Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1.3. Особенности формирования рынка труда на 2004-2006 годы
Особенностью формирования рынка труда на 2004-2006 годы является и то, что по прежнему идет уменьшение уволенных с предприятий города и района.
Это объясняется тем, что для специалистов, имеющих определенную квалификацию, рынок труда предлагает гораздо больше рабочих мест, с лучшими условиями труда и более высокой заработной платой, и они переходят на эти рабочие места. Именно поэтому, в настоящее время во многих хозяйствах района, в строительных организациях, на предприятиях с низкой оплатой труда недостает квалифицированных специалистов.
В целом в 2004-2006 годах ожидается снижение высвобождения работников с предприятий различных форм собственности, с 380 чел. в 2004 году до 348 чел. в 2006 году. И в основном оно будет проходить из-за структурных изменений и падения производства в различных отраслях материального производства.
62% будет высвобождено с предприятий промышленности, 21% - из других отраслей (ЖКХ). Из непроизводственной сферы высвобождение ожидается в народном образовании и в системе госслужбы в связи с реорганизацией.
На 1 января 2002 года вакансии соответственно составили 24%, 16%, 13%, 9%, и на 1 января 2003 года - 30%, 15%, 11%, 5%. Из этих данных видно, что растут потребности в квалифицированных рабочих, рабочих строительных специальностей и рабочих сельского хозяйства.
Для 2003 года характерны рост вакансий в сфере промышленности, строительстве и в сельскохозяйственном производстве, превышение принятых на предприятия над выбывшими с них. Да и общий сбор вакансий в мае 2003 года достиг 846 вакансий, в сравнении с 2001 годом - 354 вакансий.
Общая оценка спроса на рабочую силу в 2004-2006 годах показывает, что спрос будет соответственно 3665/3720/3785 чел., из них на вакансии и свободные места по заявкам работодателей 2932/2976/3028 чел., на дополнительные рабочие места и вакансии, предусмотренные к вводу 733/744/757 чел.
Однако потенциальное предложение рабочей силы службой занятости из года в год снижается. Причина в том, что специалисты и рабочие основных профессий уволенные с таких предприятий как Химкомбинат, шахта "Никулинская", ОАО "Тяжпромарматура" на другие предприятия не могут быть трудоустроены из-за отсутствия нужной квалификации. Трудоустройство на неквалифицированные работы сдерживается из-за низкой оплаты труда, а в строительные организации, сельскохозяйственное производство еще из-за задержек выплаты заработной платы.
В 2004 году ожидается обращение в службу занятости в 2 раза больше лиц, демобилизованных из вооруженных сил и из мест лишения свободы. Но если первые обратятся по причине досрочного окончания службы из-за участия в боевых действиях, то вторые по причине амнистии. Работа с уволенными из вооруженных сил осложнена тем, что большинству прошедших горячие точки, нужна психологическая реабилитация, а затем чуткое отношение к каждому обратившемуся со стороны специалистов ЦЗН. А вот работу с лицами из мест лишения свободы улучшить можно только с помощью правоохранительных органов.
Предложение рабочей силы выпускников СУЗов в 2003 году характеризуется следующим образом.
Из 293 выпускников профтехучилищ в службу занятости обратятся 39 чел., их трудоустройство возможно по полученной специальности, однако трудоустройство 65 выпускников химико-технологического и гидрометеорологического техникумов, которые обратятся в службу занятости будет затруднено. Сложность заключена в том, что химики-технологи, экономисты, метеорологи, бухгалтера на рынке труда не востребованы. На 2004-2006 годы ожидается увеличение количества обратившихся в службу занятости выпускников профтехучилищ по вопросам трудоустройства. Причина - реальная помощь службы занятости в их трудоустройстве.
И выпускников техникумов, которые обратятся в службу занятости в 2004-2006 годы ожидается увеличение соответственно 70/75/79 чел
Миграция населения в трудоспособном возрасте имеет отрицательный баланс. Из города убывает больше лиц в трудоспособном возрасте, нежели чем прибывает. Уменьшается и количество лиц не занятых трудовой деятельностью и учебой. Привлечение этих категорий граждан в службу занятости осложнено тем, что в городе продолжает существовать неформальная занятость. Это работа по договорам как в г. Алексине, г. Туле и области, в мегаполисе - Москве и Подмосковье. Этот вид деятельности является источником дохода для 700 жителей города и района.
Прогноз источников формирования рынка труда на 2004-2006 годы позволяет сделать вывод, что произойдет медленное сокращение трудоспособного населения нашего города и района, незанятого никакими видами деятельности. Причины в расширении рынка труда и ухудшении социального положения жителей города и района.
Прогнозируется также сокращение числа уволенных с предприятий по текучести, с 2498 чел., в 2004 году, 2269 в 2005 году, до 2081 чел в 2006 году.
Программа направлена на организацию наиболее полной занятости на территории района, на дальнейшее снижение негативных последствий, связанных с потерей гражданином работы и заработка, выработку путей реализации Закона "О занятости населения в Российской Федерации".
Решение задачи обеспечения занятости населения предполагается через следующие направления: - эффективное использование имеющегося производственного потенциала и направление незанятых граждан на имеющиеся и заявленные в отдел занятости вакансии и свободные рабочие места;
- создание дополнительных рабочих мест на стабильно работающих и развивающихся предприятиях;
- создание рабочих мест на предприятиях малого бизнеса;
- ориентирование граждан, обращающихся в отдел занятости за помощью в трудоустройстве на организацию самостоятельного дела и оказание им в этом финансовой и правовой помощи;
Предполагается в 2003 году трудоустроить из числа граждан, обратившихся в службу занятости, на вакантные места по заявкам работодателей 1986 человек. 2 человека будут трудоустроены на вновь создаваемых рабочих местах, организуемых за счет самостоятельной занятости граждан из числа безработных, а также открытия ими собственного дела или малых предприятий. В 2004 году предполагается трудоустроить соответственно 2007 и 2 человека. В 2005 году предполагается трудоустроить соответственно 2021 и 2 человека. В 2006 году предполагается трудоустроить соответственно 2041 и 2 человека.
Вновь создаваемые рабочие места, организуемые в 2004 - 2006 годах за счет самостоятельной занятости граждан из числа безработных, а также открытия ими собственного дела или малых предприятий будут созданы с привлечением финансовых средств.
Общая безработица в 2000-2003 годах имела тенденцию к увеличению с 4,2 тыс. чел. в 2000 году до 5,9 тыс. чел. в 2003 году или с 10,4% до 13%. Прогноз общей безработицы в 2004-2006 годах показывает, что идет постепенное ее снижение с 12,63% в 2004 году до 11,66 в 2006 году.
Анализ источников формирования рынка труда на 2001-2003 годы позволяет сделать вывод, что шло медленное сокращение трудоспособного населения нашего города и района, незанятого никакими видами деятельности. Так если на 1 января 2003 года оно составляло 5,9 тыс. чел., то в 2006 году прогнозируется - 5 тыс. чел. Причины в расширении рынка труда и ухудшении социального положения жителей города и района.
Динамика регистрируемой безработицы в 2001-2003 годах имеет тенденцию к увеличению в абсолютных показателях с 520 чел. в 2001 году до 609 чел. в 2002 году. На 1 мая 2003 года на учете в ЦЗН состояло 583 безработных.
Уровень безработицы в процентах составил 1,38%, 1,56%, 1,4%.
Ежегодно уменьшается и количество состоящих на учете мужчин: с 37,3% в 2001 году, 31,2% в 2002 году, на 1 мая 2003 года - 30,2%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.