Предприятие обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованием о признании недействительным решения Инспекции о взыскании доначисленной суммы налога на добавленную стоимость. Указанное решение мотивировано тем, что, согласно п.1 ст.169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, является счет-фактура, который должен соответствовать требованиям п.6 ст.169 НК РФ. Поскольку в результате встречной налоговой проверки установлено, что указанный в счете-фактуре поставщик не существует, то, по мнению налогового органа, счета-фактуры, выписанные такой организацией, не могут являться документами, служащими основанием для принятия предъявленных сумм к вычету или возмещению. Проанализировав материалы дела и доводы сторон, суд пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего. В соответствии со ст.166 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как соответствующая ставке процентная доля налоговой базы, которой является выручка от реализации товаров (работ, услуг), исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг). Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Вычетам, в частности, подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п.2 ст.170 НК РФ. При этом, согласно п.1 ст.172 НК РФ, вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно п.1 ст.172 и п.1 ст.169 НК РФ основанием для производства вышеуказанных налоговых вычетов является счет-фактура, выставленный продавцом при приобретении товаров (работ, услуг). В свою очередь, в соответствии с п.п.5, 6 ст.169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны:
- порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
- наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
- наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
- номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
- количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
- цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
- стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;
- сумма акциза по подакцизным товарам;
- налоговая ставка;
- сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
- стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;
- страна происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации (в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация).
Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Согласно п.2 ст.169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. При этом, как следует из содержания статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", первичные бухгалтерские документы должны содержать достоверную информацию. Таким образом, поскольку условием, необходимым для возмещения из бюджета суммы НДС, является представление счетов-фактур, предусмотренных статьей 169 НК РФ, в которых, в частности, должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, а согласно ст.9 Закона "О бухгалтерском учете" счета-фактуры должны содержать достоверные сведения, в том числе, о наименовании, адресе и идентификационных номерах налогоплательщика и покупателя, то, следовательно, налогоплательщик, претендующий на возмещение из бюджета уплаченного при приобретении товара НДС, обязан представить счета-фактуры с указанием среди прочего достоверной информации о наименовании, адресе и идентификационных номерах налогоплательщика и покупателя. В представленных счетах-фактурах указаны наименование Поставщика, его идентификационный номер и адрес. Вместе с тем, по сообщению налогового органа, полученному Инспекцией в ходе проведенных мероприятий налогового контроля, организация с указанным наименованием не состоит на налоговом учете и ранее не состояла, указанного ИНН в базе данных Единого государственного реестра налогоплательщиков не существует. В ходе судебного разбирательства судом неоднократно направлялись запросы в налоговый орган о наличии организации, указанной в счете-фактуре, с указанным ИНН по указанному адресу, а также о фактической уплате им НДС в бюджет по перечисленным счетам-фактурам. Из представленного по запросу суда ответа усматривается, что организация с указанными в счетах-фактурах наименованием и реквизитами отсутствует, указанный ИНН не существует. Таким образом, представленные Предприятием в обоснование применения налоговых вычетов счета-фактуры содержат недостоверные сведения и, следовательно, не могут служить доказательством обоснованности возмещения НДС из бюджета.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В нарушение ст.65 АПК РФ доказательств достоверности сведений, указанных в перечисленных счетах фактурах, заявителем не представлено. Таким образом, заявителем не подтверждена обоснованность применения налогового вычета в отношении налога, уплаченного Поставщику при приобретении товаров. Учитывая изложенное, решением Инспекции обоснованно было установлено завышение Предпринимателем суммы налоговых вычетов по НДС. При таких обстоятельствах Арбитражный суд Тульской области в удовлетворении требований заявителя отказал.
Юридический отдел
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Управления ФНС России по Тульской области "Судебная практика по возмещению налога на добавленную стоимость по Тульской области"
Текст информации опубликован: Газета "Аудит-партнер", N 23, от 12 декабря 2004 г.