразделения (организации) МВД России либо его заместителем, имеющие соответствующие планы-задания, удостоверения.
В силу пункта 156 Порядка при проверке изучаются: фактическое наличие транспортных средств, основания их использования; правильность установки норм расхода ГСМ на транспортные средства; соблюдение лимитов пробега транспортных средств; техническое состояние, укомплектованность, внешний вид транспортных средств, наличие паспортов транспортных средств, правильность оформления, в том числе ведение путевой документации, наличие водительского удостоверения на право управления транспортными средствами соответствующих категорий; целевое использование денежных средств, выделяемых на содержание транспортных средств; обоснованность расходования, в том числе приобретения и списания ГСМ и финансовых средств, выделяемых на указанные цели; организация использования транспортных средств, в том числе порядок их хранения, выпуска на линию и возвращения на места стоянки по месту дислокации транспортных средств; организация всех видов технических обслуживаний транспортных средств; мероприятия по профилактике ДТП с участием служебных транспортных средств; организация проведения медицинских осмотров водителей; соблюдение трудового законодательства Российской Федерации, в том числе об охране труда, и нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих трудовую деятельность; соблюдение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды при использовании, хранении, при проведении всех видов технических обслуживаний и ремонтов транспортных средств; обеспечение постоянной технической готовности транспортных средств органов внутренних дел Российской Федерации при осложнениях оперативной обстановки и в экстремальных ситуациях; достоверность статистической отчетности об использовании транспортных средств органов внутренних дел Российской Федерации и о ДТП с участием транспортных средств.
В соответствии с пунктом 158.3. Порядка при проверке использования, хранения, организации всех видов технических обслуживаний и ремонтов, списания транспортных средств в подразделениях:
а) проверяют наличие документации, правильность и своевременность ее заполнения в части, касающейся порядка использования, хранения, технического обслуживания, ремонта и списания транспортных средств;
б) проверяют наличие дубликатов ключей от замков зажигания и соответствие путевой документации на местах хранения транспортных средств;
в) проверяют порядок хранения и соблюдение мер, применяемых для сохранности транспортных средств;
г) проверяют порядок хранения и сбережения запасных частей, агрегатов и комплектующих, предназначенных для транспортных средств;
д) проверяют наличие посторонних транспортных средств на территории подразделения и законность их нахождения;
е) проводят визуальное обследование технического состояния транспортных средств, а при необходимости проводят их диагностику в установленном порядке;
ж) проверяют состояние спидометрового оборудования.
Согласно пункту 158.4 Порядка при проверке транспортных средств перед выездом и при возвращении с линии: проверяют путевую документацию, а также документы на перевозимый груз (при необходимости); проверяют наличие разрешения на установку специальных сигналов; проверяют техническое состояние транспортных средств и соответствие цветографических схем, специальных сигналов установленным требованиям; производят записи в путевой документации о выявленных нарушениях или недостатках, заверяя их личной подписью с указанием фамилии, инициалов, должности и номера служебного телефона; участвуют в проверках транспортных средств на линии, в том числе совместно с сотрудниками дорожно-патрульной службы по согласованию с руководством подразделений ГИБДД МВД России.
Согласно указанным правовым нормам, за должностными лицами, управляющими служебным автотранспортом осуществляется ведомственный контроль в установленном порядке, а также силами и средствами вышестоящих должностных лиц.
Анализируя оспариваемый письменный ответ от 27 октября 2017 года за N за подписью начальника ОМВД России по Раздольненскому району ФИО1 на обращение административного истца, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что не имеется нарушений требований Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке обращения граждан Российской Федерации", поскольку обращение уполномоченным должностным лицом государственного органа рассмотрено, ответ на обращения дан, при этом несогласие с содержанием ответа не свидетельствует о нарушении должностным лицом требований Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке обращения граждан Российской Федерации".
Таким образом, нарушение прав истца обжалуемыми действиями (бездействием) ответчика не установлено, поскольку, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обращение Тонина С.А. рассмотрено в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и с соблюдением сроков его рассмотрения, до заявителя доведена информация о результатах проверки и даны ответы по существу поставленных вопросов.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания незаконными действий органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых действий нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий, предусмотренных положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 25 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тонина Сергея Артемовича - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: В.В. Агин
Н.А. Терентьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.