Управление МНС России по Тульской области разъясняет особенности налогообложения религиозных организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 8, 23 Федерального закона от 26.09.97 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. В то же время религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
С 1 января 2002 года порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций регулируется главой 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ.
Согласно ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются все российские организации. Поэтому религиозные организации признаются налогоплательщиками на общих основаниях.
Однако в главе 25 НК РФ содержаться нормы, позволяющие исключить отдельные доходы, полученные религиозными организациями из налогооблагаемой базы в частности.
1. Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) на содержание организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. В данном пункте содержится закрытый перечень целевых поступлений, в котором, в частности, поименованы пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ. К целевым поступлениям относятся имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, полученные религиозными организациями на осуществление уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Согласно абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ религиозные организации, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках целевых поступлений, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту учета отчет о целевом использовании полученных средств. Форма отчета утверждена Приказом МНС России от 07.12.01 N БГ-3-02/542 "Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль организаций" - лист 14 Декларации по налогу на прибыль организаций.
При применении выше указанных положений следует иметь в виду, что целевые поступления не будут учитываться в доходах у религиозных - получателей этих поступлений только при соблюдении следующих условий:
1) целевые поступления не должны относится к подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью (данные понятия определены в ст. 181 НК РФ);
2) целевые поступления должны быть использованы по назначению (использованы на содержание религиозных организаций и ведение ими уставной деятельности);
3) налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
При нарушении условий, указанных в п/п 1, 3, полученные целевые поступления будут признаваться у религиозных организаций внереализационным доходом на дату их получения и соответственно учитываться при определении налоговой базы.
В случае использования полученного имущества (денежных средств) не по целевому назначению (п/п 2), то согласно п. 14 ст. 250 НК РФ такие поступления будут также включаться в состав внереализационных доходов, но только на дату их фактического использования не по целевому назначению.
2. Согласно п 27 п. 1 ст. 251 НК РФ не будут учитываться при определении налоговой базы доходы религиозных организаций в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.
При этом расходами по содержанию религиозной организации и ведению ими уставной деятельности (в том числе расходы, использующиеся при проведении службы в храме: свечи, ладан, просфоры и др.) будут осуществляться за счет предметов религиозного назначения и литературы.
При определении перечня предметов религиозного назначения следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.01 N 251 (в ред. от 03.12.02) "Об утверждении перечня предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставной (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозных деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость".
Обращаем внимание, что любые другие организации, (кроме организаций, уставной капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций п/п 39.1 п. 1 ст. 264 НК РФ) осуществляющие целевые исчисления на уставную деятельность религиозных организаций, на основании п. 34 ст. 270 НК РФ не смогут отнести такие отчисления к расходам, уменьшающим налоговую базу. Концепция главы 25 части второй НК РФ не предусматривает положений, поощряющих благотворительность.
Заместитель руководителя Управления -
советник налоговой службы РФ 1 ранга |
В.А.Чусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС России по Тульской области от 5 мая 2003 г. N 14-c/3383@ "Об особенностях налогообложения религиозных организаций"
Текст письма опубликован: Газета "Аудит-партнер", N 11 (138), июнь 2003 г.