Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Самохиной Н.А,
и судей Ефимовой И.Е, Андреевой И.Ю,
при секретаре Нефедове Д.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.Е. гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО "РЖД" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 06 июля 2017 года, которым постановлено:
Иск И.о Липецкого транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" об обязании оборудовать пассажирскую платформу остановочного пункта *ье (предыдущее название * км) Юго-Восточной железной дороги, для пассажиров с ослабленным зрением специальные плитами с волнистой и шероховатой поверхностью, образующих дорожки волнами с шагом * мм, с рифлением глубиной * мм, поверхностью контрастного цвета с расстоянием от края платформы до ближней к пути границы тактильного указателя * м при ширине тактильного указателя не менее *, об обязании вдоль пассажирской платформы на расстоянии * от ее края нанести ограничительную линию из контрастного по отношению к цвету покрытия платформы материала шириной * до * - удовлетворить.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" в течении 1 (одного) года с момента вступления решения в законную силу оборудовать пассажирскую платформу остановочного пункта ***ье (предыдущее название *** км) Юго-Восточной железной дороги, для пассажиров с ослабленным зрением специальные плитами с волнистой и шероховатой поверхностью, образующих дорожки волнами с шагом * мм, с рифлением глубиной * мм, поверхностью контрастного цвета с расстоянием от края платформы до ближней к пути границы тактильного указателя *** м при ширине тактильного указателя не менее *.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" в течении 1 (одного) года с момента вступления решения в законную силу вдоль пассажирской платформы остановочного пункта ***ье (предыдущее название *** км) Юго-Восточной железной дороги на расстоянии ***м от ее края нанести ограничительную, линию из контрастного по отношению к цвету покрытия платформы материала шириной от * до * м.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход бюджета федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
УСТАНОВИЛА:
И.о. Липецкого транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском с учетом уточнений к ОАО "Российские железные дороги", в котором просит обязать ответчика устранить нарушения законодательства, а именно обязать ОАО "РЖД" оборудовать пассажирскую платформу остановочного пункта ***ье (предыдущее название *** км) Юго-Восточной железной дороги ОАО "РЖД" для пассажиров с ослабленным зрением специальными плитами с волнистой и шероховатой поверхностью, образующих дорожки волнами с шагом * мм, с рифлением глубиной * мм, поверхностью контрастного цвета с расстоянием от края платформы до ближней к пути границы тактильного указателя *** м при ширине тактильного указателя не менее 0,5м, а также нанести ограничительную линию из контрастного цвета по отношению к цвету покрытия платформы материала шириной от * до *.
Требования мотивированы тем, при проведенном 05 октября 2016 года прокуратурой осмотра пассажирская платформа остановочного пункта ***ье (предыдущее название *** км) Юго-Восточной железной дороги ОАО "РЖД" исполнения законодательства о защите прав потребителей, и доступности инвалидам железнодорожной инфраструктуры, для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом установлено, что пассажирская платформа не соответствует требованиям законодательства, отсутствуют наземные указатели и тактильное покрытие, отсутствует ограничительная линия.
Представитель истца - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ОАО "Российские железные дороги" по доверенности в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения требований, представила письменные возражения.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит ответчик ОАО "РЖД" по доводам, указанным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца - Опенышева О.С, представителя ответчика по доверенности Родионова А.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом первой инстанции по делу установлено, что 05 октября 2016 года при проведении прокурорской проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей, и доступности инвалидам железнодорожной инфраструктуры, для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом установлено, что пассажирская платформа, остановочного пункта ***ье (предыдущее название *** км) Юго-Восточной железной дороги не соответствуют требованиям законодательства, направленного на защиту прав потребителей и инвалидов, поскольку не имеет тактильных наземных указателей и тактильного покрытия, необходимых для безопасного пользования железнодорожным транспортом гражданам - инвалидам по зрению, а также вдоль края пассажирской платформы, местами отсутствует ограничительная линия.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт в Российской Федерации призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, в том числе и безопасность в оказании таких услуг.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" инфраструктура железнодорожного транспорта представляет собою технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
В соответствии со ст. 80 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. К железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы и тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно статье 15 ФЗ от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Согласно ст. 7 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) "О защите прав потребителей" потребитель имеем право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни. здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имущества потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.
Кроме того, ст. 210 Гражданского кодекса РФ предусматривается, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 19.07.2011) пассажиры, а также физические лица, имеющие намерения воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Исходя из смысла п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 20 Федерального закона "О железнодорожном транспорте Российской Федерации, п. 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ N 703 от 20.11.2003 следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда
В соответствии с положением п.3.14 "СП 35-101-2001. Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения" одобренных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N70. установлено, что предупреждающая сигнализация о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности, краю платформы и др.) для людей с недостатками зрения следует также обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, применением информирующего рельефа (покрытия) и яркой контрастной окраски. Опасные для инвалидов объекты и пространства на участке следует огораживать бортовым камнем высотой не менее 0,05 м.
