Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
Судей Раскатовой Н.Н, Грибовой Е.Н,
при секретаре Левиной В.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. дело по апелляционной жалобе представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Тутовой Ю.А. на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 08 ноября 2017 года, которым постановлено:
Иск Примечаевой Л. И. удовлетворить частично.
Признать за Примечаевой Л. И. право на предоставление жилого помещения по договору социального найма от Министерства обороны Российской Федерации.
Обязать руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации принять решение о восстановлении Примечаевой Л.И. на жилищном учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания с 18 октября 2004 года.
Обязать руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации предоставить Примечаевой Л.И. установленным порядком по месту жительства жилое помещение на условиях социального найма.
В удовлетворении исковых требований об обязании руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации внести сведения о включении Примечаевой Л.И. в Единый реестр военнослужащих по жилью отказать.
УСТАНОВИЛА:
Примечаева Л.И. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, указав, что в 2004 году она была принята на работу в войсковую часть *** в качестве служащей Министерства обороны РФ, решением жилищной комиссии в/ч * (Главного командования Военно-воздушными силами) от 02 декабря 2004 года, оформленным протоколом N 6, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в списки очередников на обеспечение жилым помещением с 18 октября 2004 года, в 2010 году жилищные комиссии войсковых частей Министерства обороны РФ были ликвидированы, функции жилищных комиссий и командиров войсковых частей по предоставлению гражданам, состоящим на жилищном учете, жилых помещений возложены на Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ, в 2017 году она обратилась на имя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением, в котором с указанием на имеющееся решение жилищной комиссии от 02 декабря 2004 года и проживанием ее и членов ее семьи в общежитии просила восстановить на учете нуждающихся в получении жилых помещений с 18 октября 2004 года (с даты первоначальной постановки на учет), однако ответчик в удовлетворении данного заявления ей отказал, указав, что жилые помещения предоставляются исключительно военнослужащим и членам их семей и оснований для постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений истца не имеется, что и послужило поводом для обращения в суд, в связи с этим просила суд:
- признать за ней право на предоставление жилого помещения по договору социального найма от Министерства обороны РФ;
- обязать ответчика принять решение о восстановлении ее на жилищном учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания с 18 октября 2004 года и внести сведения о включении ее кандидатуры в Единый реестр военнослужащих по жилью;
- обязать руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ предоставить ей установленным порядком по месту жительства жилое помещение на условиях социального найма.
В судебном заседании представитель истца Смирнов М.В, действующий по доверенности, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, при этом пояснил, что Примечаева Л.И. по месту работы Министерством обороны РФ в 2004 году с соблюдением установленного порядка была принята на жилищный учет и согласно ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" сохраняет право состоять на данном учете до получения ею жилого помещения по договору социального найма, действующими отраслевыми соглашениями между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и Министерством обороны РФ указанная норма названного федерального закона в отношении служащих Министерства обороны РФ введена в действие в Министерстве обороны РФ, при таких обстоятельствах решение ответчика, в котором содержится указание на то, что жилыми помещениями обеспечиваются только граждане из числа военнослужащих, не состоятельна, противоречит закону и отраслевым соглашениям, в настоящее время истец, ее дочь и внучка проживают в комнате общежития, иного жилья Примечаева Л.И. не имеет.
Ответчик Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, направил в суд отзыв на иск, в котором указал, что лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, принятые на учет до 1 марта 2005 года по месту работы сохраняют право состоять на жилищном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, однако обязательным условием для обеспечения жильем таких лиц является признание этих лиц нуждающимися в жилье в установленном порядке, между тем в Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны РФ сведений о признании истца и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении не имеется, выписки из протокола жилищной комиссии нет, сведения в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в жилье в отношение истца отсутствуют, в ходе реорганизации жилищной системы в 2011 году список лиц гражданского персонала, признанных нуждающимися в получении жилья из войсковой части не поступал, отраслевые соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и Министерством обороны РФ на 2014-2016 г.г. содержат условия о предоставлении гражданам из числа гражданского персонала жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе, просит представитель ДЖО МО РФ Тутова Ю.А, ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Представитель ДЖО МО РФ в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом, судебное извещение получено адресатом 23 марта 2018 года.
Доказательств уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебной коллегии не представлено.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ДЖО МО РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Примечаевой Л.И. Смирнова М.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом установлено, 01 сентября 2004 года Примечаева Л.И. была принята на работу в войсковую часть * в качестве служащей Министерства обороны РФ.
Решением жилищной комиссии в/ч * (Главного командования Военно-воздушными силами) от 02 декабря 2004 года, оформленным протоколом N 6, Примечаева Л.И, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в списки очередников на обеспечение жилым помещением с 18 октября 2004 года.
Приказом Министра обороны от 3 ноября 2010 г. N 1455 функции жилищных комиссий и командиров войсковых частей по предоставлению гражданам, состоящим на жилищном учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий возложены на Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ и его специализированные организации.
13 июня 2017 года истец обратилась на имя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением, в котором просила восстановить ее на учете лиц, нуждающихся в получении жилых помещений с 18 октября 2004 года (с даты первоначальной постановки на учет).
