Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тульской области
от 26 октября 2004 г. N А68-АП-143/14-03
Арбитражный суд Тульской области в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.
судей: Глазковой Е.Н.,
Гречко О.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на решение арбитражного суда Тульской области от 23.08.2004 г. по делу N А68-АП-143/14-03 (судья Дохоян И.Р.) установил:
ОАО "Тулачермет" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения N 01-04 от 04.01.2003 г. Межрайонной инспекции МНС РФ по работе с крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (в настоящее время МИМНС по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области), отказывающего в проведении зачета в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль и обязать налоговый орган принять решение о зачете в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль излишне уплаченной суммы пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 70588954,14 руб., из которых 15031738,09 руб. а счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в федеральный бюджет и 55557216,05 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в бюджет Тульской области (уточненные требования).
Свои требования ОАО "Тулачермет" основывает на том, что 24.12.2002 г. оно обратилось в МИМНС РФ по работе с крупнейшими налогоплательщиками Тульской области с заявлением о зачете в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль излишне уплаченной за 1999 - 2002 г.г. пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 70588954,15 руб. Письмом N 01-04 от 04.01.2003 г. налоговый орган, ссылаясь на отсутствие переплаты пеней по налогу на пользователей автодорог, сообщил о невозможности проведения зачета пеней в заявленной сумме в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль. При этом налоговой орган исходил из того, что обязанность по уплате налога на пользователей автодорог возникает ежемесячно по итогам работы за истекший месяц и, поскольку ОАО "Тулачермет" нарушался срок уплаты данного налога, налоговый орган правомерно произвел начисление пеней, начиная с 15 числа соответствующего месяца. ОАО "Тулачермет", не соглашаясь с данной позицией налоговой инспекции, считает, что оснований для начисления пени за просрочку в уплате налога на пользователей автомобильных дорог не имелось, поскольку ни федеральным, ни региональным законодательством, устанавливающим обязанность уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, не установлен срок его уплаты, а потому обязанность уплаты данного налога наступает по окончании налогового периода (соответствующего календарного года).
Принятым по делу решением от 23.08.2004 г. требования ОАО "Тулачермет" удовлетворены частично: оспариваемое заявителем решение признано недействительным в части отказа в проведении зачета в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль излишне уплаченной пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог в части отказа произвести зачет в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в бюджет Тульской области излишне уплаченной в территориальный дорожный фонд пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог в сумме 26276014,37 руб., и суд обязал МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области принять решение о зачете в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль, зачисляемых в бюджет Тульской области, излишне уплаченной в территориальный дорожный фонд пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог в сумме 26276014,37 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано. При этом суд исходил из того, что правовые основания имелись лишь для начисления пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд по сроку ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Что касается налога, уплачиваемого в территориальный дорожный фонд, то суд пришел к выводу, что для данного конкретного налога отсутствовал специальный налоговый период, в силу чего согласно ст.55 НК РФ определение налоговой базы для исчисления сумм налога для пользователей автодорог в данный фонд должно производиться по итогам календарного года - общего налогового периода.
Межрайонная ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области, не согласившись с указанным решением в части удовлетворения заявленных ОАО "Тулачермет" требований, просит его в этой части отменить и отказать налогоплательщику в удовлетворении его требований в полном объеме. Оспаривая данный судебный акт, налоговый орган считает, что решение принято с нарушение норм материального права, а изложенные в нем выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В частности, заявитель жалобы не согласен с выводом суда об отсутствии в спорный период законно установленного налогового периода применительно к налогу на пользователей автодорог, уплачиваемому в территориальный бюджет. При этом он указывает, что, несмотря на то, что налог на пользователей автомобильных дорог зачисляется как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды, названный налог в соответствии с подпунктом "м" п.1 ст.19 Закона РФ от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" является единым федеральным налогом, исчисляемым от общей налоговой базы на основании единой декларации по данному налогу, сдаваемых по итогам отчетных налоговых периодов. В силу этого, отчисления налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд должны производится в сроки, предусмотренные для уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд. Срок уплаты налога на пользователей автомобильный дорог - ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц, установлен п.10 постановления Верховного Совета РФ от 23.-1.92 г. N 2235-1, также п.38 Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 г. N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", которая действовала в рассматриваемый период и регулировала порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, в т.ч. в территориальные дорожные фонды. Приостановление действия вышеназванного Постановления ВС РФ на 2001 год, по мнению налоговой инспекции, не отменяло обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог, а следовательно, и не изменило сроки уплаты этого налога, т.к. Закон о дорожных фондах в РФ в части установления обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный бюджет являлся в спорный период действующим. Поскольку налогоплательщиком нарушался срок уплаты данного налога, установленный законодательством, инспекцией обоснованно произведено начисление пеней на несвоевременную уплату налога, переплата по которым на момент обращения ОАО "Тулачермет" с заявлением о проведении зачета отсутствовала.