В соответствии с п. 5.4.4, 5.4.5, 5.4.6, 5.4.6, 5.4.7. Раздела 5.4 "Типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях" утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 04.06.2013 N1252р для пассажиров с ослабленным зрением должны применяться отличные по структуре покрытия поверхности, образующие дорожки (тактильные полосы) вдоль всей длины платформы, обозначающие опасные участки и направления движения.
Непосредственно перед лестничными сходами и на площадках сходов должны располагаться тактильные наземные указатели.
Тактильные полосы и указатели должны иметь высокую износоустойчивость, быть устойчивыми к действию химических реагентов, используемых для очистки платформ от наледи.
Поверхность тактильного указателя должна быть контрастного цвета.
В соответствии с п. 6.4, 6.5. Раздела 6 "Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан" утвержденных распоряжением ОАО "РЖД. от 24 декабря 2010 года N2705р для пассажиров с ослабленным зрением должны применяться волнистые и шероховатые поверхности специальных плит, образующих дорожки (например, из мелкодисперсного силикатного камня). Такие дорожки должны иметь высокую износоустойчивость, устойчивость к действию химических реагентов, используемых для очистки платформ от наледи. Волны на поверхности плиты должны располагаться с шагом 14 мм, который является оптимальным как с точки зрения очистки плит в процессе уборки, так и для тактильного контраста.
На поверхности плит тактильного указателя должно предусматриваться рифление глубиной 5-6 мм. Поверхность тактильного указателя должна быть контрастного цвета. Расстояние от края платформы до ближней к пути границы тактильного указателя должно быть *** м при ширине тактильного указателя не менее 0,5 м.
Тактильный наземный указатель и тактильное покрытие должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению".
Согласно п. 6.9.2.5 СП 2.5.2647-10 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте" Изменения и дополнения N2 к СП 2.5.1198-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2010 года N68, цвет порога платформы должен контрастировать с цветом посадочной площадки.
В соответствии с п.7.1. Раздела 7 "Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан" утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 24 декабря 2010 года N2705р вдоль платформы на расстоянии *** м от ее края следует наносить ограничительную линию из контрастного по отношению к цвету покрытия платформы материала шириной от 0,15 до 0,20 м. Следует применять линии белого или желтого цвета.
Пунктом 4 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса РФ от N 18 установлено, что с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что приведенные выше нормы обязывают владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта оборудовать платформы тактильными наземными указателями и тактильным покрытием, ограничительной линией вдоль края пассажирской платформы, ответчик не принял необходимых мер по устранению нарушений требований законодательства, направленного на защиту прав потребителей и инвалидов; не оборудовал спорную платформу тактильными наземными указателями и тактильным покрытием, ограничительной линией вдоль края пассажирской платформы, выявленные нарушения имеют особое общественное значение, ненадлежащее содержание платформы создает угрозу получения травм пассажирами, в том числе и инвалидам, угрозу причинения вреда их имуществу.
Ввиду того, что истец, при подаче искового заявления, был освобожден от уплаты государственной пошлины, то в силу ст. 103 ГПК РФ, суд верно взыскал с ответчика государственную пошлину в доход государства в размере 6 000 руб.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и, оснований считать их неправильными не имеется.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы обоснованы, сделаны на основании исследованных судом доказательств и их надлежащей оценки.
Поскольку все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, то решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, а само по себе наличие требований к функционально-планировочным элементам не является безусловным основанием для их приспособления к уже существующему зданию или помещению в нем, что спорное здание введено в эксплуатацию в 1966 году, не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения суда первой инстанции, поскольку действующее законодательство предусматривает обустройство пассажирских платформ тактильными наземными указателями и тактильным покрытием, ограничительной линией вдоль края пассажирской платформы, а ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств, подтверждающих техническую невозможность обустройства платформы остановочного пункта ***ье Юго-Восточной железной дороги ограничительной линией вдоль края пассажирской платформы, тактильными наземными указателями и покрытием
Ссылка в жалобе на то, что прокурор не вправе был предъявлять данные исковые требования, несостоятельна, поскольку право прокурора на обращение с требованиями в интересах неопределенного круга лиц предусмотрено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Настоящий иск предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц в связи с выявленными нарушениями законодательства в области железнодорожного транспорта.
Фактически все доводы апелляционной жалобы ответчика по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения. По своей сути доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым дана надлежащая оценка, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для отмены оспариваемого решения.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 06 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.