Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грибовой Е.Н., судей Гончаровой О.С., Раскатовой Н.Н., при секретаре Хромовой А.Н., с участием прокурора Цветковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Алексанян А.А. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27 ноября 2017 года, которым постановлено:
- Иск Перовского межрайонного прокурора г.Москвы в интересах Матюшкиной А.С. к Департаменту городского имущества города Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы о признании решения об отказе в предоставлении жилого помещения незаконным, признании права на жилое помещение, удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... об установлении факта возможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и об отказе в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда г.Москвы.
Признать невозможным проживание Матюшкиной А.С.... г.р. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу:...
Признать за Матюшкиной А.С.... года рождения, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Перовский межрайонный прокурор г.Москвы обратился в суд с иском в интересах Матюшкиной А.С. к Департаменту городского имущества города Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департаменту труда и социальной защиты населения г.Москвы, о признании решения об отказе в предоставлении жилого помещения незаконным, о признании права на жилое помещение. В обоснование своих требований истец указал, что Матюшкина А.С. является ребенком-сиротой; мать истца умерла... года в г.Москва, отец умер... года, в связи с чем над истцом установлено попечительство со стороны Матюшкиной Е.К, зарегистрированной по адресу:.., при этом за истцом сохранено право пользования жилым помещением по месту регистрации:... По указанному адресу зарегистрирована: Данилова Р.О. - бабушка истца, с которой родственные связи не поддерживаются. Согласно выписке из ЕГРП собственниками данного жилого помещения являются 1/12 доли - Матюшкина А.С, 1/12 доли - Филимонова Д.А, 10/12 долей - Данилова Р.О. В настоящее время истец не имеет собственного жилья, вынужденно проживает по месту регистрации попечительства. Решением Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... установлен факт возможности проживания истца по указанному адресу. Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы от... Матюшкиной А.С. отказано в установлении факт невозможности проживания истца по указанному адресу. Процессуальный истец не согласен с указанным решением, и в иске просил признать решение об отказе в предоставлении жилого помещения незаконным, признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перовский межрайонный прокурор г.Москвы в судебное зседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Истец и законный представитель Матюшкиной А.С. Матюшкина Е.К. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск в полном объеме заявленных требований по доводам искового заявления и уточненного искового заявления.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Представитель ответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не сообщил, возражений на иск не предоставил.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку права и обязанности Департамента в данном случае не затронуты.
Представитель третьего лица ОСЗН района Перово в судебное заседание явился, полагал необходимым удовлетворить заявленные требования.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, просит представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Алексанян А.А. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что истец в настоящее время не имеет собственного жилья, вынужденно проживает по месту регистрации опекуна, поскольку Матюшкина А.С. является ребенком-сиротой.
Мать истца умерла... года в г.Москва, отец умер... года.
Распоряжением ОСЗН района Нагатино-Садовники ЮАО г. Москвы от... над Матюшкиной А.С, зарегистрированной по адресу:.., установлено предварительное попечительство.
Распоряжением ОСЗН района Нагатино-Садовники ЮАО г. Москвы от... за несовершеннолетней Матюшкиной А.С. сохранено право пользования жилым помещением по адресу...
Указанное жилое помещение представляет собой отдельную двухкомнатную квартиру общей площадью... кв.м. и жилой площадью... кв.м, в которой зарегистрированы по месту жительства несовершеннолетняя Матюшкина А.С. и Данилова Р.О.
Согласно выписке из ЕГРП собственниками данного жилого помещения являются 1/12 доли - Матюшкина А.С, 1/12 доли - Филимонова Д.А, 10/12 долей - Данилова Р.О.
Распоряжением ОСЗН района Перово ВАО г. Москвы N... года над несовершеннолетней Матюшкиной А.С. установлено попечительство в общем порядке.
В настоящее время истец не имеет собственного жилья, вынужденно проживает по месту регистрации попечительства.
Решением Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... установлен факт возможности проживания истца по указанному адресу.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы от... Матюшкиной А.С. отказано в установлении факт невозможности проживания истца по указанному адресу.
