Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грибовой Е.Н.
судей Раскатовой Н.Н, Гончаровой О.С.
при секретаре Волковой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. дело по апелляционной жалобе истца Черникова А.А. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 июня 2017г, в редакции определения Пресненского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2017 года которым постановлено:
Иск Черникова А.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному управлению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании жилищного права, восстановлении положения, существовавшего до нарушения жилищного права, пресечении действий - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение отдела N1 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N* от 17 апреля 2014 года об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Возложить на отдел N1 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ обязанность в установленном законом порядке повторно рассмотреть обращение Черникова А.А. от 23 сентября 2013 года о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении.
В удовлетворении иска в остальной части - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Черников А.А. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - МО РФ), Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ), Федеральному государственному казенному управлению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ) о признании права на обеспечение жилым помещением после увольнения с военной службы по избранному месту жительства, восстановлении положения с 21 октября 2009 года, существовавшего до нарушения права, и признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением с учетом права на дополнительную жилую площадь, восстановлении в очереди.
В обоснование иска указал, что, будучи принят в период прохождения военной службы в качестве офицера (в 2009 году) на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы, он в 2010 году был приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N194 уволен с военной службы досрочно в связи с организационно - штатными мероприятиями (подп. "а" п.2 ст. 51 Федерального закона от 22.02.2017 N 19-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе) и приказом командира войсковой части 29450 исключен из списков части с последующим обеспечением жильем в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы (г. Москва). В связи с тем, что представленные им документы, на основании которых он был признан нуждающимся в обеспечении жильем в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы были командованием утрачены, 23 сентября 2013 года он представил в ДЖО МО РФ (структурное подразделение отдел N1 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ) заявление и документы о восстановлении его и совместно проживающих с ним в предоставленной ему по месту прохождения военной службы при ее прохождении Министерством обороны Российской Федерации квартире по адресу: ***, общей площадью 33,10 кв.м, жилой площадью 18,20 кв.м членов его семьи на учете нуждающихся в обеспечении жильем в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы.
Решением отдела N1 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N1/ТС-71 ему и совместно проживающим с ним членам семьи было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Ссылаясь на положения ст.11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", данный отказ истец полагает незаконным, принятым с нарушением норм материального права и без каких-либо оснований в отказе по обстоятельству принятия в РВСН в 2009 году (в период прохождения военной службы по контракту) на учет переселения по избранному постоянному месту жительства в городе Москве после увольнения с военной службы.
Истец просил суд:
Признать за Черниковым А.А. и членами его семьи (супруги Черниковой Т.В, * года рождения) право на обеспечение жилым помещением (осуществляемом федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения) в избранном им, в период прохождения военной службы, постоянном месте жительства городе Москве после увольнения с военной службы.
Восстановить положение, существовавшее до нарушения прав Черникова А.А. и членов его семьи (супруги Черниковой Т.В. * года рождения) жилищного права (в обеспечении жилым помещением в избранном истцом, в период прохождения службы, постоянном месте жительства городе Москве после увольнения с военной службы по нормам предоставления площади жилого помещения, праву на дополнительную общую площадь жилого помещения в воинском звании "полковник" (в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих") в порядке очередности в предоставлении жилого помещения (в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ) - с даты принятия 21.10.2009 года федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (РВСН), на учет переселения Черникова А.А. и членов его семьи (супруги Черниковой Т.В, * года рождения) по избранному им постоянному месту жительства в городе Москве после увольнения с военной службы.
Пресечь действия Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, нарушающие права Черникова А.А. и членов его семьи (супруги Черниковой Т.В, ** года рождения) в обеспечении жилым помещением, осуществляемом федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в избранном истцом, в период прохождения военной службы, постоянном месте жительства городе Москве после увольнения с военной службы, в том числе:
а) признать судом недействующим полностью решение отдела N 1 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N 1/ТС-71 от 17.04.2014 года об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма полковнику запаса Черникову А.А. и членам его семьи (супруги Черниковой Т.В, * года рождения);
б) обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Черникова А.А. и членов его семьи (супруги Черниковой Т.В, * года рождения) прав и свобод в обеспечении жилым помещением (осуществляемом федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения) в избранном истцом, в период прохождения военной службы, постоянном месте жительства городе Москве после увольнения с военной службы, в том числе:
признать Черникова А.А. и членов его семьи (супругу Черникову Т.В, * года рождения) нуждающимися в жилых помещениях в избранном истцом постоянном месте жительства городе Москве после увольнения с военной службы, обеспечение которыми осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения;
принять Черникова А.А. и членов его семьи (супругу Черникову Т.В, ** года рождения) на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном истцом постоянном месте жительства городе Москве после увольнения с военной службы с датой принятия на учет 21.10.2009 года и включить (внести) в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить по доводам искового заявления и письменных объяснений по иску.
Ответчики в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли; ответчик ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ представил письменные возражения, согласно которым иск не подлежит удовлетворению, поскольку истец и члены его семьи обеспечены по ордеру от 15.06.1992г. N*жилым помещением, расположенным по адресу: Московская область, ***, жильем общей площадью 33,1 кв.м. на состав семьи 2 человека, то есть по 16,55 кв.м на каждого; о нарушении его прав истец узнал в апреле 2014 года, в суд обратился за защитой нарушенного права 18 декабря 2015 года, то есть с пропуском предусмотренного ст.ст.244, 256 ГПК РФ срока на обращение в суд за защитой нарушенного права.
