Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Климовой С.В.
и судей Пильгановой В.М, Лобовой Л.В,
при секретаре Воропаевой Е.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Платыч Е.М. на решение Басманного районного суда города Москвы от 25 августа 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Платыч Е.М. к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в стаж периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости отказать,
УСТАНОВИЛА:
Платыч Е.М. 20.03.2017 направила в суд иск к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области) об обязании включить в специальный стаж периоды работы в должности медицинской сестры с 11.02.2003 по 12.12.2011 в ЗАО (ООО) "Экстрамед" и с 28.11.2011 по 05.02.2012 в ООО "Антониус Медвизион Калуга - Скорая помощь", в должности фельдшера с 11.03.2013 по 30.10.2015 в ООО "Альтмедика СМП" и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения за ее назначением, т.е. с ***, мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признала.
25.08.2017 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Платыч Е.М. п о доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Германовой Е.А.
В заседании судебной коллегии представитель истца Платыч Е.М. по доверенности Германова Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала; истец Платыч Е.М. и представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явились, извещены (л.д. 290-297).
Выслушав представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Платыч Е.М, *** года рождения, *** обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 10 по Москве и Московской области N *** от *** в назначении досрочной страховой пенсии по старости Платыч Е.М. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на ее назначение, поскольку специальный стаж составил 24 года 19 дней при требуемом стаже не менее 30 лет.
При этом в специальный стаж не включены периоды работы истца в должности медицинской сестры с 11.02.2003 по 14.12.2011 в ЗАО (ООО) "Экстрамед" и с 28.11.2011 по 05.02.2012, с 16.02.2016 по 03.03.2016 в ООО "Антониус Медвизион Калуга - Скорая помощь", в должности фельдшера с 11.03.2013 по 30.10.2015 в ООО "Альтмедика СМП", так как указанные организации по организационно-правовой форме не являются учреждениями, в должности медицинской сестры отделения неотложной кардиологии с 01.01.2000 по 31.12.2000 в ГКБ N 52, поскольку индивидуальные сведения сданы без кода льготы и ставки, согласно справке N *** от *** приказы по основной деятельности в архив не поступали, а также периоды нахождения истца в учебном отпуске с 06.07.1981 по 06.08.1981, на курсах повышения квалификации с 09.11.1984 по 09.11.1984, в отпусках без сохранения заработной платы с 17.02.1991 по 18.02.1991, с 28.12.2011 по 05.02.2012, с 01.05.2012 по 01.06.2012, с 01.11.2015 по 15.02.2016.
Из трудовой книжки Платыч Е.М. следует, что она работала: в ГКБ N 52 с 06.07.1981 по 11.12.1986 медсестрой в отделении реанимации и интенсивной терапии (с 01.04.1991 - отделение неотложной кардиологии), с 12.12.1986 по 30.04.1994 палатной медсестрой этого же отделения, с 01.05.1994 по 31.12.2000 медсестрой отделения кардиореанимации, с 01.01.2000 по 10.02.2003 медсестрой палатной в отделении-блоке кардиореанимации; в ЗАО "Экстрамед" с 11.02.2003 по 31.12.2009 в должности медсестры выездной бригады скорой медицинской помощи, в ООО "Экстрамед" с 01.01.2010 по 14.12.2011 в должности медсестры выездной бригады, в ООО "Антониус Медвизион Калуга - Скорая помощь" с 28.12.2011 по 01.06.2012 в должности медсестры выездной бригады, в ООО "Альтмедика СМП" с 11.03.2013 в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи (л.д. 45-47).
Как указано в справке ЗАО "Экстрамед" N *** от ***, истец работала на полную ставку с 11.02.2003 по 31.12.2009 в должности медсестры выездной бригады скорой медицинской помощи в ЗАО "Экстрамед", отпусков без сохранения содержания и учебы без отрыва от производства не было (л.д. 50).
В соответствии со справкой, выданной ООО "Экстрамед" N *** от ***, Платыч Е.М. с 01.01.2010 по настоящее время работает в указанной организации в должности медсестры выездной бригады СМП на полную ставку, отпусков без сохранения содержания и учебы без отрыва от производства не было (л.д. 51).
Из акта проверки Управления ПФР в г. Калуге Калужской области N *** от *** и справки ООО "Антониус Медвизион Калуга - Скорая помощь" N *** от *** следует, что истец работала в ООО "Антониус Медвизион Калуга - Скорая помощь" с 28.12.2011 по 01.06.2012 в должности медсестры выездной бригады на 1,0 ставку, предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы с 28.12.2011 по 05.02.2012, с 01.05.2012 по 01.06.2012 (л.д. 69-70, 80).
Согласно справке N *** от ***, выданной ООО "Альтмедика СМП", истец работала в указанной организации с 11.03.2013 по 30.10.2015 в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи; курсы повышения квалификации не посещала, отпуск без сохранения оплаты не предоставлялся (л.д. 10).
В соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. "н" ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
Данные Списки предусматривают работу по указанным в них должностям именно в учреждениях здравоохранения независимо от форм собственности.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периодов ее работы в должности медицинской сестры с 11.02.2003 по 12.12.2011 в ЗАО (ООО) "Экстрамед" и с 28.11.2011 по 05.02.2012 в ООО "Антониус Медвизион Калуга - Скорая помощь", в должности фельдшера с 11.03.2013 по 30.10.2015 в ООО "Альтмедика СМП", принимая во внимание положения уставов данных организаций, учитывая п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", суд пришел к правильному выводу о том, что периоды работы в указанных организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, не подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; кроме того, судом обоснованно учтено, что каких-либо данных о том, что указанные организации ранее являлись учреждениями здравоохранения, а затем их организационно-правовая форма была изменена, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что в данные периоды она осуществляла трудовую деятельность в должностях, предусмотренных соответствующим Списком, указанные организации осуществляют медицинскую деятельность, в связи с чем периоды работы в них подлежат включению в специальный стаж, основаны на неправильном применении и толковании действующего пенсионного законодательства, иной оценке доказательств характера работы, деятельности и организационно-правовой формы организаций, в которых она работала в спорные периоды, и не опровергают выводы суда об отсутствии оснований для их включения в специальный стаж работы.
Поскольку судом не установлено оснований для признания незаконным решения ГУ-ГУ ПФР N 10 по Москве и Московской области N *** от ***, которым Платыч Е.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа, а также оснований для включения спорных периодов работы истца в такой стаж, то отказ в удовлетворении требований Платыч Е.М. об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости является правомерным.
Судом все обстоятельства дела были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда города Москвы от 25 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Платыч Е.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.