Прокуратурой области проведена проверка исполнения федерального законодательства о государственной службе, в ходе которой было установлено, что региональное законодательство требует усовершенствования.
Тульской областной Думой принят Закон Тульской области "О государственной службе Тульской области" от 29 мая 1997 N 51-ЗТО, который действует в редакции Закона Тульской области от 24.07.2001.
Отдельные нормы данного закона не соответствуют действующему в настоящее время федеральному законодательству.
Правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации установлены Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 N 119-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.02.1999 N 35-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 27.05.2003 N 58-ФЗ). Правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации определены Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 N 58-ФЗ (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Тульской области "О государственной службе Тульской области" под государственной службой области в настоящем Законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов области.
Однако в п. 1 статьи 1 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации под "государственной службой" понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению полномочий субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Вышеназванными федеральными законами в настоящее время определено, что деятельность лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, данными законами не регулируется. В связи с этим из пункта 1 ст.1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" был исключен подпункт 1 о том, что в перечень государственных должностей входят должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие), - государственные должности категории "А".
Однако Закон Тульской области "О государственной службе Тульской области", несмотря на произошедшие изменения в этой части, остался прежним. В п.1 ст.1 Закона Тульской области до сих пор существует норма, согласно которой государственные должности включают в себя государственные должности категории "А" - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Тульской области для непосредственного исполнения полномочий государственных органов..
Кроме того, в статье 2 Федерального закона от 27 мая 2003 N 58-ФЗ определено, что система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительную службу. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Следовательно, закон области должен регулировать организацию государственной гражданской службы, и не использовать правовые понятия, которые в федеральном законе имеют более широкое значение.
Действующим федеральным законодательством установлены определенные гарантии для государственных служащих.
Согласно пункту 7 ст. 15 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" пенсионное обеспечение за выслугу лет является одной из таких гарантий. В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию в Российской Федерации государственным и муниципальным служащим определяются законом субъекта Российской Федерации. Однако в Тульской области до сих пор действует Закон области "О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих области" от 03.07.1997 N 58 - ЗТО (в редакции Закона Тульской области от 09.12.1999 N 164-ЗТО).
Данный закон был разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы".
Указами Президента Российской Федерации от 15.06.99 N 755 и от 13.12.2000 года в Указ Президента Российской Федерации от 16.08.95 N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы" внесены изменения в части увеличения срока замещения государственной должности Российской Федерации и минимально необходимого стажа государственной службы для установления доплаты к пенсии, а также в части снижения суммы ежемесячной доплаты к государственной пенсии. Перечислены обстоятельства, когда выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии приостанавливается и вновь возобновляется. Однако в законодательстве Тульской области эти изменения не нашли своего отражения.
Несвоевременное правовое регулирование вышеназванных вопросов привело к тому, что в Тульской области не исполняются требования ст. 134 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, согласно которой субъект Российской Федерации - получатель финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств его бюджета, в лучшие условия по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений. Данные факты могут негативно отразиться на социально - экономическом положении нашего региона, так как может быть прекращена выплата вышеназванной финансовой помощи из федерального бюджета из-за отсутствия достаточных оснований для ее получения.
С целью устранения нарушений бюджетного законодательства губернатором был направлен в Тульскую областную Думу проект Закона Тульской области "О пенсии за выслугу лет государственным и муниципальным служащим Тульской области", однако данный законопроект в первом чтении не рассмотрен до настоящего времени.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в настоящее время возникла существенная необходимость в приведении в соответствие с федеральным законодательством законы области, регулирующее вопросы государственной службы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" предлагаю:
Рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению в законодательстве Тульской области, регулирующем вопросы государственной службы, противоречий федеральному законодательству.
О результатах рассмотрения сообщить в прокуратуру области в течение месяца.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.И. Ханжин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Прокуратуры Тульской области от 5 марта 2004 г. N 7-3/91а "Об устранении нарушений федерального законодательства в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы государственной службы в Тульской области"
Текст представления официально опубликован не был