Жилое помещение по договору социального найма истцу, как ребенку-сироте, оставшемуся без попечения родителей, не предоставлено.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, установлены обстоятельства, при наличии которых проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным.
Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.
Право истца на предоставление жилого помещения вне очереди по категории "ребенок-сирота" ответчиком в судебном заседании не оспаривалось и подтверждено вышеприведенными доказательствами.
В ходе рассмотрения дела установлено, что общая площадь жилого помещения, приходящегося на 1/12 долю, принадлежащую несовершеннолетней подопечной Матюшкиной А.С, (... кв.м.), менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г.Москве.
Актом обследования жилищно-бытовых условий в квартире.., составленном ОСЗН района Нагатино-Садовники г.Москвы от... года установлено, что несовершеннолетняя Матюшкина А.С. нуждается в предоставлении жилого помещения по достижении 18 лет, поскольку в квартире по вышеуказанному адресу зарегистрированы, в том числе лица, не являющиеся членами семьи Матюшкиной А.С.
На основании положений ч. 1 ст. 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
Таким образом, истец Матюшкина А.С. подпадает под действие указанных пунктов. При этом, в перечне обстоятельств невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (ч. 6 ст. 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N61), действующими в городе Москве и установленными на основании подпункта 4 пункта 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, указано в том числе: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (как установлено решением суда от 28 августа 15 года).
Согласно выписке из ЕГРП собственниками данного жилого помещения являются 1/12 доли - Матюшкина А.С, 1/12 доли - Филимонова Д.А, 10/12 долей - Данилова Р.О.
При этом суд исходил из того, что согласно ст. 71 Жилищного кодекса РФ, временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
Таким образом, суд пришел к выводу, что проживание Матюшкиной А.С. по месту регистрации является невозможным и препятствует социальной адаптации в обществе при вступлении в самостоятельную жизнь.
Рассматривая требования истца к Департаменту городского имущества города Москвы, суд не установилоснований для их удовлетворения, поскольку со стороны истца не предоставлено доказательств нарушения его прав со стороны Департаментом городского имущества города Москвы, при рассмотрении Департамента городского имущества города Москвы от выполнения обязанностей, возложенных на него действующим законодательством.
Кроме того, суд принял во внимание тот факт, что истцом также не предоставлено доказательств, свидетельствующих об обращении в Департамент городского имущества города Москвы с соответствующим заявлением, в удовлетворении которого бы истцу было отказано.
Таким образом, удовлетворяя иск частично, суд признал незаконным и подлежащем отмене решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от... об установлении факта возможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и об отказе в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда г.Москвы и признал невозможным проживание Матюшкиной А.С.... г.р. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу:...
На основании положений п.п. 1,4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", во взаимосвязи с ч. 1 и ч. 6 ст. 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве", суд первой инстанции признал за Матюшкиной А.С.... года рождения, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы представителя Департамента городского имущества горда Москвы о том, что отсутствуют предусмотренные ст.13 Закона г.Москвы от 30 ноября 2005 года N61"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" основания, препятствующие проживанию Матюшкиной А.С. в жилом помещении, в отношении доли которого она обладает правом собственности, а также доводы об обеспеченности Матюшкиной А.С. площадью жилого помещения более нормы предоставления, на действующем законе не основаны и признаются судебной коллегией несостоятельными.
Согласно п.4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из указанных в данной норме обстоятельств.
Аналогичное положение содержится в части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Таким образом, противоречие интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а значит и невозможность их проживания в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях, определяется исключительно наличием любого из обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Согласно ст.20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Площадь жилого помещения, в отношении которой Матюшкина А.С. обладает правом пользования, с учетом прав иных лиц, проживающих в жилом помещении, составляет менее установленной законом нормы.
Доводы апелляционной жалобы представителя Департамента городского имущества города Москвы основаны на ином толковании норм материального права, не подтверждаются материалами дела, и не могут послужить основанием к отмене решения суда.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Алексанян А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.