06 июля 2017 года ответчик дал ответ на заявление Примечаевой Л.И, в котором указал, что жилые помещения предоставляются исключительно военнослужащим и членам их семей и оснований для постановки истца на учет нуждающихся в получении жилых помещений не имеется.
Согласно ст. 31 ЖК РСФСР (действовавшего на момент принятия истца нуждающейся в улучшении жилищных условий) принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Пунктом 8.1. коллективного договора войсковой части ***, утверждённого конференцией трудового коллектива 23 октября 2003 года, предусмотрена возможность распределения жилплощади рабочим и служащим на основании жилищного законодательства с учетом мнения профсоюзного комитета. В этом же пункте коллективного договора указано, что работодатель (в лице АХУ) ведет учет работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений указанной части.
Пункт 65 Отраслевого соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и Министерством обороны РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 17 апреля 2014 г. N 222 (срок действия 2014-2016 г.г.) устанавливает, что лица гражданского персонала, принятые на учет до 01 марта 2005 года по месту работы в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Приказом Министра обороны РФ от 10 февраля 2017 года N 102 указанное Отраслевое соглашение продлено на 2017 -2019 годы.
Дав оценку представленным сторонами доказательствам, проанализировав положения действующего законодательства, суд пришел к выводу о несостоятельности позиции ответчика о том, что жилые помещения не могут предоставляться лицам из числа гражданского персонала, поскольку данная позиция противоречит ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и названным нормам Отраслевых соглашений, прямо предусматривающим такую возможность при условии принятия служащих на жилищный учет до 01 марта 2005 года.
Судом учтено, что в заявлении от 13 июня 2017 года истец просила восстановить ее на жилищном учете с 18 октября 2004 года, а не признать ее нуждающейся в получении жилого помещения, о чем указал в своем решении ответчик.
Суд дал оценку доводам представителя ответчика, изложенным им в отзыве на исковое заявление о том, что сведений о признании истца и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении в Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не имеется, выписки из протокола жилищной комиссии нет, сведения в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в жилье в отношение истца отсутствуют, в ходе реорганизации жилищной системы в 2011 году список лиц гражданского персонала, признанных нуждающимися в получении жилья из войсковой части не поступал, и пришел к выводу о том, что указанные ответчиком обстоятельства опровергаются материалами дела.
Так, согласно выписки из протокола N 6 заседания жилищной комиссии Главного командования Военно-воздушными силами от 02 декабря 2004 года, на основании ст. 31 ЖК РСФСР, п. 18 Правил учета граждан и предоставления жилых помещений в Московской области, п. 8.1. коллективного договора войсковой части ***, Примечаева Л.И. была признана нуждающейся в получении жилых помещений с 18 октября 2004 года с составом семьи 2 человека (она и дочь - *** г.р.).
Письмом командира войсковой части ** (АХУ - административно-хозяйственного управления Военно-воздушных сил Министерства обороны РФ) от 27 июля 2011 года за исх.N 2280 в адрес руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ был направлен список лиц гражданского персонала, принятых на учет до 1 марта 2005 года по месту работы в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма (где значится в том числе и Примечаева Л.И.), для включения их в единый реестр Министерства обороны РФ, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений. Названное письмо получено уполномоченным специализированным подразделением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, о чем свидетельствует штамп 1-го отдела "Западное РУЖО" Министерства обороны РФ от 04 октября 2011 года за вх. N 9.
Совокупностью имеющихся в деле доказательств, а именно: протоколом N 6 заседания жилищной комиссии Главного командования Военно-воздушными силами от 02 декабря 2004 года, обращением командира воинской части в адрес Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 27 июля 2011 года, подтверждается факт признания истца нуждающейся в получении жилого помещения для постоянного проживания до 01 марта 2005 года, поскольку до образования Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (в 2010 году) жилищные права граждан, состоящих на жилищном учете при войсковых частях Министерства обороны РФ, реализовывались в соответствии с положениями приказа Министра обороны РФ 2000 года N 80 жилищными комиссиями и командирами воинских частей.
Материалами дела также подтверждено, что в настоящее время Примечаева Л.И. и члены ее семьи (всего 3 человека) проживают в одной комнате общежития по адресу: ***. Решения о снятии Примечаевой Л.И. с жилищного учета по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 56 ЖК РФ на момент обращения в суд с настоящим иском не принималось, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
При разрешении спора, судом также учтено, что отсутствие в Министерстве обороны РФ надлежащего взаимодействия между уполномоченными органами в переходный период ликвидации жилищных комиссий и образования Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не должно оказывать влияния на реализацию жилищных прав граждан.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости восстановления жилищного права истца.
Учитывая, что истцом не представлено доказательств, что единый реестр военнослужащих по жилью ведется Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в отношение лиц гражданского персонала Министерства обороны РФ, суд отказал в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика принять решение о внесении сведений о включении кандидатуры истца в Единый реестр военнослужащих по жилью.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны содержанию отзыва на исковое заявление, судом первой инстанции были проверены и им в решении суда дана должная правовая оценка. Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, что не является основанием к отмене решения суда.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло отражение в мотивировочной части решения, спор разрешилв соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г.Москвы от 08 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Тутовой Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.