Вопрос. Просим дать разъяснение, подлежат ли отнесению к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль расходы, связанные с приобретением медицинских книжек и проведением предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников?
Ответ. В соответствии со ст.252 НК РФ для целей налогообложения по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст.252 НК РФ).
В соответствии с п.п.7 п.1 ст.264 НК РФ прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, включают в себя, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст.163 Трудового кодекса Российской Федерации к нормальным условиям труда относятся исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
При этом обоснованность указанных выше затрат зависит, прежде всего, от наличия специальных и нормативно установленных положений. Как правило, это содержится в ведомственных и межведомственных нормативных документах. Кроме того, именно спецификой той или иной отрасли определяются и сами мероприятия по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности.
Затраты предприятия на проведение обязательного медосмотра работников, требование о проведении которого определено в соответствующих нормативных актах, следует рассматривать как расходы, непосредственно связанные с участием работников в процессе производства и реализации продукции.
Вместе с тем необходимо учитывать, что обязательный медосмотр предусмотрен для работников определенных профессий и только у соответствующих медицинских специалистов. Именно стоимость этого медосмотра может быть учтена при налогообложении.
Затраты на проведение мероприятий по охране здоровья и организации отдыха, не связанные непосредственно с участием работников в производственном процессе, в состав расходов, учитываемых при налогообложении, не включаются.
Таким образом, при отнесении затрат, связанных с мероприятиями по обеспечению нормальных условий труда, техники безопасности и т.д., необходимо четко определить не только производственный характер их осуществления (то есть установить, связаны ли эти затраты с производственным процессом), но и руководствоваться нормативными положениями по этому вопросу.
В соответствии со ст.213 Трудового кодекса РФ, а также п.12 Временного перечня работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, утвержденного Приказом Минздравмедпрома РФ и Госкомсанэпиднадзора РФ N 280/88 от 05.10.1995 года, работники торговли должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры.
Согласно ст.34 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 30.06.2003) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
На основании п.13.2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23 "О введении в действие санитарных правил" на каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований. Данная книжка оформляется центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Книжки работников хранятся у администрации предприятия или индивидуального предпринимателя. Правила ведения личных медицинских книжек изложены в инструкции от 17.05.2000 года N 11-7/101-09 "О порядке выдачи и ведения личной медицинской книжки и санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов".
На основании вышеизложенного, расходы организации торговли, связанные с приобретением медицинских книжек и проведением предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников, могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга |
В.А. Чусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Управления МНС России по Тульской области "Разъяснения по налогообложению прибыли"
Текст информации опубликован: Газета "Аудит-партнер", N 14, июль 2004 г.