Прокуратурой области проведена проверка исполнения Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Устава (Основного закона) Тульской области в части законности издания администрацией области постановлений о структуре администрации Тульской области.
Проверкой установлено следующее.
Согласно п.1 ст. 8 и п.1 ст. 33 Устава (Основного закона) Тульской области от 12.11.2001 N 265-ЗТО администрация Тульской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тульской области.
В статье 28 Устава (Основного закона) Тульской области закреплено, что в области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с администрацией области. Губернатор области возглавляет администрацию области и является ее руководителем.
Администрация области формирует иные (отраслевые, функциональные) органы исполнительной власти области.
В соответствии пунктами 2 и 3 ст. 33 Устава (Основного закона) Тульской области администрация области состоит из губернатора области, вице - губернатора, первого заместителя губернатора области - руководителя аппарата администрации области, заместителей губернатора области, руководителя органа по управлению государственным имуществом области и руководителя финансового органа.
Администрация области формируется губернатором области. Структура и порядок ее формирования устанавливаются законом области.
Данные нормы Устава (Основного закона) Тульской области были приняты в соответствии с пунктом "м" пункта 2 ст.5 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29.07.2000 N 106-ФЗ), согласно которому законом субъекта Российской Федерации утверждается схема управления субъектом Российской Федерации, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение данного Федерального закона и Устава (Основного Закона) Тульской области областной Думой был принят Закон Тульской области от 17.06.2002 N 316-ЗТО "О схеме управления Тульской областью и структуре администрации Тульской области", редакция которого действует до настоящего времени.
В статье 2 данного закона определено, что в структуру администрации Тульской области входят: губернатор области, вице - губернатор области, первый заместитель губернатора - руководитель аппарата администрации области, не более семи заместителей губернатора области, заместитель губернатора области - председатель комитета по управлению имуществом области, руководитель финансового органа области. Все должностные лица администрации области осуществляют свою деятельность под непосредственным руководством губернатора области.
Губернатор области и должностные лица администрации области обеспечивают согласованное функционирование и взаимодействие системы органов исполнительной власти Тульской области, которая определена в приложении 2 к данному областному закону.
На основании действовавшего в тот период времени законодательства администрацией области было принято постановление от 17 декабря 2002 г. N 819 "О структуре органов исполнительной власти Тульской области", которым утвердила вышеназванную структуру. Позже постановлениями администрации от 27 июня 2003 N 388, от 17 июля 2003 N 456, от 24 декабря 2003 N 842 в вышеназванное приложение вносились изменения, касающиеся названий отраслевых функциональных органов исполнительной власти области и их переподчинения заместителям губернатора области.
08 июля 2003 года в "Российской газете" был опубликован Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ, (вступивший в законную силу с момента опубликования) "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В соответствии с пунктом 5 статьи 1 данного Федерального закона подпункт "м" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" изложен в редакции, согласно которой структура исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается законом (т.е. утверждаться законом области должна не структура администрации области, а структура исполнительных органов администрации области).
В статье 3 Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ закреплено, что конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, действующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, считаются изданными с нарушением Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.07.2003 N 95-ФЗ), и вступившие в силу с момента опубликования, постановления администрации Тульской области от 17 июля 2003 N 456 и от 24 декабря 2003 N 842, так как ими вносились изменения в нормативный правовой акт, противоречащий новой редакции вышеназванного закона, и который уже не должен применяться.
С учетом требований федерального законодательства, постановления администрации области, утверждающие структуру органов исполнительной власти Тульской области, должны быть признаны утратившими силу до 08 января 2004. Однако в нарушение статьи 3 Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ эти требования администрацией области не исполнены. До настоящего времени администрация области не представила в Тульскую областную Думу проект Закона Тульской области о структуре исполнительных органов Тульской области.
Кроме того, более 2 лет администрация области не исполняет требования п.2 ст. 73 Устава (Основного закона) Тульской области. До сих пор не разработан проект Закона Тульской области об администрации Тульской области.
Данные нарушения стали возможными вследствие того, что государственные служащие исполнительного органа государственной власти Тульской области ненадлежащим образом исполняют свои должностные обязанности, не соблюдают принципы государственной службы, закрепленные в статье 5 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" о верховенстве Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также об ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
О несвоевременном приведении в соответствие с федеральным законодательством нормативных правовых актов, принятых администрацией Тульской области прокуратура сообщала и ранее. В представлениях прокурора области неоднократно ставился вопрос о разработке мер, направленных на укрепление законности, о повышении требовательности к государственным служащим, ответственным за разработку проектов постановлений от имени администрации и губернатора области. Однако принятые меры являются неэффективными, что подтверждается вышеперечисленными нарушениями.
В случае не устранения нарушений прокуратура области воспользуется всеми имеющимися полномочиями для восстановления законности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" предлагаю:
Рассмотреть настоящее представление и принять меры, направленные на устранение нарушений Федерального закона ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Устава (Основного закона) Тульской области.
Признать утратившими силу постановления администрации области:
- от 17 декабря 2002 года N 819 "О структуре органов исполнительной власти Тульской области";
- от 27 июня 2003 N 388 "О внесении изменения и дополнения в постановление администрации Тульской области от 17.12.2003 N 819 "О структуре органов исполнительной власти Тульской области";
- от 17 июля 2003 N 456 "О внесении изменений в постановление администрации Тульской области от 17.12.2003 N 819 "О структуре органов исполнительной власти Тульской области";
- от 24.12.2003 N 842 "О внесении изменения в постановление администрации Тульской области от 17.12.2002 N 819 "О структуре органов исполнительной власти Тульской области".
Разработать проекты законов области и направить в Тульскую областную Думу о структуре исполнительных органов государственной власти Тульской области и об администрации Тульской области.
Привлечь к ответственности государственных служащих, не соблюдающих принципы государственной службы, за подготовку постановлений от имени администрации Тульской области, противоречащих федеральному законодательству; за непринятие мер к отмене ранее принятых постановлений, вступивших в противоречие с ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; за нарушение сроков разработки проектов Закона Тульской области об администрации Тульской области и о структуре исполнительных органов государственной власти Тульской области.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
О результатах принятых мер сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.И. Ханжин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Прокуратуры Тульской области от 23 января 2004 г. N 7-3/1 "Об устранении нарушений ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Устава (Основного закона) Тульской области"
Текст преставления официально опубликован не был