Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.03.96 N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" губернатором принято постановление от 22.08.1996 N 512 "О порядке и условиях выкупа земельной доли органами местного самоуправления", которым утверждено Временное положение о порядке и условиях выкупа земельной доли органами местного самоуправления в целях пополнения фонда перераспределения земель.
Данное постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации от 25.02.2003 N 250 "Об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации" признан утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 07.03.96 N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю".
Согласно п.3 ст. 3 Земельного Кодекса имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством, специальными федеральными законами.
В данном случае таким специальным федеральным законом является ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002, N 101-ФЗ, вступивший в силу 27.01.2003.
Согласно ст.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным Кодексом Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным Законом и другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, вопросы выкупа земельной доли органами местного самоуправления, не могут регулироваться постановлением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как уже отмечено выше, постановление преследует цель пополнения Фонда перераспределения земель, и определяет способ пополнения в виде выкупа земельной доли органами местного самоуправления.
Однако, пунктом 2 ст.80 Земельного Кодекса РФ такой способ пополнения указанного Фонда не предусмотрен. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:
1) при добровольном отказе от земельного участка;
2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;
3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, анализ федеральных нормативных актов свидетельствует о том, что постановление губернатора от 22.08.1996 N 512 "О порядке и условиях выкупа земельной доли органами местного самоуправления" регулирует вопросы, не отнесенные к компетенции исполнительного органа государственной власти Тульской области, и содержит нормы, не соответствующие земельному законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" предлагаю:
Отменить постановление губернатора Тульской области от 22.08.1996 N 512 "О порядке и условиях выкупа земельной доли органами местного самоуправления".
Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.И. Ханжин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокуратуры Тульской области от 17 марта 2003 г. N 7-2/4 "На постановление губернатора от 22.08.96 N 512 "О порядке и условиях выкупа земельной доли органами местного самоуправления"
Текст протеста официально опубликован не был