Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Агина В.В, Юсуповой Л.А-В,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Крымской таможни к Василевской Ирине Викторовне о взыскании таможенных платежей и пени, по апелляционной жалобе Василевской Ирины Викторовны на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2017 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Крымская таможня обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным иском о взыскании таможенных платежей и пени с Василевской И.В, мотивируя тем, что в ходе проведения совместных мероприятий сотрудниками Крымской таможни с сотрудниками УГИБДД МВД по Республике Крым выявлено транспортное средство марки "Nissan Infiniti", 2008 года выпуска государственный регистрационной знак N, VIN N, объем двигателя 3500 куб.см, под управлением гражданина Бобровского Сергея Олеговича. В ходе проверки документов установлено, что данное транспортное средство временно ввезено на таможенную территорию Евразийского экономического союза через МАПП Джанкой Джанкойского таможенного поста в регионе деятельности Крымской таможни. В пассажирской таможенной декларации установлен срок временного ввоза транспортного средства до 17.11.2017 года. 20.01.2017 года Крымской таможней в отношении Василевской И.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ, по факту передачи права пользования или иного распоряжения временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, возбуждено дело об административном правонарушении. В ходе проведения камеральной проверки, Крымской таможней выявлен факт неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей (пеней). В связи с чем, административный истец просил взыскать с Василевской И.В. в свою пользу 1381 314 (один миллион триста восемьдесят одна тысяча триста четырнадцать) рублей 06 копеек таможенных платежей и пени в размере 132882 (сто тридцать две тысячи восемьсот восемьдесят два) рубля 40 копеек, а всего 1514196 (один миллион пятьсот четырнадцать тысяч сто девяносто шесть) рублей 46 копеек. С Василевской Ирины Викторовны в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 15770 (пятнадцать тысяч семьсот семьдесят) рублей 98 копеек.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2017 года административные исковые требования Крымской таможни удовлетворены. Взысканы с Василевской И.В. в пользу Крымской таможни таможенные платежи в размере 1381314 рублей 06 копеек и пеня 132882 рубля 40 копеек, а всего 1514196 рублей 46 копеек.
Не согласившись с указанным решением, Василевская И.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решения и освобождении ее от уплаты таможенных платежей на основании положенной льготы, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела. Указывает на то, что транспортным средством истец владеет и пользуется лично с 2008 года, 22.12 2017 года ею был получен вид на жительство в РФ, ввиду чего она подлежит освобождения от уплаты таможенных платежей. Кроме того, судом необоснованно рассмотрено дело без ее участия, заседание по ее ходатайству не было отложено.
В судебном заседании Василевская И.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Представители Крымской таможни возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 75 Таможенного кодекса Таможенного союза объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Согласно статье 79 Таможенного кодекса Таможенного союза плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно статье 352 Таможенного кодекса Таможенного союза товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 49, а в части, ею не урегулированной, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза.
Под товарами для личного пользования в силу подпункта 36 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза понимаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" определено, что отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных настоящим Соглашением; характера и количества товаров.
Согласно пункту 1 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенному декларированию в письменной форме подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (пункт 3 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Пунктом 3 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
В силу части 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
В соответствии со статьей 11 Соглашения транспортные средства для личного пользования, указанные в пунктах 22 (Транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год), могут использоваться на таможенной территории таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз. Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только: при условии их таможенного декларирования и уплата таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV приложения 5 к настоящему Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктами 4, 6 и 7 статьи 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при передаче временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа - день передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения. Ввозные таможенные пошлины, налоги в данном случае подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза.
Согласно части 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии со статьей 79 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьей 114 Федерального закона N 311-ФЗ от 27 ноября 2010 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации" плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов ЕАЭС и Законом N 311 -ФЗ возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 18 статьи 152 Федерального закона N 311-ФЗ от 27 ноября 2010 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации" требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) направляется плательщику таможенных пошлин, налогов независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.
Согласно статьи 151 Федерального закона N 311-ФЗ от 27 ноября 2010 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации" пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно акту камеральной таможенной проверки N10010000/210/130717/А0001 от 13.07.2017 года, транспортное средство марки "Nissan Infiniti", 2008 года выпуска государственный регистрационной знак N, VIN N, 17.11.2016 года временно ввезено на таможенную территорию Евразийского экономического союза по ПТД 10010091/171116/В0244678 гражданкой Украины Василевской И.В. и без соответствующего таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей, право управления передано другому лицу - гражданину РФ Бобровскому С.О, в отношении административного ответчика составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ. К транспортному средству применена мера обеспечения в виде изъятия.
27 марта 2017 года судьей Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым вынесено постановление о признании Василевской И.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ, и назначении наказание в виде штрафа в размере 2500 рублей.
В связи с обнаружением факта неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей (пеней), выявленного в результате проведения таможенного контроля в соответствии с актом камеральной таможенной проверки отдела таможенного контроля после выпуска товаров N 10010000/210/130717/А0001 составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
20 июля 2017 года ответчику направлено требование об уплате таможенных платежей, указанное требование получено 26.07.2017 года, что подтверждается почтовым уведомлением.
Вместе с тем, причитающиеся к уплате таможенные платежи административным ответчиком не оплачены, требование в установленный статьей 152 Закона N 311-ФЗ срок не исполнено.
Установив, что административным ответчиком в установленные сроки не проводилась, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Крымской таможни.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на объективной оценке доказательств по делу, правильном применении норм материального права и подтверждаются материалами дела.
С учетом вышеуказанных норм права и фактических обстоятельств, установленных в процессе судебного разбирательства, суд первой инстанции обоснованно взыскал таможенные платежи и пени с ответчика, который в установленный срок не вывез с территории Российской Федерации транспортное средство.
Поскольку представленный истцом расчет таможенных платежей и пени произведен в соответствии с требованиями таможенного законодательства, правильность которого ответчик не оспорил и не опроверг, и с которым суд апелляционной инстанции соглашается, районный суд обоснованно удовлетворил требования в заявленном в иске размере.
Доводы заявителя о том, что она имеет вид на жительство в РФ и к ней не могут применяться данные ограничения, основан на неверном толковании норм права.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось ВасилевскойИ.В, что вид на жительство при ввозе транспортного средства не был представлен, так как она получила вид на жительство 22 декабря 2017 года.
В соответствии с терминами, сформулированными законодателем в Таможенном Кодексе в целях таможенного регулирования, под "иностранными лицами" понимаются физические лица, в том числе граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в государстве, которое не является членом таможенного союза (подпункты 9 и 14 пункта 1 статьи 4 Таможенный Кодекс).
Каких-либо оснований для прекращения принудительного взыскания таможенных платежей, предусмотренных пунктом 2 статьи 80 Таможенного Кодекса, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств и выводами суда, что не может служить основанием для отмены постановленного решения суда.
Несостоятельны также доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно не отложил судебное заседание и рассмотрел дело в отсутствии административного истца, поскольку явка истца не была признана судом обязательной, ходатайство об отложении разбирательства было отклонено, поэтому в контексте стать 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отложение судебного разбирательства, в данном случае, является правом, не обязанностью суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2017 года по административному исковому заявлению Крымской таможни к Василевской Ирине Викторовне о взыскании таможенных платежей и пени, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Василевской Ирины Викторовны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: В.В. Агин
Судья: Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.