Заявление министра финансов РФ Алексея Кудрина о том, что граждане старше 1967 года рождения будут исключены из накопительной системы обязательного пенсионного страхования, вызвало некоторый шок в обществе. Даже председатель правительства Михаил Фрадков узнал об этой инициативе своего министра из сообщений информационных агентств и средств массовой информации. Пресса начала писать о повороте пенсионной реформы вспять. А в центре и регионах начались разговоры о том, кто и за что обидел граждан старше 37 лет, лишив их права на накопительную часть пенсии.
Между тем если что и вызывает удивление, так только то, почему разговоры о пенсионной судьбе поколения от 35 до 45-50 лет начались только сейчас, а не в 2001 году, когда обсуждались первые пенсионные законы. Ведь уже тогда было ясно, что так называемые "двухпроцентники", т.е. представители старшей возрастной группы из тех, кто имел право на накопительную часть пенсии, не могли, получая из 14 проц. страховых взносов 2 проц., на накопительную часть, заработать за 20-25 лет трудового стажа приличную накопительную прибавку к пенсии. Скорее, тогда бы следовало ожидать недоумения общества и прессы по поводу того, что представителям этой возрастной группы предложили такие "правила игры"
Ведь уже тогда обсуждалась возможность соучастия гражданина в формировании накопительной части его пенсии. Правда, возможность перехода к схеме с соплатежами застрахованных предусматривалась после 2012 года, когда должен был завершен первый, переходный этап пенсионной реформы. Просто экономическая ситуация не позволяет стране ждать, и снижение налогового бремени на экономику, повышение доходов граждан, уменьшение бедности, изменение правил социального страхования - все это нужно делать раньше, чем казалось раньше, пока сохраняются еще благоприятные для России цены на нефть и другие сырьевые ресурсы.
В 2001 году было ясно, что индексация страховой части пенсии по темпам роста заработной платы будет значительно более выгодна для застрахованных, чем рост накопительной части по темпам роста инвестиционного дохода, И опыт первого года пенсионной реформы подтвердил это - за счет индексации страховой части пенсии по темпам роста заработной платы каждый рубль пенсионного капитала за 2002 год за прошедшее время приростал на 12-15 копеек больше, чем через инвестиционный доход на накопительную часть. А значит, год от года разрыв между страховой и накопительной составляющими пенсионного капитала возрастал бы, причем не в пользу накопительной.
Поэтому замена накопительной составляющей на страховую, есть и в ближайшие годы будет более выгодна возрастной группе старше 1967 года рождения, чем сохранение для них ранее введенных правил. Только благодаря этой замене они смогут заработать пенсию на 15-20 проц. больше, чем при сохранении им прав на накопительную часть. Не следует забывать, что подобными же соображениями руководствовался законодатель, исключив из накопительной пенсионной системы мужчин 1952 и женщин 1957 годов рождения - ведь они не успели бы заработать существенную прибавку к пенсии в накопительных схемах и приобрели бы больше пенсионных прав за счет схемы страховой.
Однако нельзя забывать о том, что застрахованным от 1967 до 1953 года рождения в разной степени придется столкнуться с последствиями ухудшения демографической ситуация в стране. И поэтому предполагается предоставить им право добровольно участвовать в формировании накопительной части своих пенсий. Правительство с этой целью вносит предложение дополнить пенсионное законодательство нормой, разрешающей гражданам этой возрастной группы добровольно уплачивать на формирование накопительной части своей пенсии не менее 4 проц. от размера своей легальной заработной платы. А если они будут делать это, государство обязуется доплачивать им еще 2 проц., но не менее 2 тыс. рублей в год. В итоге, на формирование страховой и накопительной части пенсии у представителей этой группы вместо ранее предусмотренных 14 проц. будет ежегодно поступать 20 проц. от размера их заработка. А, следовательно, пенсионный капитал ежегодно станет увеличиваться на почти 45 проц. больше, чем при сохранении старой модели.
Естественно, воспользоваться этой нормой смогут только те, кто примет решение добровольно уплачивать дополнительные взносы. Но тогда они окажутся более подготовленными к ухудшению демографической ситуации, чем те, кто от таких взносов откажется. Причем свою роль сыграет в этом процессе и государство, которое не устраняется от формирования накопительной части пенсии у более старших возрастных групп, но делает это избирательно - тем, кто хотел бы иметь в структуре своей пенсии такую часть и готов участвовать в ее финансировании.
Что касается более молодых групп (младше 1967 года рождения), то высказываются предложения предоставить им те же права на добровольное участие в формировании накопительной части своей пенсии в том же объеме - не менее 4 процентов. При этом государство так же готово доплачивать 2 проц. или 2 тыс. рублей и им, если они будут участвовать в финансировании пенсий... В итоге и эта группа сможет увеличивать свой пенсионный капитал в большей мере и боле быстрыми темпами. А значит, и пенсии у них будут больше, чем при сохранении старой модели.
Правительство вносит предложение по модификации пенсионной модели на рассмотрение 21 апреля с.г. В случае их одобрения соответствующий законопроект будет направлен в Государственную Думу и пройдет установленную процедуру рассмотрения и принятия. Если она завершиться успешно, то с 1 января 2005 года накопительная пенсионная система в государственном пенсионном страховании начнет функционировать по видоизмененным правилам.
Советник Председателя
Пенсионного фонда России |
Владимир Вьюницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Тульского регионального отделения Фонда социального страхования РФ "Что сулит пересмотр пенсионной модели?"
Текст информации опубликован: Газета "Аудит-партнер", N 8, апрель 2004 г.