Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тульской области
от 22 августа 2003 г. N А68-ГП-65/4-03
Арбитражный суд Тульской области в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.
судей: Афонина К.П.,
Гречко О.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Автостудия" на решение от 04.06.2003 г. по делу N А68-ГП-65/4-03 (судья Большаков В.М.), установил:
ООО "Автостудия" обратилось в арбитражный суд с требованием о понуждении Комитета по управлению имуществом Управы г. Тулы к заключению договора купли-продажи земельного участка КN71:30:05 04 11:0001, площадью 4991 кв.м, расположенного по адресу: г. Тула, Городской переулок, д.54 по цене 219104 руб. 90 коп., что соответствует 5-кратной ставке земельного налога. Заявлением от 28.02.2003 г. истец уточнил свои требования в части определения выкупной цены земельного участка, которая должна определяться исходя из ставки земельного налога 4,39 руб. за один кв. м (без применения повышающего коэффициента, установленного Федеральным законом от 14.12.2001 г. N 163-ФЗ) и составлять 109552 руб.
Свои требования истец основывает на том, что, являясь собственником строений, расположенных на вышеуказанном земельном участке, он 05.04.2002 г. на основании ст. 36 Земельного Кодекса РФ обратился в Управу г. Тулы с заявлением о приобретении данного земельного участка в собственность. В нарушение требований п. 8 ст. 36 ЗК РФ решение о предоставлении в собственность земельного участка было принято Управой г.Тулы лишь спустя четыре месяца с момента обращения ООО "Автостудия" с соответствующим заявлением в виде издания постановления от 05.08.2002 г. N 1090. За указанный период был принят и ступил# в действие Закон Тульской области от 10.06.2002 г. N 304 ЗТО "Об установлении на территории Тульской области цены земли при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений", который определил цену земли в размере 17-кратной ставки земельного налога.
Истец считает, что невыполнение надлежащим образом исполнительными органами муниципального образования предусмотренных ЗК РФ обязанностей, привело к существенному нарушению его прав, поскольку на момент подачи заявления цена земли в городе Тула равнялась пятикратному размеру земельного налога и именно по этой цене он имел право выкупить земельный участок, а в связи с принятием 10.06.2002 г. Закона Тульской области "Об установлении на территории Тульской области цены земли при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений" эта цена увеличилась до семнадцатикратного размера земельного налога.
16.11.2002 г. ООО "Автостудия" направило в Комитет по управлению имуществом Управы г.Тулы предложение о заключении договора купли-продажи земельного участка по цене, соответствующей 5-кратной ставке земельного налога на единицу площади, которое оставлено ответчиком без ответа, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принятым по делу решением от 04.06.2003 г. в удовлетворении иска ООО "Автостудия" отказано. При этом суд исходил из того, что права истца на земельный участок производны от прав лиц, ранее владевших объектами недвижимости, в силу чего право на приватизацию земли имеется у истца в том же объеме, что и у прежнего собственника имущества. Находящиеся в собственности истца объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, находились до их приватизации в государственной собственности Тульской области. Решение о продаже земельных участков, на котором располагается приватизированное государственное имущество, в соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ от 21.12.01. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" принимается органом, принявшим решение о приватизации объектов недвижимости. Поскольку решение о приватизации объектов недвижимости государственного предприятия принималось Комитетом по управлению имуществом Тульской области, то и принятие решения о продаже земли под данными объектами входит в компетенцию этого органа.
ООО "Автостудия", не согласившись с указанным решением, просит его отменить и удовлетворить заявленные им требования. Оспаривая данный судебный акт, он указывает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В частности, заявитель жалобы считает, что от прежнего собственника к нему произошел переход прав не на приватизацию земельного участка, а к обществу перешло право на бессрочное (постоянное) пользование землей, полученное от муниципального образования, в связи с чем обращение ООО "Автостудия" в Управу г.Тулы с просьбой о переоформлении земли является правомерным.
ООО "Автостудия"" также считает, что к рассматриваемым правоотношениям судом неправомерно применены законодательные и нормативные правовые акты о приватизации, поскольку ООО "Автостудия" приобрело право собственности на недвижимое имущество и права на землю не в процессе приватизации, а в общегражданском порядке по договору купли-продажи, заключенному с прежним собственником.
