Заслушав и обсудив информацию председателя комитета по охране окружающей среды администрации муниципального образования Новомосковский район Маслова В.В. об экологической обстановке в муниципальном образовании Новомосковский район, руководствуясь Федеральными законами N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды", N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в соответствии со ст.14-1 Устава муниципального образования Новомосковский район, Собрание представителей решило:
1. Информацию председателя комитета по охране окружающей среды администрации муниципального образования Маслова В.В. об экологической обстановке в муниципальном образовании Новомосковский район принять к сведению.
2. Направить губернатору Тульской области Дудке В.Д. и в Тульскую областную Думу обращение, затрагивающее комплекс проблем по улучшению экологической обстановки на территории муниципального образования (прилагается).
4#. Решение вступает в силу с момента принятия.
5#. Контроль выполнения настоящего решения возложить на председателя постоянной депутатской комиссии по приоритетным направлениям социального развития муниципального образования Тарасова В.И.
Глава
муниципального образования |
И.М. Потапов |
Собрание представителей
Новомосковского района
301670, Тульская обл., г. Новомосковск,
ул. Комсомольская, д. 32/32, тел. 6-33-44
от ________________N _________________
Обращение Собрания представителей Новомосковского района
Собрание представителей Новомосковского района и администрация муниципального образования Новомосковский район обращаются к Вам в связи со сложившейся неблагоприятной экологической обстановкой на территории нашего города и района и в связи с участившимися в последнее время обращениями жителей г. Новомосковска в адрес администрации с жалобами на присутствие в воздухе неприятных раздражающих запахов порошка, нафталина и других различных химических примесей, которые наблюдаются в основном в утреннее и в ночное время.
В соответствии с действующим федеральным законодательством в области охраны окружающей среды в ходе комплексных проверок совместно с контролирующими службами были получены и проанализированы имеющиеся на предприятиях нормативные документы, инструкции, регламенты и разрешения на выбросы и сбросы.
Такие крупные предприятия, как НАК "Азот", ООО "Кнауф Гипс Новомосковск", ООО "Проктер энд Гэмбл - Новомосковск", ОАО "Новомосковская ГРЭС", ОАО "Комбинат органического синтеза", в том числе расположенные на его территории вновь образованные предприятия: ООО "Оргсинтез", ООО "Омега-Холдинг", ЗАО "ФМРус", ООО "Полипласт", ООО "Промышленные инновации", а так же ОАО "Новомосковскогнеупор", являющиеся основными загрязнителями окружающей среды, в последнее время, открывая новые производства и наращивая мощности, получают разрешения на увеличение объемов выбросов и сбросов одновременно с согласованием в разрешительных федеральных структурах уменьшения размеров действующих санитарно-защитных зон.
Так, например, НАК "Азот" выдано разрешение на выброс 27 тыс. т/год, в то время как ранее разрешение было на - 24 тыс. т/год. Несмотря на незначительное как это кажется в абсолютных единицах увеличение, по отдельным веществам (I - III класса опасности), согласованные выбросы увеличены от 5 до 36 раз по таким веществам как: сулема, ртуть металлическая, алюминия оксид, хлор, азота оксид, масло минеральное.
Несмотря на это, предприятиям, имеющим в своих выбросах вещества I - III класса опасности, согласованы проекты по уменьшению размеров санитарно-защитных зон с исключением из них ранее действующего жилого фонда с проживающим в нем населением. Вновь разработанные проекты санитарно-защитных зон уменьшены с 2 км. до 1 км, с действующих 500 м до 150-50 м., тем самым снимая ответственность предприятий в решении вопросов по сокращению экологической нагрузки на окружающую среду и воздействию на здоровье населения, вопросов благоустройства, рекультивации и озеленение этих территорий, а также расселения попадающего в санитарно-защитные зоны жилого фонда.
Считаем, что такие действия разрешительных структур не должны проходить без учета мнения органов местного самоуправления и общественности, так как все это приводит к ухудшению и без того напряженной социальной и демографической ситуации, обостренной загрязнением территории в результате чернобыльской катастрофы (смертность превышает рождаемость, участились детские лейкозы, рак и другие заболевания).
Экспертиза предприятий в части экологической, санитарной и промышленной безопасности объектов также проводится без привлечения специалистов с мест - представителей территорий, где планируется размещение новых производств или реконструкция действующих.
При обращении на предприятия для получения ознакомительной информации о проводимых работах по разработке проектов санитарно-защитных зон, проектов предельнодопустимых выбросов и сбросов, а также заключений санитарноэпидемиологических служб, руководство предприятий отказывает в предоставлении интересующей информации, незаконно ссылаясь на отсутствие органов местного самоуправления в перечне служб, в которые эта информация предоставляется.
Наиболее остро в последнее время стоит вопрос контроля за загрязнением атмосферного воздуха. Действующая на предприятиях химического комплекса система аналитического контроля, как из источников выбросов, так и на границе санитарно-защитной зоны является ведомственной и не всегда носит объективный характер, основной причиной этого является человеческий фактор, а также внутриведомственная подчиненность лабораторий структурам, выдающим разрешения на выбросы и санитарные и экологические заключения на проекты.
