Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Кривич Е.В,
с участием прокурора Лазаревой Е.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-837/2018 по административному исковому заявлению акционерного общества "106 экспериментальный оптико-механический завод" к Правительству Москвы о признании недействующими пункта 5463 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, пунктов 8704, 8705, 8706 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, пунктов 8981, 8982, 8983 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП. Нормативный правовой акт опубликован 1 декабря 2015 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N61, а также размещен 27 ноября 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru. В результате внесенных изменений п риложение 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 3 постановления Правительства от 26 ноября 2015 г. N786-ПП данное постановление Правительства Москвы вступает в силу с 1 января 2016 г.
Пунктом 5463 п риложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1023, расположенное по адресу: г.Москва, Щёлковское шоссе, дом 23, строение 3.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП. Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N72, а также размещен 29 ноября 2016 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru. В результате внесенных изменений п риложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства от 29 ноября 2016 г. N789-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.
Пунктом 8704 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1022, расположенное по адресу: г.Москва, Щёлковское шоссе, дом 23, строение 2.
Пунктом 8705 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1023, расположенное по адресу: г.Москва, Щёлковское шоссе, дом 23, строение 3.
Пунктом 8706 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1024, расположенное по адресу: г.Москва, Щёлковское шоссе, дом 23, строение 4.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП. Нормативный правовой акт размещен 29 ноября 2017 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" за N69 от 14 декабря 2017 г. В результате внесенных изменений п риложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства от 28 ноября 2017 г. N911-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
Пунктом 8981 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1022, расположенное по адресу: г.Москва, Щёлковское шоссе, дом 23, строение 2.
Пунктом 8982 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1023, расположенное по адресу: г.Москва, Щёлковское шоссе, дом 23, строение 3.
Пунктом 8983 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1024, расположенное по адресу: г.Москва, Щёлковское шоссе, дом 23, строение 4.
Акционерное общество "106 экспериментальный оптико-механический завод" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, в котором с учетом дополнительного административного искового заявления просит признать недействующими:
- пункт 5463 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, с 1 января 2016 года;
- пункты 8704, 8705, 8706 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, с 1 января 2017 года;
- пункты 8981, 8982, 8983 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:03:0002010:1022, 77:03:0002010:1023, 77:03:0002010:1024 и считает, что данные здания не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.5-10 том 1, л.д.8-13 том 2).
В судебном заседании представитель административного истца акционерного общества "106 экспериментальный оптико-механический завод" - Филимонов А.А, действующий на основании доверенностей и имеющий высшее юридическое образование, поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительном административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Снегирева А.И, действующая на основании доверенности и имеющая высшее юридическое образование, административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорные нежилые здания включены в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности нежилые здания с кадастровыми номерами 77:03:0002010:1023, 77:03:0002010:1024 включены исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, а нежилое здание с кадастровыми номерами 77:03:0002010:1022 - исходя из его фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, допросив свидетелей "... ", "... ", проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И, полагавшей необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, следует, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2016 год определяется как их кадастровая стоимость.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2017 год определяется как их кадастровая стоимость.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2018 год определяется как их кадастровая стоимость.
Как усматривается из административного искового заявления и объяснений представителя административного истца, акционерное общество "106 экспериментальный оптико-механический завод" не оспаривает соблюдение Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу. Кроме того, этому обстоятельству неоднократно дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Московского городского суда.
При таких обстоятельствах и на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (соответственно до 2016 г, 2017 г, 2018 г.) по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п одпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) н алоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров (в редакции, действующей с 1 января 2017 года - площадью свыше 1000 кв.м.) и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы, как субъекта Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий, объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела, административному истцу принадлежат на праве собственности:
- нежилое здание общей площадью 3267,8 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0002010:1022 по адресу: г.Москва, шоссе Щёлковское, дом 23, строение 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.25 том 1). Согласно кадастровому паспорту и экспликации здание имеет назначение: "административное здание", под "учрежденческие цели" предназначено 2574,6 кв.м, под "складские" - 55 кв.м, "прочие" - 637,1 кв.м. (л.д.21-35 том 2);
- нежилое здание общей площадью 4021,7 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0002010:1023 по адресу: г.Москва, шоссе Щёлковское, дом 23, строение 3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.26 том 1). Согласно кадастровому паспорту и экспликации здание имеет назначение: "производственное", под "производственные цели" предназначено 1901,4 кв.м, под "складские" - 975,2 кв.м, "гаражи" - 302,7 кв.м, "прочие" - 842,4 кв.м. (л.д.60 том 1, л.д.36-51 том 2);
- нежилое здание общей площадью 91,1 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0002010:1024 по адресу: г.Москва, шоссе Щёлковское, дом 23, строение 4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.27 том 1). Согласно кадастровому паспорту и экспликации здание имеет назначение: "проходная" (л.д.62 том 1, л.д.52-53 том 2);
- земельный участок общей площадью 19065 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0002010:1006 по адресу: г.Москва, шоссе Щёлковское, владение 23, с видом разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); земельные участки, предназначенные для размещения гаражей (1.2.3)" (л.д.28 том 1, л.д.121 том 2).
По сведениям Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве от 16 февраля 2018 г, а также данных публичной кадастровой карты:
- нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1022 по адресу: г.Москва, шоссе Щёлковское, дом 23, строение 2, расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002010:1006 по адресу: г.Москва, шоссе Щёлковское, владение 23 (л.д.157 том 1);
- нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1023 по адресу: г.Москва, шоссе Щёлковское, дом 23, строение 3, расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002010:1006 по адресу: г.Москва, шоссе Щёлковское, владение 23, и частично пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002010:1005 по адресу: г.Москва, ул.Монтажная, вл. 8/24, стр.5, и земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002010:1003 по адресу: г.Москва, ул.Монтажная, вл. 8/24, стр.7, 8, 9, 10,11. При этом вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0002010:1005 и 77:03:0002010:1003 является: "эксплуатация зданий и сооружений, хранения и ремонта автотранспортных средств и специальной техники" (л.д.121-122 том 2);
- нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1024 по адресу: г.Москва, шоссе Щёлковское, дом 23, строение 4, расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002010:1006 по адресу: г.Москва, шоссе Щёлковское, владение 23, и частично пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002010:1005 по адресу: г.Москва, ул.Монтажная, вл. 8/24, стр.5 (л.д.118-126 том 2).
Из пояснений представителя Правительства Москвы следует, что:
- нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1023 по адресу: г.Москва, шоссе Щёлковское, дом 23, строение 3, включено в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость соответственно на 2016 год, 2017 год и 2018 год,
- нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1024 по адресу: г.Москва, шоссе Щёлковское, дом 23, строение 4, включено в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость соответственно на 2017 год и на 2018 год,
на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором они фактически расположены. Так, Правительство Москвы указывает, что данные нежилые здания частично расположены на смежном земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002010:1005, который имеет вид разрешенного использования: "эксплуатация зданий и сооружений, хранения и ремонта автотранспортных средств и специальной техники", что предполагает оказание бытовых услуг.
Вместе с тем, из приведенных выше обстоятельств усматривается, что нежилые здания с кадастровыми номерами 77:03:0002010:1023 и 77:03:0002010:1024 фактически расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002010:1006 с видом разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); земельные участки, предназначенные для размещения гаражей (1.2.3)". Указанный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002010:1006 не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также размещение объектов торговли и бытового обслуживания. Необходимо отметить, что нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1024 является "проходной", нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1023 имеет производственное назначение и согласно акту обследования Государственной инспекции по недвижимости города Москвы от 30 мая 2016 года N9030186/ОФИ нежилые помещения в здании на 100% используются под цели промышленности и производства, что соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002010:1006, на котором фактически и располагаются данные нежилые здания. При этом не имеет правового значения факт незначительного, частичного пересечения данных нежилых зданий смежного земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002010:1005, поскольку по сведениям Единого государственного реестра недвижимости данный земельный участок находится в пользовании другого юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Сатори" и вид разрешенного использования земельного участка установлен относительно использования расположенных на нем объектов недвижимости.
С учетом изложенного являются необоснованными доводы административного ответчика о том, что нежилые здания с кадастровыми номерами 77:03:0002010:1023 и 77:03:0002010:1024 расположены на земельном участке с видом разрешенного использования: "эксплуатация зданий и сооружений, хранения и ремонта автотранспортных средств и специальной техники" и подпадают под признаки налогообложения, предусмотренные пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" и пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором они фактически расположены.
Судом установлено, что спорное нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1022 по адресу: г.Москва, шоссе Щёлковское, дом 23, строение 2, включено в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость соответственно на 2017 год и 2018 год, исходя из фактического использования нежилого здания и его помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения. Основанием для включения послужили акты обследования Государственной инспекции по недвижимости города Москвы от 11 августа 2016 года N9000018/2ОФИ и от 20 февраля 2017 года N9031318/ОФИ.
Из содержания данных актов усматривается:
- 11 августа 2016 года инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы "... " и "... " произвели обследование здания с кадастровым номером 77:03:0002010:1022 с доступом во все помещения. Комиссией установлено, что общая площадь здания составляет 3266,7 кв.м, из них под размещение офисов используются помещения площадью 1553,79 кв.м, что составляет 47,56 % от общей площади здания, под склады - 306,99 кв.м, что составляет 9,4 % от общей площади здания, под лабораторию и науку - 67,1 кв.м, что составляет 2,05% от общей площади здания. Вследствие этого инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы пришли к выводу о фактическом использовании нежилого здания для размещения офисов (л.д.61-109 том 2). При этом в разделе 2 акта обследования указано, что к числу офисных помещений комиссия отнесла нежилые помещения, занятые службами акционерного общества "106 экспериментальный оптико-механический завод": производственный отдел, зал переговоров, бухгалтерия, приемная директора, главного инженера, кабинет юридического управления и прочие. Из приложенной к акту обследования фототаблицы усматривается, что большинство помещений в зданий не используется, заняты под склад, отсутствуют вывески сторонних организаций. Допрошенные судом в качестве свидетелей инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы "... " и "... " показали, что обследование здания произвели с допуском во все помещения, в здании расположена лишь одна организация - завод, вывесок сторонних организаций не имелось. Здание трехэтажное, на втором и третьем этажах расположено заводоуправление, помещения относятся к административному корпусу. Помещения в здании отнесли к офисным, поскольку в них располагалась офисная оргтехника, столы, стулья, компьютеры (л.д.113-114 том 2);
- 20 февраля 2017 года инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы "... ", "... " произвели обследование здания с кадастровым номером 77:03:0002010:1022 с доступом во все помещения. Комиссией установлено, что общая площадь здания составляет 3266,7 кв.м, из них под размещение офисов используются помещения площадью 2147,66 кв.м, что составляет 65,74 % от общей площади здания, под склады - 283,67 кв.м, что составляет 8,68 % от общей площади здания, под лабораторию и науку - 63 кв.м, что составляет 1,93 % от общей площади здания. Вследствие этого инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы пришли к выводу о фактическом использовании нежилого здания для размещения офисов (л.д.176-202 том 1). При этом в разделе 2 акта обследования указано, что к числу офисов комиссия отнесла нежилые помещения, занятые службами акционерного общества "106 экспериментальный оптико-механический завод": производственный отдел, зал переговоров, бухгалтерия, приемная директора, главного инженера, кабинет юридического управления и прочие.
Оценивая акты обследования Государственной инспекции по недвижимости города Москвы от 11 августа 2016 года N9000018/2ОФИ и от 20 февраля 2017 года N9031318/ОФИ в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. Согласно пункту 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. N184-ПП, Госинспекция является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Пунктами 3.4 - 3.6 П орядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов. В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
С учетом приведенных норм права, Государственная инспекция по недвижимости города Москвы наделена правом на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от права собственности. Вместе с тем, предоставленные суду акты обследования от 11 августа 2016 года N9000018/2ОФИ и от 20 февраля 2017 года N9031318/ОФИ не соответствует приведенным требованиям пунктов 3.4 - 3.6 П орядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, поскольку в акте обследования не приведены выявленные признаки размещения помещений под офисы, соответствующие подпункту 4 пункта 1.4 П орядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Согласно подпункту 4 пункта 1.4 П орядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого пункта Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 г.), под офисом понимается - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оборудованы стационарные рабочие места, используемое для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованное оргтехникой и средствами связи, не используемое непосредственно для производства товаров. Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2016 г. N253-ПП подпункт 4 пункта 1.4 названного П орядка изложен в другой редакции, согласно которой под офисом понимается - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
Однако, как следует из самих актов обследования, приложенных к ним фототаблиц и показаний свидетелей инспекторов Государственной инспекции по недвижимости города Москвы "... " и "... ", а также сведений технической документации, спорное нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1022 является заводоуправлением, в помещениях которого расположены администрация и административный персонал (службы завода). Нежилые помещения в здании в юридически значимые периоды не сдавались сторонним организациям под размещение офисов, объектов торговли и бытового обслуживания, использовались исключительно административным истцом в целях осуществления производственной деятельности.