Законность и обоснованность решения от 04.06.2003 г. проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст.270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы и возражения против них представителя Комитета по управлению государственным имуществом Тульской области, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, а изложенные в нем выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, ООО "Автостудия" принадлежит на праве собственности несколько объектов недвижимого имущества - нежилых зданий и строений, расположенных по адресу: г. Тула, пер. Городской, д.54, что подтверждено свидетельством от 15.10.2001 г. 71 НА N 195952 о государственной регистрации права, выданным ТОРЦем.
05.04.2002 г. ООО "Автостудия" обратилось в Управу г. Тулы с заявлением о приобретении земельного участка , расположенного по Городскому переулку, д.54 в г. Туле в собственность на основании п.1 ст.36 ЗК РФ. Рассмотрев данное заявление; Глава г. Тулы принял постановление от 05.08.2002 г. N 1090 "О предоставлении ООО "Автостудия" в собственность земельного участка, расположенного по Городскому переулку, 54 в Центральном районе г. Тулы", в соответствии с которым истцу предложено заключить договор купли-продажи земельного участка с Комитетом по управлению имуществом Управы г. Тулы.
16.11.2002 г. ООО "Автостудия" направило в Комитет по управлению имуществом Управы г. Тулы проект договора купли-продажи спорного участка, в котором выкупная цена была определена истцом на основании ст.2 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие ЗК РФ" в размере пятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. В связи с тем, что данное предложение истца было оставлено Комитетом без ответа, ООО "Автостудия" обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка на условиях предложенного им проекта договора.
Рассматривая данное требование истца, суд пришел к выводу, что Комитет по управлению имуществом Управы г.Тулы не может являться надлежащим продавцом спорного земельного участка и, соответственно, надлежащим ответчиком по делу, поскольку земельный участок находится в государственной собственности Тульской области и его приватизация должны# быть осуществлена Комитетом по управлению государственным имуществом Тульской области.
Довод заявителя жалобы о неправильном применении судом норм материального права является необоснованным и не может быть принят во внимание в силу следующего.
В соответствии с п. 10 ст.3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ от 25.10.2001 г., до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжениями землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. В силу ч.1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. На момент обращения ООО "Автостудия" с заявлением о выкупе спорного земельного участка вступил в действие Федеральный закон от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в соответствии с п.3 ст. 28 которого решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации объектов недвижимости, расположенных на этих земельных участках.
На спорном земельном участке расположены приобретенные заявителем у ЗАО АНПФ "Прометей" на основании договора купли-продажи от 01.08.2001 г. объекты недвижимости, которые ранее находились в областной собственности и были выкуплены коллективом малого предприятия "Лидер" (правопредшественник ЗАО АНПФ "Прометей) в процессе приватизации по договору о выкупе государственного имущества от 25.12.91 г., заключенному с Комитетом по управлению имуществом Тульской области. Поскольку решение о приватизации государственного имущества принималось Комитетом по управлению имуществом Тульской области, то соответственно и решение о приватизации спорного земельного участка, находящегося в государственной собственности Тульской области, должно приниматься тем же Комитетом, а не органом местного самоуправления. Аналогичная процедура по продаже земельных участков была предусмотрена и до вступление в действие вышеупомянутого Закона, что подтверждается п. 4 Указа Президента РФ от 22.07.1994 г. N 1535 "Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 01.07.1994 г.", в связи с чем ссылка ООО "Автостудия" о том, что его обращение в Управу г. Тула с заявлением о выкупе земли произведено им в соответствии с требованиями законодательства, является несостоятельной.
Не усматривает суд апелляционной инстанции и нарушений норм процессуального права, выразившихся, по мнению истца, в непривлечении судом к участию в деле в качестве второго ответчика Комитете по управлению государственным имуществом Тульской области. Суд первой инстанции правомерно отклонил заявленное истцом ходатайство ввиду несоблюдения последним досудебного порядка урегулирования спора с КУИ Тульской области.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и отмены принятого по делу судебного акта.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 04 июня 2003 года по делу N А68-ГП-65/4-03 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Расходы по уплате госпошлины отнести на заявителя жалобы.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
К.П. Афонин |
|
О.А. Гречко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тульской области от 22 августа 2003 г. N А68-ГП-65/4-03
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Тульской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве