С 01.07.2002 г. законодательство об административных правонарушениях претерпело значительные изменения. Произошло это в связи с введением в действие нового Кодекса об административных правонарушениях в РФ (1). Естественно, что новеллы в законодательстве породили значительное число вопросов по их применению. Рассмотрим некоторые из них.
Глава 15 КоАП РФ предусматривает составы административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, однако выявить и возбудить дело об административном правонарушении налоговые органы могут лишь в отношении некоторых из них, а именно в отношении правонарушений, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ в части реализации товаров (работ, услуг) без применения ККМ ст. 15.1 - 15.9, ст. 15.11, ч. 1 ст. 19.4, ч.1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ (2).
В первую очередь отметим, что существует отличие налоговой ответственности от административной ответственности за нарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
Ст. 108 НК РФ предусматривает, что привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц от административной ответственности. Поэтому совершение налогоплательщиком - организацией налогового правонарушения зачастую влечет привлечение к административной ответственности ее должностных лиц. При этом конституционный принцип недопустимости повторного привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение одного и того же лица не нарушаются, поскольку к ответственности привлекаются разные лица: к налоговой ответственности - организация-налогоплательщик, к административной - должностное лицо организации (3).
Исключение в данном случае составляют индивидуальные предприниматели, поскольку субъект налоговой и административной ответственности здесь совпадает (4). Во избежание нарушений конституционных принципов в ст. 15.3 указано, что к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ответственность, предусмотренная ст.15.3 - 15.9 и 15.11, не применяется. Таким образом, вышеуказанная категория налогоплательщиков (налоговых агентов) может быть привлечена лишь к налоговой ответственности.
Под должностным лицом в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ подразумеваются руководители и другие работники организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Поскольку в соответствии со ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, то в ходе налоговых проверок могут быть выявлены административные правонарушения, совершенные еще до вступления КоАП в силу. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос действия законодательства об административных правонарушениях во времени.
Согласно ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшее во время и по месту совершения административного правонарушения. До момента введения КоАП РФ в действие административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов устанавливалась п. 12 ст. 7 Закона о налоговых органах РФ (5).
Таким образом, за правонарушения, совершенные до 01.07.2002 г., административная ответственность лица будет предусматриваться Законом о налоговых органах РФ, несмотря на то, что на настоящий момент данный документ признан утратившим силу (6). При этом в соответствии с п. 3 ст. 1.7 КоАП РФ, несмотря на дату совершения правонарушения, производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего на время производства по указанному делу, то есть в соответствии с IV разделом КоАП РФ.
Производство по делу об административном правонарушении включает две основные стадии: возбуждение дела об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении. Основным нововведением Кодекса здесь является следующее. Ранее обе стадии производства по всем административным правонарушениям в области налогов и сборов проводились непосредственно налоговым органом. В настоящий момент стадия рассмотрения в большинстве случаев отнесена к компетенции суда. Исключением являются правонарушения, предусмотренные ст. 14.5 КоАП в части реализации товаров (работ, услуг) без применения ККМ, а также ст. 15.1 и 15.2 КоАП РФ, по которым рассмотрение по-прежнему осуществляется руководителем налогового органа.
Целью стадии возбуждения дела является фиксация административного правонарушения, установление правонарушителя, получение сведений и нем и его объяснений по существу правонарушения (7). Для этих целей должностным лицом налогового органа составляется протокол об административном правонарушении, порядок составления которого описан в ст. 28.2 КоАП РФ. В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ протокол составляется немедленно после выявления совершения правонарушения, но в определенных случаях данный срок может увеличиваться до двух суток.
В том случае, если после выявления административного правонарушения необходимо проведение процессуальных действий, требующих значительных временных затрат КоАП РФ предусматривает возможность дополнительной стадии производства - административного расследования, увеличивающей срок составления протокола до одного месяца, а в исключительных случаях до двух месяцев с момента обнаружения правонарушения. При этом необходимо отметить, что моментом обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе выездной налоговой проверки, является дата акта выездной налоговой проверки.
Составленный протокол в течение суток с момента его составления направляется в суд либо должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.
Целью стадии рассмотрения дела является установление степени вины нарушителя, и если лицо действительно виновно в совершении правонарушения - определение меры наказания с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Также в стадии рассмотрения осуществляется проверка соблюдения процессуальных норм при составлении протокола и проведения административного расследования.
Рассмотрение дела производится в порядке, предусмотренном гл. 29 КоАП РФ. По окончании рассмотрения дела судом (должностным лицом) выносится постановление, в котором определяются вид санкций и ее размер. Только после вынесения постановления лицо, совершившее правонарушение, считается привлеченным к административной ответственности.
(1) "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001), далее по тексту КоАП РФ или Кодекс.
(2) Учитывая, что налоговые органы в настоящий момент выполняют функции органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, то компетенция налоговых органов несколько шире, однако в настоящей статье правонарушения в данных областях рассматриваться не будут.
(3) Следовательно, наказание понесут разные лица, например, налоговый штраф, будет уплачивать организация, а административный штраф - непосредственно ее сотрудник из собственных средств.
(4) Итогом рассмотрения данного вопроса в Конституционном суде явилось Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 130-О.
(5) Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"
(6) Размер санкций, установленный Кодексом значительно больше по сравнению с размером санкций, установленным Законом о налоговых органах за аналогичное правонарушение, поэтому, учитывая п. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, подобные нормы Кодекса, не могут быть применены к правонарушениям, совершенным до его вступления в силу.
(7) Следует отметить, что на стадии возбуждения дела (составления протокола) не рассматривается вопрос о санкциях за совершенное правонарушение. Вид и размер санкций определяется только на стадии рассмотрения дела, и в рассматриваемых случаях этот вопрос будет решаться только судом либо руководителем налогового органа.
Руководитель межрайонной
инспекции МНС РФ по крупнейшим
налогоплательщикам ТО -
советник налоговой службы
Российской Федерации 1 ранга |
Н.Н.Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Межрайонной инспекции МНС РФ по работе с налогоплательщиками Тульской области "Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов, выявленные в результате налогового контроля"
Текст информации опубликован: Газета "Аудит-партнер", N 23(126), декабрь 2002