Мониторинг атмосферного воздуха в жилой застройке города на постах лаборатории мониторинга за загрязнением атмосферного воздуха Росгидромета проводится по сокращенной программе, что не позволяет дать представление о реальном загрязнении атмосферного воздуха в г. Новомосковске.
Контроль выбросов загрязняющих веществ из источников предприятий осуществляется в соответствии с графиком лабораторией аналитического контроля и технических измерений (ФГУ ЦЛАТИ) ныне переданной в ведение Тульского управления Федеральной службы по экологическому и технологическому надзору. Контроль в соответствие с указанным графиком осуществляется не за всеми выбрасываемыми веществами и не на всех предприятиях. ФГУ ЦЛАТИ также осуществляет контроль за выбросами из источников и на договорных отношениях.
В соответствие с СанПиНом 2.1.6.1032-01 (п. 2.3) предотвращение появления запахов раздражающего действия и рефлекторных реакций у населения, а также острого влияния атмосферных загрязнений на здоровье в период кратковременных подъемов концентраций должно обеспечиваться соблюдением максимальных разовых ПДК (ПДКмр). Во исполнение указанного выше нормативного документа, функции по контролю за присутствием резких раздражающих запахов рефлекторного характера в воздухе населенных мест в части влияния загрязнений на здоровье населения, возложены на органы Роспотребнадзора.
В городе Новомосковске сравнительно часто наблюдаются неблагоприятные метеорологические условия, способствующие накоплению вредных примесей и препятствующих их рассеиванию в приземном слое воздуха. Среди неблагоприятных для рассеивания примесей метеорологических параметров отмечены штили, слабые ветра (1-2 м/с), приземные и приподнятые инверсии. Это подтверждается увеличением жалоб жителей города на повышенное загрязнение атмосферного воздуха в период НМУ, способствующих накоплению вредных веществ в воздухе.
Наиболее сложной задачей является создание системы защиты города от залповых выбросов предприятий в ночное время. Оптимальным решением этой проблемы является установка на границах санитарно-защитных зон предприятий систем автоматического контроля за загрязнением атмосферы, которые фиксировали бы такие случаи и оперативно сообщали бы о них на предприятия и в контролирующие органы.
Администрация муниципального образования неоднократно обращалась на предприятия с предложениями об организации постов производственного контроля, оснащенных автоматическими газоанализаторами и заведении информационной линии в общую сеть муниципальной службы АСК "Атмосфера", но вопрос до настоящего времени остается открытым. Этот вопрос также неоднократно поднимался и на заседаниях комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Приведенные выше факты указывают в первую очередь на то, что у органов местного самоуправления отсутствуют реальные рычаги воздействия на промышленные предприятия в их деятельности, в то время как руководство города и района несет персональную ответственность за безопасность, в том числе экологическую ее составляющую, проживающего на подведомственной территории населения, а также стоит на страже конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42 Конституции РФ).
Назрела необходимость разработки регионального закона, определяющего порядок участия органов муниципальной власти и наделения их отдельными полномочиями в регулировании деятельности индивидуальных предпринимателей, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов по вопросам охраны окружающей среды на территории муниципального образования.
К наиболее актуальным вопросам охраны окружающей среды, требующих прямого участия муниципальных образований, следует отнести:
1. Проведение независимой общественной экспертизы (с привлечением специалистов всех заинтересованных сторон) разработанных предприятиями проектов временно допустимых выбросов, временно согласованных выбросов, проектов организации санитарно-защитных зон.
2. Размещение новых и увеличение производственных мощностей существующих производств, являющихся источником загрязнения окружающей среды.
3. Разработка механизма временного ограничения мощностей промышленных предприятий на период возникновения неблагоприятных метеоусловий и обеспечение в полной мере выполнения Постановления администрации Тульской области N 39 от 13.01.06 г. "Об утверждении порядка подготовки и передачи прогнозов НМУ на территории Тульской области". Для достоверности планируемых к передаче метеорологических прогнозов (НМУ) рассмотреть возможность организации метеостанции Росгидромета непосредственно на территории Новомосковского района, насыщенной опасными химическими объектами.
4. Организация системы контроля загрязнения и качества окружающей среды, в первую очередь, атмосферного воздуха, что позволит исключить внутриведомственную подчиненность лабораторий.
5. Изменение границ санитарно-защитных зон промышленных предприятий, благоустройство и выселение жителей из санитарно-защитных зон.
В связи с вышеизложенным просим Вас рассмотреть возможность обсуждения, разработки и принятия на уровне субъекта Российской Федерации соответствующего законодательного акта.
От имени депутатов Собрания представителей
Новомосковского района
Глава муниципального образования |
И.М. Потапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания представителей Новомосковского района от 24 августа 2006 г. N 22-2 "Об экологической обстановке в муниципальном образовании Новомосковский район"
Настоящее решение вступает в силу с момента принятия
Текст решения официально опубликован не был