Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Гордеевой О.В, Коневой С.И,
при секретаре Клочкове П.К,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело по апелляционной жалобе административного истца Резепова А.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 5 октября 2017 года, которым постановлено:
Отказать Резепову А.В. в удовлетворении требований к Минюсту России, Управлению федеральной налоговой службы России по г. Москве о признании решения недействительным, исключении записи из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Резепов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Минюсту России, Управлению федеральной налоговой службы России по г. Москве о признании недействительным решение Минюста России о регистрации в ЕГРЮЛ изменения в ОФСОО "Федерация бейсбола России" о назначении на должность президента Федерации Киселева Д.А, обязании УФМС России по Москве исключить из ЕГРЮЛ запись о назначении на должность президента Киселева Д.А. и восстановлении записи об избрании на должность Резепова А.В.
В обоснование требований Резепов А.В. указал, что Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация "Федерация бейсбола России" создана в 1992 году. 6 сентября 2016 г. он был избран Президентом Федерации. 23 декабря 2016 г. был избран новый состав Исполнительного Комитета Федерации, утвержден проект Устава. Однако, Устав не был принят Минюстом. По другим вопросам конференции от 23 декабря 2016 г. Минюст России никаких решений не принимал, остальные вопросы никем не оспаривались.
23 апреля 2017 г. была проведена внеочередная конференция, на которой были приняты решения по вопросам, в том числе и утверждении президентом Федерации Киселева Д.А. Минюстом России и УФНС России по г. Москве было принято данное решение, и в ЕГРЮЛ внесены сведения о Киселеве Д.А. как президенте. При этом Минюстом России не в полном объеме изучены все материалы, принято незаконное решение. Конференция проведена с нарушениями Закона и Устава, решение принято неполномочной конференцией.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Резепов А.В. не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности Шленова В.А, который административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске; представитель административного ответчика Минюста России Анохина Е.С. и представитель УФНС России по Москве Осипова А.С. явились, возражали относительно заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях на административный иск.
По результатам рассмотрения административного дела судом постановлено приведенное выше решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, об отмене которого просит административный истец Резепов А.В. по доводам апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика УФНС России по г. Москве по доверенности Гущиной А.Ю, возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы и представившей отзыв на неё, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих по делу, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон.
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что 25 мая 2017 года Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организацией "Федерация бейсбола России" (далее Организация) представлены в Минюст России документы, для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в отношении Организации (о внесении изменений в сведения о лицах, имеющих право действовать от имени Организации без доверенности).
Пунктом 49.3 устава Организации предусмотрено, что лицом, имеющим праве действовать от имени Организации без доверенности, является Президент Организации.
В соответствии с пунктом 42.2 устава Организации избрание и досрочное прекращение полномочий Президента Организации отнесено к исключительной компетенции Конференции Организации.
Согласно представленному Организацией протоколу внеочередной Конференции Организации от 21 апреля 2017 года прекращены полномочия Президента Организации Резепова А.В, новым Президентом Организации избран Киселёв Д.А.
Порядок созыва Конференции Организации, нормы, определяющие ее правомочность, и порядок принятия решений, установлены пунктом 40 устава Организации, где приведено, что дата проведения Конференции Организации, точное место проведения и повестка дня устанавливается исполнительным комитетом Организации и доводится до членов Организации в письменной форме не позднее, чем за 60 дней до начала проведения Конференции Организации.
Согласно представленному Организацией протоколу внеочередного заседания Исполкома Организации от 19 февраля 2017 года, Исполкомом Организации принято решение о созыве 21 апреля 2017 года внеочередной Конференции Организации, утверждена норма представительства на Конференции - один делегат от каждой региональной федерации бейсбола или регионального отделения (независимо от наличия или отсутствия аккредитации).
Как следует из пункта 40 устава Организации, в работе Конференции принимают участие избранные делегаты от аккредитованных региональных спортивных федераций бейсбола, являющихся членами Организации и (или) структурными подразделениями Организации, а также делегаты, избранные структурными подразделениями Организации, не являющимися аккредитованными региональными спортивными федерациями бейсбола. Не менее семидесяти пяти процентов голосов от общего числа голосов высшего руководящего органа Организации должно принадлежать аккредитованным региональным спортивным федерациям и (или) структурными подразделениями Организации. Конференция правомочна принимать решения, если на ней присутствуют более половины избранных делегатов.
Из представленного Организацией протокола Исполкома от 19 февраля 2017 года следует, что в структуру Организации входят 5 региональных отделений Организации, из которых 4 являются аккредитованными, 1 отделение не имеет аккредитации. Согласно реестру членов Организации в Организации имеется 7 членов Организаций, из которых 6 являются аккредитованными региональными спортивными федерациями бейсбола.
В протоколе внеочередной конференции от 21 апреля 2017 года отражено, что мандатная комиссия установила, что в Организации имеется 10 аккредитованных региональных спортивных федераций (являющихся членами и/или региональными отделениями Организации), 1 региональное отделение Организации (без наличия государственной аккредитации). При этом на указанной конференции присутствовало 7 делегатов, из которых - 6 делегатов от аккредитованных региональных спортивных федераций (являющихся членами и/или региональными отделениями Организации) 1 делегат от регионального отделения (без аккредитации).
Таким образом, в работе Конференции принимали участие избранные делегаты в соответствии с установленной нормой представительства, на Конференции присутствовало более половины избранных делегатов (7 из 11), что соответствует пункту 40 устава Организации.
Не менее семидесяти пяти процентов голосов Конференции (высшего руководящего органа Организации) принадлежало аккредитованным региональным спортивным федерациям и (или) структурными подразделениями Организации (6 из 7), что также соответствует пункту 40 устава Организации и пункту 9 статьи 14 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Минюстом России, исходя из представленных документов, сделан вывод, о соответствии представленных документов требованиям действующего законодательства.
По результатам рассмотрения представленного комплекта документов Минюстом России в соответствии со статьей 29 Закона N 82-ФЗ и пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" принято решением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении Организации (распоряжение N 840-р от 22.06.2017).
Указанное распоряжение Минюста России, а также иные необходимые документы, направлены в УФНС России по г. Москве, которым внесена в ЕГРЮЛ соответствующая запись-за ГРН 2177700187168 от 28.06.2017.
В Минюст России на момент принятия решения и до настоящего времени не поступало судебных актов о признании Конференции Организации от 21 апреля 2017 года незаконной, либо о запрете регистрационных действий в отношении Организации или указанной Конференции Организации.
При этом, судом установлено, что 6 сентября 2016 года Президентом Организации был избран Резепов А.В, избран постоянно действующий коллегиальный руководящий орган - Исполнительный комитет, сведения о Резепове А.В, как о лице, имеющем право действовать от имени Организации без доверенности, внесены в ЕГРЮЛ 12 декабря 2016 года.
Организацией проведена конференция, где в числе прочих вопросов принимались решения об изменении устава Организации, подтверждения полномочий Президента Организации, переизбрание Исполнительного комитета Организации. В Минюст России представлены документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Организации, в том числе Протокол конференции от 23 декабря 2016 года. Минюстом России выявлены нарушения действующего законодательства, в связи с чем принято решение об отказе в государственной регистрации указанных изменений (распоряжение от 20.02.2017 N 224-р). О принятом решении был уведомлен Резепов А.В, в уведомлении N 11-21868/17 от 22.02.2017 указаны все выявленные нарушениях законодательства послужившие основанием для отказа в государственной регистрации изменений в устав Организации. В частности в числе прочих выявленных нарушений было установлено, что решение конференции от 23 декабря 2016 года об избрании членов Исполнительного комитета Организации принято по вопросу, не включенному в повестку дня, в связи с чем оно считается ничтожным в соответствии со статьей 181.5 ГК РФ. Кроме того, выявлено наличие в представленных документах недостоверной информации, документы оформлены в ненадлежащем порядке в отношении порядка созыва конференции 23 декабря 2016 года, выдвижения делегатов на указанную конференцию. Решение Минюста России об отказе в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы Организации от 20.02.2017 N 224-р в судебном порядке не обжаловалось Организацией.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, поскольку права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены, Минюстом РФ и Управлением соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия государственного органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; оспариваемое решение Минюста России о внесении изменений в сведения об Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ (распоряжение N 840-р от 22.06.2017) принято уполномоченным органом государственной власти, в рамках осуществления государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций; указанное распоряжение издано на основании норм действующего законодательства Российской Федерации, является законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 117 ГК РФ общественные организации (объединения) являются некоммерческими организациями. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) как участников отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ, определяются законом.
В соответствии с часть второй статьи 21 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединениях, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.
Согласно части третьей статьи 21 Закона N 82-ФЗ решение о государственной регистрации общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.
В силу пп. 30.7 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", органом, правомочным принимать решение о государственной регистрации (федеральным органом государственной регистрации) по отношению к Организации, является Министерство юстиции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", частью второй статьи 29 Закона N 82-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минюста России от 07.05.2013 N 68 "Об определении форм документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций" установлено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций, принятие решений о государственной регистрации которых отнесено к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, а также для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц, не связанных с внесением изменений в их учредительные документы, используются формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Пунктом 36 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455, установлено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются: заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы; решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
Суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федеральных законов N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", N82-ФЗ "Об общественных объединениях", пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку выводов суда они не опровергают, из их содержания усматривается, что они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет, так как она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 5 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Резепова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.