Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тульской области
от 18 апреля 2007 г. N А68-ГП-10/7-06
председательствующего Можеевой Е.И.
судей: Байрамовой Н.Ю.,
Полынкиной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Радивон П.С.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 31 октября - 8 ноября 2006 по делу N А68-ГП-10/7-06 (судья Шестопалова Т.А.), принятое по иску Комитета по управлению государственным имуществом Тульской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области, третье лицо: ГУК Тульской области "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" о признании права собственности установил:
Комитет по управлению государственным имуществом Тульской области (далее Комитет) обратился в Арбитражный суд Тульской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области, третье лицо: ГУК Тульской области "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" о признании права собственности Тульской области на памятник архитектуры - жилой дом 1-ой четверти XIX в., расположенный по адресу г. Тула, ул. Благовещенская, д. 8-в.; обязании Территориального комитета Федерального агентства по управлении федеральным имуществом по Тульской области исключить из реестра федерального имущества памятник архитектуры - жилой дом 1-ой четверти XIX в., расположенный по адресу г. Тула, ул. Благовещенская, д. 8-в.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 31 октября - 8 ноября 2006 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда, Комитет по управлению государственным имуществом Тульской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тульской области от 08.11.2006 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Заявитель жалобы считает, что указание спорного здания в перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения не влечет прекращение на него права областной собственности, возникшего в 1992 году, когда центр по охране и использованию памятников истории и культуры был передан в областную собственность.
Кроме того, судом первой инстанции не принят во внимание договор дарения гражданами дома Управлению культуры Тулоблисполкома от 19.06.1987 и дальнейшая процедура разграничения государственного имущества, подтвержденная постановлением Правительства РФ от 10.09.1992 N 690.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной.
Представитель ответчика с апелляционной жалобой не согласен, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Тульской области от 31 октября - 8 ноября 2006 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором дарения от 19.06.1987 граждане Тарасов В.В., Григорьева Л.И., Еремица И.С., Ушаков В.М. подарили Управлению культуры Тулоблисполкома жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: г. Тула, Советский пер., д. 12.
Согласно Постановлению Главы Администрации Тульской области N 71 от 11.12.1991 вышеуказанное здание "Жилой дом Грязевых" отнесено к памятникам истории и культуры Центрального района. Постановлением Правительства РФ от 10.09.1992 N 690 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Тульской области" предприятие - научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры, правопреемником которого является государственное учреждение культуры Тульской области "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры", было передано в областную собственность.
Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" в раздел III перечня "Памятники градостроительства и архитектуры" по г. Туле включен "Дом жилой, 1-ой четв. XIX века", расположенный по адресу: г. Тула, Советский пер., 12.
Постановлением Главы Администрации г. Тулы от 31.03.1995 N 306 "О возвращении Советскому переулку исторического наименования - улица Благовещенская" строение приобрело адрес: ул. Благовещенская, д. 12. В соответствии с постановлением Главы города Тулы от 06.04.1998 N 124 "Об упорядочении почтовой нумерации территориальных объектов в Центральном районе", дом получил адрес ул. Благовещенская, 8-в.
Решением комитета по управлению государственным имуществом Тульской области от 26.07.2002 N 132 "О закреплении здания-памятника федерального значения на балансе ГНПУ "Реставратор" спорное здание как памятник истории и культуры федерального значения было включено в реестр федерального имущества.
Ссылаясь на то, что решение Комитета не порождает правовых последствий, не выбывало из ведения области и в установленном порядке не передавалось в федеральную собственность, комитет по управлению государственным имуществом Тульской области обратился с настоящим иском в суд.
Рассмотрев данный спор, суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным.
Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В качестве таковых приложение 1 (раздел I) рассматривает объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Сторонами не оспаривается, что жилой дом N 8-В по ул. Благовещенская г. Тула относится к объектам историко-культурного наследия.
Пунктом 1 Указа Президента от 20.02.95 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" определено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.60 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР" с дополнениями, внесенными Постановлениями Совета министров РСФСР от 04.12.74 N 624 и от 07.09.76 N 495.
Поскольку спорный объект был включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, то в силу прямого указания закона последний относится исключительно к федеральной собственности.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что передача спорного здания состоялась до разграничения государственной собственности в Российской Федерации на основании Постановления Правительства РФ от 10.09.1992 N 690, несостоятелен.
Указанным Постановлением утвержден перечень предприятий, организаций и учреждений, передаваемых в государственную собственность Тульской области. В данный перечень включен Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры как учреждение Минкультуры России.
Доказательства передачи в областную собственность здания по адресу: г. Тула, ул. Благовещенская, д. 8-в, в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлены.
Ссылка заявителя жалобы на договор дарения гражданами спорного объекта Управлению культуры Тулоблисполкома от 19.06.1987, не принимается во внимание.
Указанная сделка была заключена в период действия Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, в соответствии со ст. 93 которого собственность делилась на государственную собственность, собственность колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, собственность общественных организаций.
Согласно ст. 94 Гражданского кодекса РСФСР государство является единственным собственником всего государственного имущества. Государственное имущество, закрепленное за государственными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
С учетом изложенного, жилой дом был передан в дар государству, а не отдельному государственному учреждению.
Обоснован также вывод суда первой инстанции о пропуске истцом срока исковой давности для предъявления данного требования, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности равен трем годам.
Закрепляя спорный объект за ГНПУ "Реставратор" своим решением N 132, комитет по управлению государственным имуществом Тульской области с 25.07.2002 знал, что данный объект находится в федеральной собственности.
Таким образом срок исковой давности истек 25.07.2005, в свою очередь, исковое заявление было подано Комитетом по управлению государственным имуществом по Тульской области в Арбитражный суд Тульской области только 14.11.2005.
Безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеуказанных обстоятельств суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета по управлению государственным имуществом Тульской области и отмены принятого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 31 октября - 8 ноября 2006 года по делу N А68-ГП-10/7-06 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.И. Можеева |
Судьи
|
Н.Ю. Байрамова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тульской области от 18 апреля 2007 г. N А68-ГП-10/7-06
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Тульской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве