Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грибовой Е.Н.,судей Гончаровой О.С., Дорохиной Е.М., при секретаре Распитине А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Алексанян А.А. на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 13 декабря 2017 года, которым постановлено:
- Исковое заявление Косиновой Ю.А. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным ответа, обязании повторно рассмотреть вопрос о постановке на учет, удовлетворить.
Признать незаконным отказ..,
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы повторно рассмотреть вопрос о признании Косиновой Ю.А. нуждающейся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛА:
Косинова Ю.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, о признании незаконным ответа Департамента городского имущества города Москвы от.., обязании повторно рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обосновании заявленных требований истец указала, что онас семьей из трех человек (она, сын и муж) более 10 лет проживает в комнате 12 кв.м.коммунальной квартиры, по адресу:... Комната находится в долевой собственности истца и ее мужа - Косинова Ю.Н. по ? доли на каждого.У истца никакого иного жилья в г.Москве нет, при этом проживает в городе истец более 10 лет. Муж истца - Косинов Ю.Н. является инвалидом 2 группы, и согласно акта медико-социальной... у Косинова Ю.Н. нарушена на 80% психическая функция.Истец обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о признании нуждающимися в жилом помещении.... года истцу отказано в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Истец полагает, что оснований к отказу у ответчика не имелось.
Истец и ее представитель в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении иска, поскольку истцом были нарушены требования к подаче указанного заявления, а именно - представлены не все документы.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Алексанян А.А. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности решения суда первой инстанции и его отмене с принятием по делу нового решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснений в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным выше требованиям закона решение суда первой инстанции в полной мере не соответствует.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Косинова Ю.А, совместно с семьей из трех человек (она, сын Скворцов Н.А. и муж Косинов Ю.Н.) проживает трехкомнатной квартире площадью жилого помещения... кв.м. (с учетом балконов, лоджий, веранд, террас), общей площадью жилого помещения... кв.м, расположенной по адресу: г.., где занимает комнату 12 кв.м.
Жилое помещение находится в частной собственности, доля в праве собственности истца и ее мужа - Косинова Ю.Н. составляет по 12,50 % на каждого.
Обращаясь с исковыми требования, Косинова Ю.А. указала, что у нее никакого иного жилья в г.Москве нет, при этом проживает в городе Москва истец более 10 лет, муж истца - Косинов Ю.Н. является инвалидом 2 группы, согласно акта медико-социальной экспертизы... у Косинова Ю.Н. нарушена на 80% психическая функция.
Истец обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о признании нуждающимися, в жилом помещении.
Однако,Косинова Ю.А. получила отказ от... года в признании ее семьи нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Установив вышеуказанные обстоятельства и разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет регистрацию по адресу:... ; регистрация до настоящего времени не оспорена, они проживают в г.Москве на законных основаниях более 10 лет, являются гражданами РФ, не совершали за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Суд указал, что на основании анализа положений ст. 49, 51, 53 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 7,8, п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", приходит к выводу о незаконности распоряжения Департамента городского имущества города Москвы об отказе в признании заявителя нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, в связи с чем полагает необходимым удовлетворить требование истца и обязать ответчика повторно рассмотреть вопрос о постановке Косиновой Ю.А. на учет как нуждающейся в жилых помещениях.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно единого жилищного документа по состоянию на 30 ноября 2017 года и выписки из домовой книги, в вышеуказанной квартире, помимо семьи истца, зарегистрированы Барсуков А.Д, Барсукова И.А, Ведутенко М.В, Ведутенко С.Ф, Ведуенко Ф.В.
Косинова Ю.А. обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о признании ее семьи малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях.
Согласно письма Департамента городского имущества города Москвы от... по вопросу приема заявления о признании граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, Косиновой Ю.А. сообщено об отказе в приеме заявления, с указанием о предоставлении неполного пакета необходимых документов, в соответствии с Регламентом рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, опризнании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 07 апреля 2011 года N 115-ПП.
... года Косиновой Ю.А. был дан ответ Департаментом городского имущества города Москвы.., согласно которого заявителю на основании п. 2.4.3 Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищныхпрограмм, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 07 апреля 2011 года N 115-ПП, отказано в приеме заявления о признании граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, поскольку представлено неполный пакет документов, а именно отсутствуют: документы, подтверждающие виды и размер доходов за последние 2 (полных) календарных года, предшествующих дате подаче заявления;справки о наличии или отсутствии у Косиновой Ю.А. жилых помещений, право собственности, на которое зарегистрировано до... В... ; согласие совершеннолетних граждан на обработку персональных данных подписано не всеми совершеннолетними гражданами, зарегистрированным совместно с заявителем.