Судом постановлено изложенное выше решение, об изменении которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Черников А.А.
Законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения проверена в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, выслушав истца Черникова А.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Судом установлено, что в период прохождения военной службы по контракту полковнику Черникову А.А. по месту прохождения им военной службы на семью из 2-х человек Министерством обороны Российской Федерации по ордеру от 15.06.1992г. N694 была предоставлена квартира по адресу: ***, общей площадью 33,10 кв.м, жилой площадью 18,20 кв.м.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N194 Черников А.А. уволен с военной службы досрочно по основанию, указанному в подп. "а" п.2 ст. 51 Федерального закона от 22.02.2017 N 19-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе, в связи с организационно - штатными мероприятиями, и приказом командира войсковой части * исключен из списков части.
В обоснование своих требований истец указал, что он был принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы. В связи с тем, что представленные им документы, на основании которых он был признан нуждающимся в обеспечении жильем в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы были командованием утрачены, 23 сентября 2013 года он представил в ДЖО МО РФ (структурное подразделение отдел N1 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ) заявление и документы о восстановлении его и совместно проживающих с ним членов его семьи на учете нуждающихся в обеспечении жильем в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы.
Согласно выписке из решения N * от 17.04.2014г. Черникову А.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом, ответчик ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ исходил из того, что истец с составом семьи 2 человека (он, жена - Черникова Т.В.) обеспечен Министерством обороны Российской Федерации квартирой по адресу: *** общей площадью 33,10 кв.м, жилой площадью 18,20 кв.м. при установленной решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 11 февраля 2009 года N2/31 "Об утверждении учетной нормы общей площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда социального использования городского поселения Одинцово" норме нуждаемости в размере 8 кв.м на одного человека, а также того, что Черников А.А. с составом семьи 2 человека в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, не состоял. (л.д. **)
Судом первой инстанции верно было установлено, в оспариваемом решении отсутствуют доказательства, опровергающие утверждение Черникова А.А. о том, что он и его жена 21 октября 2009 года были приняты на учет нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы.
При этом данное утверждение Черникова А.А. подтверждено имеющимися в материалах его учетного дела рапортом командиру войсковой части *** от 08 октября 2009 года о постановке на учет нуждающихся в обеспечении жильем в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы, листом беседы перед увольнением с военной службы, справками о прохождении военной службы, составе семьи, не предоставлении государственного жилищного сертификата и безвозмездной финансовой помощи, проверке жилищных условий, а также сообщением начальника управления строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования РВСН от 21 октября 2009 года о постановке на учет нуждающихся в обеспечении жильем в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы.
Установив данное обстоятельство, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а вопрос о восстановлении Черникова А.А. с составом семьи 2 человека (он, жена - Черникова Т.В.) на учете нуждающихся в обеспечении жильем в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы - повторному рассмотрению.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Как правильно указал суд первой инстанции, остальные исковые требования истца, не подлежат удовлетворению, поскольку они являются преждевременными, до рассмотрения вопроса о восстановлении истца и челнов его семьи (он, жена - Черникова Т.В.) на учете нуждающихся в обеспечении жильем в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им дана надлежащая оценка с учетом представленных доказательств. Жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения суда.
Довод жалобы о том, что суд неправомерно возложил на отдел N1 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ обязанности в установленном законом порядке повторно рассмотреть обращение Черникова А.А. от 23 сентября 2013 года о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, судебная коллегия находит несостоятельным, исходя из следующего.
Обращение в суд истца обусловлено наличием решения отдела N1 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N**, которым ему и совместно проживающим с ним членам семьи было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N ** установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно п. 5 названного Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
К Центральному органу военного управления в силу Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Министром обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года, отнесен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который предназначен для обеспечения реализации прав на жилище военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей.
Из изложенного следует, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации наделен Министром обороны Российской Федерации организационно-распорядительными полномочиями в сфере жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, то есть полномочиями, которыми наделено Министерство обороны Российской Федерации как орган государственной власти.
В свою очередь, в соответствии с п. п. 1 и 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, является специализированной организацией Министерства обороны Российской Федерации, через которую Департамент жилищного обеспечения осуществляет свои функции по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований нормативных правовых актов по жилищному обеспечению военнослужащих.
Таким образом, как Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, так и ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, являются уполномоченными органами, осуществляющими во взаимосвязи деятельность по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих - граждан РФ на период военной службы, а также уволенных с военной службы.
Поскольку оспариваемое решение вынесено ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ является надлежащим ответчиком по данному делу.
Также истцом представлено решение Министерства обороны, в соответствии с которым, во исполнение принятого судом решения, обжалуемое Черниковым А.А. решение об отказе в принятии на жилищный учет отменено, Черников А.А. восстановлен на жилищном учете с 21 октября 2009 года.
При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы истца о том, что судом не рассмотрены все исковые требования, так как при рассмотрении настоящего спора по существу судом первой инстанции были должным образом исследованы и рассмотрены все доводы и требования Черникова А.А, и было вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения по доводам жалобы, по делу не установлено.
Решение соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 июня 2017 года в редакции определения Пресненского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2017 года об исправлении описок оставить без изменения, апелляционную жалобу Черникова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.