Судья Верховного суда республики Крым Аверина Е.Г., рассмотрев заявление Пацюк (Цоловой) Галины Георгиевны об обязании внести в списки жертв политических репрессий родственников, о возврате изъятого имущества, об установлении факта политических репрессий в отношении родственников по национальным мотивам, об установлении доплаты к пенсии,
установил:
Пацюк (Цоловой) Г.Г. обратилась с заявлением об обязании внести в списки жертв политических репрессий родственников, о возврате изъятого имущества, об установлении факта политических репрессий в отношении родственников по национальным мотивам, об установлении доплаты к пенсии.
Рассмотрев исковое заявление, судья не находит оснований для принятия его к производству Верховного Суда Республики Крым.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 указанного Закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Согласно пункту "в" статьи 3 данного Закона подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод, в том числе в лишении избирательных прав по социальному признаку.
Статьями 6 - 11 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" регламентирован порядок реабилитации.
В силу вышеназванных норм закона заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в пункте "в" статьи 3 настоящего Закона, - в органы внутренних дел, в отношении прочих репрессированных - в органы прокуратуры.
Срок рассмотрения заявлений о реабилитации не может превышать трех месяцев.
Органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.
Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Органы прокуратуры с привлечением по их поручению органов государственной безопасности и внутренних дел устанавливают и проверяют все дела с неотмененными до введения в действие настоящего Закона решениями судов и несудебных органов на лиц, подлежащих реабилитации в соответствии с пп. "а", "б", "г", "д", "е" статьи 3 и статьей 5 настоящего Закона. Порядок указанной работы и распределение обязанностей определяются Генеральным прокурором Российской Федерации.
По материалам проверки органы прокуратуры составляют заключения и выдают справки о реабилитации заявителям, а при отсутствии таковых периодически представляют сведения о реабилитированных для публикации в местной печати.
При отсутствии оснований для реабилитации органы прокуратуры по указанным в пункте "д"статьи 3 настоящего Закона делам составляют заключение об отказе в реабилитации, а по указанным в пп. "а", "б", "г", и "е" статьи 3 настоящего Закона делам в случае поступления заявлений заинтересованных лиц направляют эти дела с заключениями в суд в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.
В отношении лиц, обвинявшихся в контрреволюционных, особо опасных государственных преступлениях по совокупности с другими видами преступлений, либо когда в действиях лиц усматриваются признаки не контрреволюционных, особо опасных государственных, а других видов преступлений, пересмотр дел и материалов производится в общем порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
По заявлениям заинтересованных лиц о признании подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации лиц, указанных в статье 1.1 настоящего Закона, либо пострадавшими от политических репрессий детей, супругов, родителей репрессированных лиц, указанных в статье 2.1 настоящего Закона, органы прокуратуры и внутренних дел проверяют материалы уголовных и административных дел, составляют заключения и выдают справки о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий или сообщают об отказе в их выдаче соответственно: органы прокуратуры - в случаях, когда репрессии осуществлялись по решениям судов и внесудебных органов; органы внутренних дел - в случаях, когда репрессии осуществлялись в административном порядке органами исполнительной власти, должностными лицами, общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
Дела, поступившие в суд с отрицательным заключением прокурора, рассматриваются в судебных заседаниях по правилам пересмотра судебных решений в порядке надзора, установленном действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации с изъятиями, предусмотренными настоящим Законом.
В результате рассмотрения дела суд признает лицо не подлежащим реабилитации либо признает, что лицо репрессировано необоснованно, отменяет состоявшееся решение и дело в отношении него прекращает. Суд может также внести изменения в ранее состоявшееся решение.
В отношении лица, признанного судом не подлежащим реабилитации, заявителям вручается копия определения (постановления) суда, а в случае признания его необоснованно репрессированным - справка о реабилитации. Определение (постановление) суда может быть опротестовано в вышестоящий суд по заявлению заинтересованных лиц.
При пересмотре дела и внесении изменений в ранее принятые решения (в том числе о частичной реабилитации) заинтересованным лицам по их просьбе выдается справка о результатах пересмотра дела.
В отношении других лиц, подвергшихся репрессиям в уголовном, административном порядке и ограничениям в правах и не указанных в статьях 3 и 5 настоящего Закона, действует установленный законодательством Российской Федерации общий порядок обжалования, опротестования и пересмотра решений судов или административных органов.
Суды, органы прокуратуры и внутренних дел Российской Федерации, федеральные органы государственной безопасности, государственные архивы и органы, осуществляющие архивное хранение дел, связанных с репрессиями, по просьбам государственных и общественных организаций, а также граждан государств - бывших союзных республик СССР оказывают правовую помощь в вопросах, связанных с реабилитацией, включая пересылку выписок из дел, копий документов и других материалов по установлению фактов применения репрессий, конфискации, изъятия и утраты имущества.
Решения об отказе в выдаче справок о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Что касается вопроса о возвращении конфискованного имущества, то введенная в действие Законом Российской Федерации от 3 сентября 1993 года N 5698-1 статья 16.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 4 ноября 1995 года) устанавливала, что реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.
Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производятся реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.
Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации.
Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий".
В соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 30 марта 1992 года N 2610-1 "Об утверждении Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий", пунктом 3 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 24.12.2014 N 379-1/14 "Об образовании Комиссии Совета министров Республики Крым по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий" и во исполнение Представления прокурора города Симферополя об устранении нарушений законодательства в сфере межнациональных отношений и противодействия экстремизму от 11.02.15 N 17-2015, Симферопольский городской совет Республики Крым создал Комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и утвердить ее состав и Положение.
Споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом.
Согласно Положению о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 1994 года N 926 (в редакции от 9 октября 1995 года), право на возврат, возмещение стоимости или выплату денежной компенсации за конфискованное на территории Российской Федерации имущество имеют граждане России, граждане государств - бывших республик СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, необоснованно репрессированные по политическим мотивам судебными, внесудебными, административными органами, а также иными органами, наделявшимися административными полномочиями, и впоследствии реабилитированные, независимо от того, где указанные реабилитированные лица были репрессированы и проживают в настоящее время.
Вопросы возврата конфискованного имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации реабилитированным лицам рассматриваются комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий (далее именуется - комиссия), образованными в установленном законодательством порядке. Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации подается в комиссию по месту нахождения или реализации этого имущества на территории Российской Федерации на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.
К заявлению прилагаются нотариально заверенные копии документов о реабилитации, а также имеющиеся материалы, подтверждающие факт конфискации имущества, а наследниками, кроме того, документы, подтверждающие право наследования по закону первой очереди (в частности, нотариально заверенные копии свидетельства о смерти реабилитированного лица, о браке - для супруга, о рождении - для детей и родителей, об усыновлении - для усыновленных и усыновителей, решения суда об установлении факта нахождения на иждивении умершего репрессированного лица).
На основании данных о составе конфискованного имущества комиссия определяет его стоимость и выносит заключение о возврате этого имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.
Заключение комиссии, подписанное председателем и секретарем комиссии, передается в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления для принятия ими решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.
Решение указанных органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации и заключение комиссии передаются юридическому или физическому лицу, у которого находится это имущество; финансовому органу для выплаты установленной суммы возмещения причиненного ущерба, а также на хранение в делах того органа, который принял решение о реабилитации и у которого находятся материалы уголовного или административного дела. Последний экземпляр выдается заявителю.
Срок рассмотрения заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации с момента поступления в комиссию до вынесения ею заключения не должен превышать 6 месяцев (пункт 6).
При этом судья считает необходимым также отметить, что заявление поданное в суд должно соответствовать требованиям ст. 131 - 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Несоответствие заявления требованиям закона является основанием для оставления заявления без движения.
В случае несоблюдения установленного федеральным законом для данной категории споров досудебного порядка урегулирования спора либо если заявитель не предоставил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка, судья в соответствии со ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возвращает заявление, что не препятствует повторному обращению в суд после устранения имеющихся недостатков.
Таким образом, закон не исключает возможности обращения граждан в суд в порядке гражданского судопроизводства для разрешения ряда вопросов, связанных с реабилитацией жертв политических репрессий (например, об установлении факта применения конкретного вида репрессий при отсутствии возможности подтвердить это иным путем, обжалования действий соответствующих органов).
Из заявления Пацюк (Цоловой) Г.Г. и приложенных документов не ясно, в чем заключается нарушение прав или законных интересов самого истца и его требования.
Требования заявлены как в отношении самого заявителя к пенсионному органу о незаконном перерасчете пенсии и невыплате надбавки, так и в отношении иных лиц об установлении факта политических репрессий, а также возврате конфискованного имущества.
Кроме того, из приложенных материалов не в полной мере усматриваются сведения об обращении заявителя в органы внутренних дел по вопросу о реабилитации в соответствии с порядком реабилитации, регламентированным законом.
В соответствии со статьей 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Верховный суд Республики Крым, в качестве суда первой инстанции рассматривает дела:
1) связанные с государственной тайной;
2) предусмотренные главой 45 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.
Согласно ст. 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации рассмотрение заявлений об обязании внести в списки жертв политических репрессий родственников, возврате изъятого имущества, установлении факта политических репрессий в отношении родственников по национальным мотивам, установлении доплаты к пенсии не относит к подсудности Верховного суда Республики Крым как суда первой инстанции. Подобные споры относятся к подсудности районных судов.
Согласно ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
В соответствии с пунктом вторым части первой статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья возвращает исковое заявление в случае, если дело неподсудно данному суду.
Поскольку заявление Пацюк (Цоловой) Г.Г. не относится к подсудности Верховного Суда Республики Крым, оно не может быть принято к производству суда и подлежит возвращению истцу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 24, 26, 135, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
Возвратить заявление Пацюк (Цоловой) Галины Георгиевны об обязании внести в списки жертв политических репрессий родственников, о возврате изъятого имущества, об установлении факта политических репрессий в отношении родственников по национальным мотивам, об установлении доплаты к пенсии.
Разъяснить, что Пацюк (Цолова) Г.Г. вправе обратиться с такими требованиями в районный суд с соблюдениями правил подсудности, установленных Гражданским процессуальным Кодексом Российской Федерации.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Крым в течение 15 дней через Верховный Суд Республики Крым.
Судья Верховного суда
Республики Крым Аверина Е.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.