Письмом Департамента городского имущества города Москвы от... по итогам рассмотрения обращения от... года по жилищному вопросу, истцу было сообщено о предоставлении неполного пакета документов, необходимых для расчета жилищной и имущественной обеспеченности ее семьи, разъяснен порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановке на жилищный учет.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 годаN210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Под государственной услугой в статье 2 указанного Закона понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органагосударственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
При этом административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами ( ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
В соответствии ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 годаN 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:
1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;
2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;
5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Согласно п. 3, п. 7, п. 8 ст. 14 того же Федерального закона от 27 июля 2010 годаN 210-ФЗ, требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривают, в частности, результат предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 3); исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 7); исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги (п. 8).
В соответствии с этим пунктом 2.2. Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 07 апреля 2011 года N 115-ПП и действовавшего на момент принятия Департаментом городского имущества города Москвы оспариваемого отказа от 10 августа 2016 года, было определено, что граждане Российской Федерации, проживающие в городе Москве, вправе обратиться в службу "одного окна" по месту жительства с заявлением о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (приложение 2 к настоящему Регламенту).
С заявлением представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих следующие сведения: о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) заявителя и членов его семьи; о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении (при наличии соответствующих отношений); о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы (в том числе за пределами Российской Федерации), в отношении которых заявители обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности (в случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет); свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме "одного окна" или которые, по мнению заявителей, могут повлиять на решение о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, в том числе для заявителей, проживающих в частном жилищном фонде или жилищном фонде Российской Федерации: единый жилищный документ (при его отсутствии - копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги); полномочия представителя заявителя (доверенность, оформленная в установленном порядке) в случае, если заявление подает доверенное лицо; о личности (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) доверенного лица заявителя (в случае, если заявление подает доверенное лицо).
Пунктом 2.4.3 названного Регламента определено, заявителям отказывается в приеме заявления ( пункты 2.1, 2.2 настоящего Регламента) на основании наличия у заявителей неполного комплекта документов, определенного настоящим Регламентом, - таким образом, полный комплект документов, включая и документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, является необходимым условием для их принятия.
При определении комплектности представленных Косиновой Ю.А. документов, Департамент городского имущества города Москвы исходил из установленных законом и Регламентом требований, предусматривающих представление заявителями таких сведений, которые свидетельствуют о их жилищной обеспеченности, и которые не могли быть получены Департаментом городского имущества города Москвы самостоятельно.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о незаконности отказа Департамента городского имущества города Москвы... года, изложенного в ответе на обращение Косиновой Ю.А. и как следствие возложения на Департамент городского имущества города Москвы повторного рассмотрения вопроса о признании Косиновой Ю.А. нуждающейся в жилых помещениях.
Согласно оспариваемого истцом ответа на ее обращение,Департаментом городского имущества города Москвы было отказано в предоставлении государственной услуги ввиду подачи неполного комплекта документов, в связи с чем оснований для оценки соответствия семьи требованиям ст. 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" не имелось.
Довод Косиновой Ю.А. о том, что она лишена возможности представить документы в отношении лиц, не являющихся членами ее семьи, судебной коллегий во внимание не принимается, поскольку из материалов дела усматривается, что в отношении самой Косиновой Ю.А. также представлен неполный комплект документов.
Суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, Конституции Российской Федерации).
Суд, в соответствии с закрепленным в ст. 10 Конституции РФ принципом разделения властей не подменяет органы исполнительной власти, а следовательно, не может принять решение по вопросу признания истцов нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ и поставке на учёт нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, вместо Департамента городского имущества г. Москвы.
Кроме того, в мотивировочной части решения суда включен вывод не имеющий отношения к делу, а именно об указании ответчиком в распоряжении на то, что факт регистрации истца по адресу воинской части не породил у нее права на конкретное жилое помещение, и не является основанием для принятия решения о возможности реализации заявленного истцом права, является несостоятельным.
В материалах дела данных сведений и обстоятельств дела не имеется.
Суд также сослался на норму предоставления площади жилого помещения, что составляет 18 кв.м, согласно положениям ст. 20 Закона гор. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 " Об обеспечении права жителей гор. Москвы на жилые помещения". Между тем судом рассматривались требования о постановке семьи истца на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия полагает, что резолютивная часть решения не соответствует заявленным требованиям, поскольку письмо ДГИ гор. Москвы от... обжалуемое истцом и признанное судом незаконным, содержит отказ в приеме заявления о выдачи запрашиваемого конечного документа, в связи с предоставлением неполного пакета документов и не является отказом в признании семьи малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Учитывая, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, обжалуемое судебное постановление не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Косиновой Ю.А. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы в предоставлении государственной услуги по признанию граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановке их на жилищный учет, выраженный в уведомлении от.., и возложении на Департамент городского имущества города Москвы обязанности повторно рассмотреть заявление (пакет документов) Косиновой Ю.А. по вопросу признания граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях с учетом ранее поданных документов от... года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2017 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Косиновой Ю.А. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы в предоставлении государственной услуги по признанию граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановке их на жилищный учет, выраженный в уведомлении от.., и возложении на Департамент городского имущества города Москвы обязанности повторно рассмотреть заявление (пакет документов) Косиновой Ю.А. по вопросу признания граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях с учетом ранее поданных документов от... года - отказать.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.