Во исполнение Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.1993 N 5142-1 было издано постановление администрации Тульской области от 10.11.1994 N 546 "О заготовке крови и ее компонентов в области".
Данное постановление является незаконным, так как отдельные его нормы противоречат Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", которое в настоящее время действует в редакции Федеральных законов от 04.05.2000 N 58-ФЗ, от 16.04.2001 N 39-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ и иным федеральным законам.
Согласно п. "г" ст.71 Конституции Российской Федерации деятельность федеральных органов государственной власти находится в ведении Российской Федерации. В соответствии со ст.46 ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. Однако данные требования не соблюдены в пункте 5 постановления администрации области, в котором даны указания Тульскому областному Центру Государственного санитарно-эпидемиологического надзора об организации систематического контроля за санитарным состоянием предприятий общественного питания, организующих питание доноров.
В силу ст.12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Аналогичное установлено в ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления определены в ст. 5 вышеназванного Федерального закона. С нарушением требований закона, превышением компетенции в пункте 7 постановления администрации от 10.11.1994 N 546 "О заготовке крови и ее компонентов в области" главам муниципальных образований поручено:
- предусмотреть при формировании бюджета средства на отпуск лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения донорам, награжденным знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" (со скидкой в размере 50 процентов), по рецептам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения;
- предусмотреть бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов) в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
- предусмотреть при составлении комплексных программ по социальной защите граждан финансирование территориальными фондами социального страхования мероприятий по организации донорства.
К тому же указанные льготы определены в ст. 11 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" и в силу ч.1 ст. 76 Конституции РФ в дублировании не нуждаются.
Пунктом 3 постановления администрации области с 1 июля 1994 года установлена 50-процентная скидка на оплату коммунальных услуг гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР", при предъявлении ими удостоверения жилищным службам. Данные льготы распространены также на проживающих совместно с ними членов их семей. Однако Законом не предусмотрено предоставление вышеназванной льготы членам семей лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР". В силу ст. 10 вышеназванного Закона субъекты вправе устанавливать дополнительные льготы только донорам.
Этим же пунктом постановления закреплено, что предоставление льготы для указанных категорий граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде, в домах ЖСК и находящихся в их собственности, осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на жилищно-коммунальное хозяйство в бюджетах городов и районов, а проживающих в общественном и ведомственном жилищном фонде - за счет средств соответствующих предприятий и организаций. Однако вопросы финансирования мероприятий по организации донорства, обязанности органов местного самоуправления и предприятий регламентированы ст.ст. 4, 5 и 6 Закона РФ "О заготовке крови и ее компонентов в области".
Не вправе администрация области вмешиваться и в механизм составления бюджетов органов местного самоуправления, определяя за счет каких средств должны предоставляться льготы, так как это противоречит ст.9 Бюджетного Кодекса РФ, п.2 ст. 2, п.2 ст.5 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
По этим же основаниям незаконным является п.10 постановления, согласно которому финансирование мероприятий, предусмотренных вышеназванным постановлением возложено на бюджеты городов и районов в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение или в порядке их исполнения.
Пунктом 6 постановления администрации области поручено руководителям предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности принять меры к исполнению закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов". Между тем как уже отмечено выше, в силу ст. 76 Конституции РФ федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и, следовательно, не нуждаются в дополнительном отражении этого в нормативных правовых актах, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановление администрации Тульской области от 10.11.1994 года N 546 "О заготовке крови и ее компонентов в области" является нормативным правовым актом, поскольку затрагивает права и свободы граждан. Однако в нарушение п. 3 ст.15 Конституции Российской Федерации оно не было опубликовано официально для всеобщего сведения, в связи с чем не может применяться на территории области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" предлагаю:
Отменить постановление администрации Тульской области от 10.11.1994 года N 546 "О заготовке крови и ее компонентов в области".
Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области.
И.о. прокурора области
старший советник юстиции |
А.Э. Касумян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокуратуры Тульской области от 17 октября 2003 г. N 7-2/30 "На постановление администрации Тульской области от 10.11.1994 N 546 "О заготовке крови и ее компонентов"
Текст протеста официально опубликован не был