Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей А.В. Тиханской, В.В. Ставича,
при секретаре А.В. Бакулиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе А.В. Семина на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 30 октября 2017 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований к Управлению Росреестра по г. Москве о признании незаконными предписаний,
УСТАНОВИЛА:
А.В. Семин обратился в суд с указным административным иском к Управлению Росреестра по г. Москве о признании незаконными предписаний N 229 от 31 марта 2016 года и N 829 от 14 октября 2016 года, которыми на него возложена обязанность по устранению нарушений земельного законодательства. Административным ответчиком превышены полномочия, поскольку он не вправе давать оценку характеристикам и назначению здания, которое построено на земельном участке.
Судом постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого просит А.В. Семин по доводам апелляционной жалобы.
Представитель административного истца А.В. Семина - В.В. Просвирин по доверенности в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных не явившихся лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Согласно частям 9 и 11 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что А.В. Семин является собственником земельного участка площадью 2400 кв. м, с кадастровым номером N.., расположенного по адресу:..., с установленным видом разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства
На основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель была проведена проверка исполнения предписания об устранении нарушений законодательства от 9 марта 2016 года N 116/ГЗН-П, входе которой на указанном земельном участке выявлен жилой дом, обладающий признаками многоквартирности.
Государственным инспектором г. Москвы по использованию и охране земель (Управление Росреестра по г. Москве) по результатам проведения проверки соблюдения земельного законодательства А.В. Семиным, было выдано предписание N229 от 31 марта 2016 об устранении нарушений земельного законодательства, выразившегося в использовании земельного участка с кадастровым номером N... не в соответствии с видом разрешенного использования и на него возложена обязанность в срок до 26 сентября 2016 года устранить допущенное нарушение.
Установлено, что на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель от 29 сентября 2016 года N 846/ГЗН-П была проведена проверка исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства при использовании земельного участка, в ходе которой установлено, что А.В. Семин продолжает допускать нарушение ст. 42 ЗК РФ, используя принадлежащий ему на праве собственности земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, не в соответствии с видом его разрешенного использования.
По результатам проведения проверки соблюдения земельного законодательства государственным инспектором было выдано предписание N829 от 14 октября 2016 об устранении нарушений земельного законодательства, выразившегося в использовании земельного участка с кадастровым номером N... не в соответствии с видом разрешенного использования и на него возложена обязанность в срок до 3 апреля 2017 года устранить допущенное нарушение.
При проведении указанных проверок, сведения об изменении вида разрешенного использования собственником представлены не были.
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N379 Пресненского районного суда г. Москвы - мирового судьи судебного участка N 378 Пресненского района г. Москвы от 2 декабря 2016 года А.В. Семин был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере... руб.
Принимая во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего А.В. Семину не соответствует фактическому использованию, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые предписания Управления Росреестра по г. Москве об устранении нарушения земельного законодательства N229 от 31 марта 2016 года и N 829 от 14 октября 2016 года вынесены должностным лицом в соответствии с законом и в пределах предоставленных ему полномочий, права и свободы административного истца не нарушены.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (пункт 1 статьи 71 ЗК РФ).
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (пункт 3 статьи 71 3К РФ).
Пунктом 5 статьи 71 ЗК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право:
1) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;
4) осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;
5) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
7) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 Положения о государственном земельном надзоре, пункту 5.1.14 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года N457, к полномочиям указанной службы отнесено осуществление государственного земельного надзора, задачей которого является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: а) требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками; з) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
В соответствии с п.п.6 п.3 Положения о государственном земельном надзоре, в рамках государственного земельного надзора осуществляются: организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (далее -плановые и внеплановые проверки); систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Установив, что факт совершения административным истцом нарушения земельного законодательства, подтверждается материалами дела об административном правонарушении N 754/07/2013, суд пришел к обоснованному выводу о том, что основания для вынесения оспариваемых предписаний имелись, порядок вынесения предписаний не нарушен, предписания вынесены в пределах компетенции должностного лица и по результатам выездной проверки.
Таким образом, все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 30 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.