Необходимо также отметить, что вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 6 сентября 2016 года по административному делу N3а-1068/2016 признаны недействующими пункт 2375 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции, действующей до 1 января 2016 года; и пункт 3916 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, с 1 января 2016 года. Указанным решением суда признано незаконным включение спорного нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0002010:1022 в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость соответственно на 2015 год и 2016 год. Суд пришел к выводу, что здание представляет собой заводоуправление, в нем размещены склады, оборудованы рабочие места руководства и сотрудников завода, обеспечивающих функционирование производственного процесса (л.д.64-83 том 1).
При таких обстоятельствах и руководствуясь частью 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым признать акты обследования Государственной инспекции по недвижимости города Москвы от 11 августа 2016 года N9000018/2ОФИ и от 20 февраля 2017 года N9031318/ОФИ ненадлежащими доказательствами, поскольку содержащиеся в них сведения и заключения не нашли своего подтверждения предоставленными суду доказательствами и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Иных доказательств, подтверждающих нахождение в нежилом здании и его помещениях офисов на момент проведения Государственной инспекцией по недвижимости города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования спорного здания и на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, суду не предоставлено. Тогда как в силу пункта 3 части 8 и части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основаниям для принятия оспариваемого нормативного правового акта, возлагается на орган, принявший этот акт.
При таких обстоятельствах нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1022 по адресу: г.Москва, шоссе Щёлковское, дом 23, строение 2, нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1023 по адресу: г.Москва, шоссе Щёлковское, дом 23, строение 3, нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1024 по адресу: г.Москва, шоссе Щёлковское, дом 23, строение 4, не подпадают под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций". Вследствие этого отсутствуют правовые основания для включения указанных нежилых зданий в оспариваемые пункты приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Положения пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования о признании недействующими:
- пункта 5463 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП;
- пунктов 8704, 8705, 8706 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП;
- пунктов 8981, 8982, 8983 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП.
Определяя момент, с которого указанный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что согласно пункту 3 постановления Правительства от 26 ноября 2015 г. N786-ПП данное постановление Правительства Москвы вступает в силу с 1 января 2016 г. Согласно пункту 2 постановления Правительства от 29 ноября 2016 г. N789-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2017 г. Согласно пункту 2 постановления Правительства от 28 ноября 2017 г. N911-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
С учетом изложенного и в соответствии с положениями статей 3, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым признать недействующими:
- пункт 5463 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, с 1 января 2016 года;
- пункты 8704, 8705, 8706 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, с 1 января 2017 года;
- пункты 8981, 8982, 8983 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 года.
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
При этом суд считает необходимым возвратить административному истцу излишне уплаченную им государственную пошлину для подачи административного искового заявления в размере 1500 руб. по платежному поручению N2229 от 22 августа 2017 г. на основании статьи 105 Кодекса административного судопроизводства РФ и подпункта 1 пункта 1, пункта 3 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление акционерного общества "106 экспериментальный оптико-механический завод".
Признать недействующим пункт 5463 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, с 1 января 2016 года.
Признать недействующими пункты 8704, 8705, 8706 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, с 1 января 2017 года.
Признать недействующими пункты 8981, 8982, 8983 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 года.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу акционерного общества "106 экспериментальный оптико-механический завод" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Возвратить акционерному обществу "106 экспериментальный оптико-механический завод" излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) руб. по платежному поручению N2229 от 22 августа 2017 года.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.