Разъяснения Управления МНС России по Тульской области НДПИ"
Вопрос: Организация осуществляет добычу полезных ископаемых, которые в дальнейшем перерабатывает. В каком случае продукция, полученная в результате переработки, относится к полезным ископаемым?
Ответ: В соответствии с п.1 ст.337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности по разделу С. "Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров" (ОК 004-93), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17.
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переде) полезного ископаемого, являющейся продукций перерабатывающей промышленности.
При этом, если техническим проектом разработки месторождения в качестве продукта разработки месторождения предусмотрено получение переработанной продукции, соответствующей кодам классификатора ОК 004-93, то согласно п.3 ст. 337 НК РФ полезным ископаемым признаются указанные продукты переработки, как продукция, полученная в результате переработки минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся или отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добывающих работ.
Вопрос: Организация осуществляет добычу полезных ископаемых. Каким образом рассчитываются нормативы потерь твердых полезных ископаемых?
Ответ: В соответствии с п.1 ст.341 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утвержденных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 921 утверждены правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, вступившие в силу с 1 января 2002 года.
Согласно п.2 вышеназванных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
П.3 Правил определено, что нормативы твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году. Уточненные нормативы потерь утверждаются в том же порядке.
Вопрос: Каким образом определяется способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы?
Ответ: Пункт 1 ст.340 гл.26 НК РФ предусматривает наличие трех способов оценки добытых полезных ископаемых, выбор которых осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.
Способ, указанный в п.п.1 п.1 ст.340 НК РФ, применяется при наличии государственных субвенций из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью при осуществлении деятельности по добыче полезных ископаемых.
Согласно п.3 ст.340 НК РФ в случае отсутствия государственных субвенций к ценам реализации добываемых полезных ископаемых налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в п.п.2 п.1 ст.340 НК РФ, исходя из сложившихся за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого.
В соответствии с п.4 ст.340 НК РФ в случае отсутствия возможности осуществить оценку способами, перечисленными в п.п. 1 и 2 п.1 названной статьи, применяется оценка исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Вопрос: Как определяется сумма косвенных расходов, произведенных налогоплательщиком, занимающимся добычей полезных ископаемых, и применяющим способ оценки исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых?
Ответ: Состав и сумма косвенных расходов определяется на основании налогового учета в порядке, установленном гл.25 с учетом особенностей, установленных гл.26 НК РФ.
Согласно п.4 ст.340 НК РФ сумма косвенных расходов подлежит распределению между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.
Косвенные расходы, указанные в п.п.1, 4, 5, 7 п.4 ст.340 НК РФ и связанные с добычей полезных ископаемых, а также внереализационные расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, указанные в п.п.6 п.4 ст.340 НК РФ, в полном объеме включаются в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых.
Вопрос: Организация, у которой истек срок действия лицензии на пользование недрами, продолжает добычу полезного ископаемого. Является ли в этом случае организация плательщиком налога на добычу полезных ископаемых за период недропользования без наличия соответствующей лицензии?
Ответ: В соответствии со статьей 334 части второй Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации, которым в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" предоставлен в пользование участок недр. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.
При наличии у организации недропользования по участку недр, на которое отсутствует лицензия, в налоговый орган предоставляется вместо налоговой декларации расчет убытков, причиненных государству за безлицензионное пользование недрами. Расчет убытков производится по форме налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/727. При этом в графе 2 раздела 3.1. "Расчет количества добытого полезного ископаемого по участкам недр" против каждого безлицензионного участка формы расчета убытков, указывается "без лицензии".
В соответствии с расчетом убытка за безлицензионное пользование недрами суммы убытка необходимо перечислить как "прочие неналоговые доходы" в федеральный бюджет по КБК 2090210 (40% от общей суммы убытка), в бюджет субъекта - по КБК 2090225 (60% от общей суммы убытка).
При этом убытки, причиненные государству в результате самовольного безлицензионного пользования недрами, не подлежат учету при налогообложении прибыли, то есть налоговая база по налогу на прибыль не уменьшается на сумму указанных убытков, поскольку главой 25 НК РФ не предусмотрено включение данных убытков в состав расходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Управления МНС России по Тульской области "НДПИ"
Текст разъяснения опубликован: Газета "Аудит-партнер", N 13, июль 2004 г.