Законность и обоснованность решения от 23.08.2004 г. проверены в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст.270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы и возражения против них ОАО "Тулачермет", суд апелляционной инстанции считает, что содержащиеся в решении суда первой инстанции выводы основаны на нормах действующего законодательства и материалах дела.
Из материалов дела следует, что фактически возникший между сторонами спор касается вопроса обоснованности начисления пеней при нарушении срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, подлежащего зачислению в территориальный дорожный фонд.
В соответствии со статьями 1 и 11 Закона РФ от 27.09.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшими до введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а, следовательно, установление круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налогов в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим законом.
Налог на пользователей автомобильных дорог указан в подпункте "м" п.1 ст.19 Закона РФ от 27.09.91 г. N 2118-1 как федеральный налог. Этим же пунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно п.5 названной статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 2 Закона РФ от 18.10.91 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в редакции от 24.03.2001 г.) определено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.
Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога установлен законодательным актом Российской Федерации - постановлением Верховного Совета РФ от 23.01.92 г. N 2235-1. Этим документом утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда РФ, в соответствии с п.10 которого предприятия перечисляют установленный Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц. Однако пунктом 6 приложения 38 к Федеральному закону от 27.12.2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", пунктом 7 приложения 17 к Федеральному Закону от 30.12.2001 г. N 194-ФЗ от 30.12.2001 г. "О федеральном бюджете на 2002 год" действие постановления Верховного Совета РФ от 23.01.92 г. N 2235-1 приостановлено соответственно на 2001 и на 2002 год. Иных законодательных актов федерального уровня об установлении срока уплаты этого налога в указанный период принято не было. Из норм ст.8 ФЗ от 30.12.2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" следует, что в 2002 г. налог на пользователей автомобильных дорог отнесен к прочим федеральным налогам, зачисляется в доходы федерального бюджета.
Законом Тульской области "О территориальном дорожном фонде" от 28.12.95 г. N 23-ЗТО (в редакции Закона ТО от 10.02.2000 г. N 174-ЗТО) срок уплаты налога в территориальный дорожный фонд не установлен.
Довод заявителя жалобы о том, что приостановление действия постановления Верховного Совета РФ от 23.01.92 г. N 2235-1 не изменяет сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, в силу чего у ОАО "Тулачермет" существовала обязанность уплачивать в спорный период данный налог в территориальный бюджет в установленные сроки, суд считает несостоятельным. Приостановление действия указанного законодательного акта, которым установлен срок уплаты налога означает только то, что в период, на который приостанавливается действие этого акта, данный акт применяться не может, а поскольку срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд законом субъекта Российской Федерации установлен не был, то у налогоплательщика в спорный период отсутствовала обязанность уплачивать данный налог в срок, определенный в п.10 Порядка уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, утвержденного вышеуказанным постановлением ВС РФ.
Кроме того, суд считает несостоятельной ссылку налогового органа на то обстоятельство, что ОАО "Тулачермет" обязан был уплачивать налог в срок, предусмотренный в п.38 Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 г. N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды". Поскольку данная Инструкция не относится к актам законодательства о налогах и сборах, и в том случае, когда приостановлено действие законодательного акта, устанавливающего срок уплаты налога и во исполнение которого принят нормативный акт, в данном случае Инструкция МНС, руководствоваться этим нормативным актом налоговый орган не может.
При разрешении спора суд первой инстанции обоснованно руководствовался нормами ст.ст.55 и 57 Налогового кодекса РФ и правомерно сделал вывод о том, что при отсутствии прямого указания о налоговом периоде в законодательном акте о конкретном налоге, налоговым периодом признается календарный год. Пени соответственно исчисляются в этом случае за нарушение срока уплаты по итогам налогового периода.
Таким образом, содержащийся в решении вывод о том, что у налогового органа не имелось правовых оснований для отказа заявителю в проведении зачета излишне уплаченной им пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в сумме 26276014,37 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в территориальный бюджет, является правомерным.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает принятое по делу решение законным и обоснованным, в силу чего оснований для его отмены не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд постановил:
решение от 23 августа 2004 года по делу N А68-АП-143/14-03 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
Е.Н. Глазкова |
|
О.А. Гречко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тульской области от 26 октября 2004 г. N А68-АП-143/14-03
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Тульской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве