Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Михалиной С.Е.,
судей Бабенко О.И, Кирсановой В.А,
при секретаре Бастрон И.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Бабенко О.И. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Хабибуллина Р.А, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Хабибуллина И.Р, Хабибуллина Д.Р, Хабибуллиной А.Р. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 октября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Хабибуллина Р. А, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Хабибуллина И. Р, Хабибуллина Д. Р, Хабибуллиной А. Р. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании распоряжения незаконным, обязании повторно рассмотреть заявление, - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец, действуя в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей, обратился в суд с заявлением к ДГИ города Москвы о принятии его на учет нуждающихся в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. На заявление было получено распоряжение ДГИ г.Москвы N3062 об отказе в признании нуждающимся в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений, поскольку не предоставлены документы о личности и гражданстве лиц, зарегистрированных совместно с истцами, а именно: фио, фио, фио, фио, фио
Хабибуллин Р.А. считает отказ незаконным и необоснованными, и просит суд удовлетворить требования
Истец в судебном заседании суда первой инстанции поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ДГИ г. Москвы в судебное заседание суда первой инстанции не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о рассмотрении дела, сведений о причинах неявки суду не предоставил, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не заявил. В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд первой инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит истец Хабибуллин Р.А, по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии истец Хабибуллин Р.А, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Хабибуллина И.Р, Хабибуллина Д.Р, Хабибуллиной А.Р. явился, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы в заседание судебной коллегии не явился, извещался надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствии представителя в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Судебная коллегия, заслушав истца Хабибуллина Р.А, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
Согласно ст. 7 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: 1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; 2) имеют гражданство Российской Федерации; 3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; 4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; 5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлено, что жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; 2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону; 4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 5) утратил силу. - Закон г. Москвы от 18.06.2008 N 24; 6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Порядок признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях установлен статьёй 1 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", согласно которой: "1. Для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилом помещениях уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы рассматривают заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные к заявлению и подтверждающие наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона. 2. Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в "жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы.
Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы. З. Заявление подается в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы по месту жительства заявителя. В случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. 4. Заявление подлежит регистрации в журнале учета заявлений с указанием даты приема заявления и перечня документов, представленных гражданином. 5. Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным предъявлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи: 1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства); 2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях и-ли свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений); 3) о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы; 4) о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы, в отношении которых заявитель или члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности. В случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет.
Документы, свидетельствующие о "жилищной обеспеченности заявителя, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме "одно окно" или которые, по мнению заявителя, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет, прилагаются им к заявлению.
Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления рассматривают вопросы о признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании заявления и документов, представленных заявителем, а также документов, истребованных уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в рамках своих полномочий.
Рассмотрение заявлений жителей города Москвы о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 4 апреля 2011 года N115-ГШ, которым утвержден Регламент рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях. Согласно п. 2.2 регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 N115-ПП для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих сведения, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лег.
Согласно п. 2.1 Регламента заявители вправе обратиться в службу "одного окна" по месту жительства с заявлением о признании их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), согласно приложению 1 к настоящему Регламенту. С заявлением представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), в том числе подтверждающие виды и размер доходов за последние два года, а также сведения об имеющемся имуществе.
В соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона с заявлением о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее заявление), должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документу, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы. Пунктом 2.4.3. Регламента заявителям отказывается в приеме заявления на основании наличия у заявителей неполного комплекта документов, определенного настоящим Регламентом.
В соответствии с пунктами 4.3.1, 4.3.3 Регламента причинами мотивированного отказа в выдаче запрашиваемого заявителями конечного документа является представление заявителем неправильно оформленных или утратившим силу документов, если указанные обстоятельства были установлены в процессе подготовки запрашиваемого документа.
Иной порядок признания нуждающимися в улучшении жилищных условий действующим законодательством города Москвы не предусмотрен.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что истец, действуя в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей, 10.12.2016 г. обратился в суд с заявлением к ДГИ города Москвы о принятии его на учет нуждающихся в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
На заявление было получено распоряжение ДГИ г.Москвы N3062 от 08.02.2017 г. об отказе в признании нуждающимся в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений, поскольку не предоставлены документы о личности и гражданстве лиц, зарегистрированных совместно с истцами, а именно: фио, фио, фио, фио, фио, а также не предоставлены сведения о жилищной обеспеченности Хабибуллиной З.Н, зарегистрированной по адресу: адрес, заявление не было подписано всеми членами семьи.
Разрешая заявленные требования истца, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что распоряжение ДГИ г.Москвы об отказе в постановке на учет истца, действующего в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей было вынесено обоснованно, поскольку истец не отрицал факта того, что им не были предоставлены перечисленные в распоряжении документы, поскольку считает их предоставление не обязательным, в то время как действующее законодательство прямо предусматривает необходимость подачи указанных документов и необходимость выполнения действий, перечисленных в распоряжении.
Поскольку истцом предоставлены не все необходимые документы, предоставление которых регламентировано Законом города Москвы от 14.06.2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", а также Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилы) помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденным Постановлением Правительстве Москвы от 07.04.2011 г. N115-ПП, а данное распоряжение не лишает истца права обратиться в МФЦ с документами, необходимыми для предоставления государственной услуги в соответствии с перечнем, утвержденным постановление Правительства Москвы от 07.04.2011 N115-П "О регламенте рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, и признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ", суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения требования истца, действующего в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они следуют из всей совокупности установленных по делу обстоятельств и подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, и оснований для признания их неправильными не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны его выводы об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Решение суда первой инстанции соответствует требованиям данной нормы процессуального права, и судебная коллегия считает его законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцы и фио, фио, фио, фио, фио являются разными семьями ввиду того, что указанные лица не ведут с истцами совместного хозяйства, не могут повлечь отмену состоявшегося по делу решения, поскольку лица, проживающие в одном жилом помещении и объединенные признаками родства или свойства, признаются членами одной семьи, зарегистрированные и проживающие совместно, имеющие признаки родства, в значении ст. 1 Закона города Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения", разными семьями не являются. Таким образом, оснований для признания истцов и фио, фио, фио, фио, фио разными семьями не имеется, а потому отказ Департамента в признании их нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ является законным.
Приведенные в жалобе ссылки на то, что для реализации своих прав истец обратился в ДГИ г.Москвы с вышеуказанным заявлением, а законодателем предусмотрен и закреплен порядок учета граждан, проживающих по одному адресу и впоследствии также обратившихся с соответствующим заявлением о принятии на учет в целях реализации городских жилищных программ, поэтому отказ ответчика является незаконным, судебная коллегия не принимает, поскольку указанный довод выводов суда не опровергает, а сводится к несогласию истца с действиями ответчика.
Кроме того, как отмечает судебная коллегия, ответчик, принимая решение об отказе в принятии представленных документов, руководствовался Регламентом, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 г. N 115-ПП "Об утверждении Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ". Также, как усматривается из материалов дела, истцом были представлены не все документы, в частности: не были представлены документы о личности и гражданстве лиц, зарегистрированных совместно с истцами, т.е. перечень представленных документов не соответствует требованиям п. п. 2.1, 2.2. регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 г. N 115-ПП "Об утверждении Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ".
Вместе с тем, истец не лишен возможности после устранения указанных недостатков и подготовки всех необходимых документов повторно обратиться в ДГИ г. Москвы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, а также касаются обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу судом первой инстанции, были предметом судебного рассмотрения, сводятся к переоценке выводов суда, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену у решения суда по доводам жалобы, не имеется. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Хабибуллина Р.А, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Хабибуллина И.Р, Хабибуллина Д.Р, Хабибуллиной А.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.